Технологическая карта урока математики «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Кузнецова Юлия Александровна

Цель урока: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки.

Задачи урока: формирование следующих предметных умений:

  • умение моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»;
  • умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;
  • умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму;
  • умение обучать детей работе с графическими моделями и записывать условие задачи в таблицу.

Планируемые  результаты: учащиеся познакомятся со скоростью движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием; научатся  моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; работать в парах и группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Ю.А.,

учитель начальных классов МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Урок математики в 4 классе

Тема: «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».

Цель урока: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки. 

Задачи урока: формирование следующих предметных умений:

  • умение моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»;
  • умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;
  • умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму;
  • умение обучать детей работе с графическими моделями и записывать условие задачи в таблицу.

Планируемые  результаты: учащиеся познакомятся со скоростью движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием; научатся  моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; работать в парах и группах.

Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осуществление для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения,  классификации объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей.

- коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретно-познавательных задач, развитие умения вступать в речевое общение.

- регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; оценивание своих достижений на уроке.

- личностные: понимание значимости  и практического применения математических знаний в жизни человека; формирование мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

        

Оборудование:  ноутбук, проектор,  PlickersCards, наглядный материал для доски, мультимедийная презентация, карточки для работы, секундомер, метр, рулетка, Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] - 5-е изд. - М.; Просвещение, 2016.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия с учащимися

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

- Мы умны, активны, зорки,

Нам нужны одни… «пятёрки!»

- Сегодня девизом нашего урока будут такие слова: «Тише едешь – дальше будешь».  Как вы  понимаете значение этой пословицы?

(Делай медленно, но уверенно – и тогда достигнешь цели.)

- Можно ли сказать, что эта пословица только о движении?

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Фронтальная .

2. Актуализация опорных знаний.

Устный счет. (с использованием PlickersCards)

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

3. Самоопределение к деятельности.

- Установите соответствия между величинами и единицами измерения, соедините стрелками.

- К какой величине вы не нашли единицы измерения? (к скорости).

- Что вы знаете об этой величине?

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной, узнать в каких единицах измеряется, с какими величинами связана).

Взаимопроверка.

Устанавливают соответствия между величинами и единицами измерения, соединяют  стрелками.

Формулируют задачи урока.

Индивидуальная работа.

4.Работа по теме урока.

Работа у доски.

1.  Для следующего задания я приглашаю к доске Семёна, а вы внимательно следите, что он будет делать.

  1.       (Вызываем одного ученика к доске).

- Семён, сделай, пожалуйста, шаг вперед.

- Ребята, скажите, Семён сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).

- Можем ли мы измерить длину шага Семёна? (Да). Возьмите метр и измерьте.

- Чему равна длина шага? (… см).

- Можем ли мы сказать, что Семён прошёл расстояние … см? (Да, можем).

Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.

-В чем можно измерить расстояние?

 (км, м, дм, см, мм)

Делаем вывод: S (эс) – расстояние (пройденный путь)

Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.

Заполняю опорный треугольник!!!

 2. Вызываем к доске другого ученика.

- Маша, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время.

- Ребята, Маша совершила движение? (Да).

- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Маша находилась в пути 3 секунды? (Да).

К каким единицам измерения относятся секунды? (времени)

-Какие единицы измерения времени, кроме секунд, вы еще знаете? (ч, мин)

t (тэ) – время (в пути)

Единицы измерения: ч, мин, с.

Заполняю опорный треугольник!!!

3. Знакомство со скоростью.

- Давайте измерим расстояние, которое прошла Маша.

- Оно равно (округляем) … см.

- Итак, Маша за 3 секунды прошла расстояние … см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого … см разделим на 3 с, получим … см).

Вывод: расстояние, пройденное за 1 секунду, называется скоростью. 1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: … см/с и говорят: скорость Маши – … сантиметров в секунду.

v (вэ) – скорость – расстояние, пройденной объектом за единицу времени.

Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.

Заполняю опорный треугольник!!!

- Давайте, запишем в тетрадь и возьмем в рамочку.

Оформим условие и запишем решение к нашей задаче.

… : 3 = … (см/с) – скорость Маши.

Ответ : … см/с.

Семён выходит к доске.

Семён делает один небольшой шаг.

Один ученик выходит и измеряет длину шага.

Ученица выходит к доске и

выполняет действия.

Два ученика берут рулетку и измеряют расстояние.

Записывают данные о новой величине.  

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

5.Динамическая пауза.

Физминутка «Самолёт»

6.Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 5.

-  Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч»? (В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.)

-  Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с». (В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000м, или 8км).

- Прочитайте задачу 1 в №9, с. 5.

- Рассмотрите таблицу.

- Как называется первый столбец, второй, третий?

- Что известно в задаче? (Расстояние и время.)

V

t

S

? км/ч

2 ч

120 км

- Решите первую задачу. (120:2 = 60(км/ч).)

-  Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)

Вывешиваю знак на опорный треугольник!

- Составьте задачи, обратные данной.

V

t

S

60 км/ч

? ч

120 км

60 км/ч

2 ч

? км

-  Как найти время, зная расстояние и скорость? (Нужно расстояние разделить на скорость.)

Вывешиваю знак на опорный треугольник!

120 : 60 = 2 (ч) - t.

Ответ: 2 ч.

-  Как найти расстояние, зная скорость и время? (Нужно скорость умножить на время.)

Вывешиваю знак на опорный треугольник!

60 . 2 = 120 (км) - S.

Ответ: 120 км.

-  Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)

- Что известно в задаче? (Расстояние и время.)

V

t

S

? км/ч

3 ч

120 км

- Решите вторую задачу. (120:3 = 40(км/ч).)

- Составьте задачи, обратные данной.

V

t

S

40 км/ч

? ч

120 км

40 км/ч

3 ч

? км

120 : 40 = 3 (ч) - t.

Ответ: 3 ч.

40 . 3 = 120 (км) - S.

Ответ: 120 км.

2. Представим, что нам надо рассудить спор двух друзей - Никиты и Максима. Никита пробежал 45 метров за 15 секунд, а Максим 60 метров за 20 секунд. Каждый считал себя лучшим. Никита говорит, что затратил меньше времени, а Максим не согласен. Помогите разобраться.

Решение:

  1. 45:15=3 м/с
  2. 60:20= 3 м/с

Ответ: скорости движения мальчиков одинаковые.

Читают и обсуждают задачи.

Рассматривают таблицу.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Выполняют запись решения задачи.

Повторяют выводы.

Сравнивают решения задач, делают выводы.

Составляют задачи, записывают решения

Рассуждают, отвечают на вопросы. Предлагают варианты решения конфликта.

Фронтальная работа.

Индивидуально-фронтальная  работа.

Фронтальная работа.

Индивидуально-фронтальная работа.

7. Рефлексия.

Работа в парах

- А с какой же скоростью могут двигаться разные объекты?

Задание на карточках (работа в парах).

-Выберите подходящее значение скорости и соедините линиями.

- Проверим. Как вы смогли определить, какие скорости у разных объектов?

- Кто хорошо понял материал?  Кто может сегодня похвалить себя? Кому еще нужна помощь?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто понял сегодняшний материал? Кто может сегодня похвалить себя? Поднимите лайк.

- Кому нужна помощь? Поднимите колокольчик.

Работают в парах.

Записывают решения, делают выводы.

Устанавливают соответствие объектов и возможных скоростей.

Оценивают свою работу.

Работа в парах.

Фронтальная работа.

8. Подведение итогов работы

- Подошёл к концу наш урок. Что мы узнали? С какими величинами вы познакомились сегодня?

- Домашнее задание: №12, № 10.

Подводят итоги работы на уроке, делают выводы по теме урока.

Фронтальная

работа.

        

Приложение

Задание:

Установи соответствие

Проверь

длина

килограмм

масса

километр

скорость

минута

площадь

квадратный метр

время

Задание:

Установи соответствие

Проверь

длина

километр

масса

килограмм

скорость

?

площадь

квадратный метр

время

минута


Объект

Значение скорости

пешеход

5 м/мин

велосипедист

2500 км/ч

черепаха

4 км/ч

автомобиль

12 км/ч

самолет

80 км/ч

Объект

Значение скорости

пешеход

4 км/ч

велосипедист

12 км/ч

черепаха

5 м/мин

автомобиль

80 км/ч

самолет

2500 км/ч

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Величины. Единицы времени" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Величины. Единицы времени» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у учащихся представлений о величинах, единицах времени, закреплен...

Технологическая карта урока математики «Повторение. Единицы времени.». УМК «Школа России», 4 класс.

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о единицах времени. Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о единицах времени.2. Устранить пробе...

Технологическая карта урока математики "Решение задач на движение вдогонку. Скорость приближения" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с новым видом задач на движение вдогонку.Задачи урока:Дидактические:познакомить обучающихся с новым видом задач на движение вдогонку;учить обучающихся решать задачи ...

Технологическая карта урока математики "Время. Единицы времени" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: развитие знаний обучающихся о времени и единицах времени.Задачи урока:Дидактические:1. развивать знания по теме «Время»;2. развивать у обучающихся знания о единицах времени.Раз...

Технологическая карта урока математики "Время. Единицы времени" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: развитие знаний обучающихся о времени и единицах времени.Задачи урока:Дидактические:1. развивать знания обучающихся о времени на часах;2. развивать у обучающихся знания о единицах времени....