«Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ульнырова Ангелина Юрьевна

Мною был разработан конспект урока математики на тему «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений», в котором подробно расписаны цель, задачи урока, УУД, а также подробно расписан материал по каждому этапу урока. Между этапами проведен "мостик", благодаря которому переход от этапа к этапу не заметен. Также я подробно расписала деятельность учителя и деятельность учащихся. Все этапы урока соблюдены. В конспекте приведен вариант рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока математики

ТЕМА «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений»

(учебник 4 класса, часть 2, стр. 28, №95)

Цели урока:

Содержательная: способствовать формированию умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального способом отношений;

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

УМК «Школа России»

Технология обучения – проблемно-диалогическая

Тип знания. ……

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

___________

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Способствовать формированию положительного отношения к урокам математики, к обучению;

2. Развивать интерес к познанию, к новому учебному материалу;

3. Способствовать развитию уважительного отношения к иному мнению; развивать навыки самоконтроля;

4. Способствовать раскрытию мотивов учебной деятельности урокам математики;

5. Способствовать формированию умения осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

1. Развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2. Развивать умение планировать и контролировать учебные действия;

3. Учатся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

4. Учатся искать и находить средства достижения учебной задачи урока.

  1. Познавательные:

1. Совершенствовать навык использования знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

2. Способствовать развитию навыка представления информации в знаково-символической форме;

3. Совершенствовать навык смыслового чтения текста;

4. Совершенствовать навык поиска и выделения необходимой информацию для выполнения учебных заданий;

5. Учатся самостоятельно выстраивать отношения математических понятий; 6. Учатся самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.

  1. Коммуникативные:

1. Создать условия для формирования умения сотрудничать со взрослым;

2. Совершенствовать навык строить речевое высказывание как с использованием математической терминологии, так и без нее;

3. Учатся принимать возможность существования различных точек зрения;

4.Учатся аргументированно отстаивают свою точку зрения;

5. Учатся принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. связанные с актуализацией:
  1. Умеют соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи;
  2. Умеют решать арифметическим способом текстовые задачи;
  1. связанные с изучением нового:
  1. Умеют соотносить объекты, представленные в задаче, и величины;
  2. Умеют составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;
  3. Умеют оценивать правильность хода решения задачи, вносит исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи;

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Актуализировать знания о задачах на нахождение четвертого неизвестного методом приведения к единице;

2. Учить решать задачи, связанные с повседневной жизнью;

3.  Учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи;

4.  Учить решать арифметическим способом текстовые задачи;

5. Учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины;

6. Учить составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;

7. Учить оценивать правильность хода решения задачи, вносит исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1. Учить принимать и сохранять цели и задачи урока;

2. Учить искать и находить средства достижения цели и задач урока;

3. Учить определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. Учить контролировать учебные действия;

5. Учить контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Способствовать формированию мотивации к познанию нового;

2. Создать условия для развития личности каждого ребенка;

3. Создать условия для формирования навыков самоконтроля.


Оборудование.

  • у учителя: мультимедийная доска, доска, мел, учебник, распечатанные задания.

  • у учащихся: тетради, учебник, ручки, линейка, простой карандаш, резинки

Библиографический список

  1.   Моро М. И. Математика. 4 класс. В 1 к. Ч. 3. [Текст]/М. И. Моро. – Изд. 9-е, перераб. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 28 с.

Оформление доски

Расход полотна на одну наволочку

Количество наволочек

Общий расход полотна

Одинаковый

3 н.

2 м

?

42 м

1.) 42:2=21 (р.) – по 2 содержится в 42

2.) 21•3=63 (н.)

Ответ: 63 наволочки получится из 42 м полотна

Таблица заполняется по мере анализа задачи

Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

ХОД  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приема «Яркое пятно».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: аудильные

Формы и методы контроля: выполнение задания учителя

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ангелина Юрьевна и я проведу у вас урок математики.

Слушают учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Формировать положительное отношение к урокам математики, к обучению; развить интерес к познанию, к новому учебному материалу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Учить сотрудничать со взрослым, не создавать конфликтов.  (К)

  • Ну-ка, юный мой дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё в порядке на столе?
    Есть порядок в голове?
    Чтобы иметь знания,
    Понадобятся терпенье и старание.

Слушают учителя

  • Ребята, о чем это стихотворение?

- Это стихотворение о том, что надо стараться, трудиться и проявлять терпение, тогда у нас будут хорошие знания.

  • Готовы ли трудиться и стараться? Покажите мне большой палец вверх те, кто готов.

Дети поднимают большой палец вверх

  1. Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания: решение задач на нахождение четвертого пропорционального способом отношений

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: аудильные,

Формы и методы контроля: фронтальный опрос

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания; раскрыть личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Учить определять наиболее эффективные способы достижения результата; учить планировать и контролировать учебные действия. (Р)
  2. Учить представлять информацию в знаково-символической форме; развивать умение владеть базовыми предметными понятиями; учить осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий; совершенствовать навык смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. (П)
  3. Учить строить речевое высказывание как с использованием математической терминологии, так и без нее; учить принимать возможность существования различных точек зрения, аргументированно отстаивать свою точку зрения; учить использовать речевые средства для решения учебных задач; формировать умение принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1) Совершенствовать навык выполнения устного вычитания, умножения, деления однозначных и двузначных чисел

2) Учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи

3)  Учить решать арифметическим способом текстовые задачи

  • Сегодня к нам на урок пришел Незнайка (слайд 1). Он не может понять, как решить некоторые задания. Записку с этими заданиями Незнайка передал мне. А я для вас вывела их на большой экран. Ну так что ж, поможем ему?

- Да, поможем.

  • Итак, первый пример: сколько раз содержится 50 рублей в 100 рублях? (слайд  2)

- В 100 рублях содержится два раза по 50.

  • Верно, в 100 рублях содержится два разо по 50.

- А сколько раз содержится в 1 м 20 см? (слайд 3)

- В 1 м содержится 5 раз по 20 см

  • Хорошо, в 1 м 5 раз содержится 20 см. (слайд 4)

  • И еще один пример: сколько раз содержится 500 г в 2 кг?

- В 2 кг содержится  4 раза  по 500 г.

  • Отлично, в 2 кг 4 раза содержится 500 г. Первое задание Незнайке мы помогли решить.  Но на этом они еще не заканчиваются.

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: аудильные, зрительные

Формы и методы контроля: фронтальный опрос

  • Незнайка приготовил для вас задание. Какое? Вы увидите на слайде. Итак, обратите внимание на слайд, пожалуйста:
  • Две одинаковые тетради стоят 12 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 15 рублей?

  • Прочитайте задачу.

- Две одинаковые тетради стоят 12 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 15 рублей?

  • Что нам известно?

- Нам известно, что две тетради стоят 12 рублей

  • Хорошо, а можете ли вы сказать, сколько будет стоить одна тетрадь?

- Одна тетрадь будет стоить 6 рублей.

Верно, одна тетрадь будет стоить 6 рублей. А сколько таких тетрадей мы можем купить, имея 15 рублей.

- Имея 15 рублей, мы можем купить 2 тетради, но у нас останется сдача 3 рубля.

  • Хорошо, а теперь сформулируйте мне ответ задачи полностью.

- На 15 рублей мы можем купить 2 одинаковых тетради.

Задание  3.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: аудильные, зрительные

Формы и методы контроля: фронтальный опрос

  • Отлично. Ребята, Незнайка просит еще раз помочь ему. Он принялся самостоятельно решать задачу, а вот верно он ее решил или нет, он не знает. Он даже прислал мне таблицу к задаче по почте. Но для вашего удобства я вывела ее слайд, чтобы ее видели все. Обратите внимание на слайд. (слайд 5)

Расход на одно платье

Количество платьев

Общий расход

Одинаковый

6 пл.

30 м

?

45 м  

- Посмотрите, как Незнайка решил эту задачу:

1.) 30:6=5 (м)

2.) 5*45=225 (пл.)

- Согласны ли вы с решением Незнайки?

- Почему вы так думаете?

- Давайте разбираться

- Что может обозначать пл.?

- А что может обозначать буква м, если она без точки?

- Тогда о чем говорится в этой задаче?

- Что нам известно о платьях?

- А скажите мне, чему равен расход ткани на одно платье

- Что это значит?

- А о чем нам может сказать третий столбик таблицы?

- Верно, в третьем столбике написано, сколько м ткани понадобилось для того, чтобы сшить 6 платьев. Сколько метров ткани нам понадобиться, чтобы сшить 6 платьев?

- А что вы можете сказать о третьей строке таблицы? (учитель показывает третью строку)

- Так что нам надо найти в задаче?

- А теперь давайте сформулируем задачу. Кто хочет попробовать?

- Все ли согласны с мнением …?

-  Давайте проверим. Незнайка составил задачу так: (на слайде 6):

Из 30 метров ткани можно сшить 6 платьев. Сколько таких платьев можно сшить из 45 метров ткани?

- Правильно ли Незнайка составил задачу? Поднимите руки те, кто согласен.

- Хорошо. А что мы можем найти первым действие?

- Верно, какие действием мы можем это найти?

- Почему делением?

- Какое выражение получится?

- Сколько получится?

- 5 чего?

- Какое будет пояснение?

- Зная сколько м нам понадобится для одного платья, что мы можем найти?

- Какие действием мы можем это сделать?

- Почему делением?

- Какое выражение получится?

- Кто скажет мне ответ?

- Каким способом мы можем ее проверить?

- Это очень хороший вариант проверки задач. Что такое обратная задача?

- Давайте поменяем наши данные. Теперь нам известно: количество платьев 6 и 9 и длина ткани: 45 м. (перенос данных в таблице).  Что нам надо узнать?

- Что мы можем найти?

- Сколько м необходимо для одного платья?

- Что теперь можно узнать?

- Какой получился ответ?

- Какой вывод можно сделать?

- Верно ли Незнайка решил задачу?

- А что он сделал не так?

- Верно, Незнайка перепутал действия. Какие рекомендации вы бы дали Незнайке, чтобы он больше не делал подобных ошибок?

- Да\Нет

- Платьев

- Метры

- В этой задаче говорится о платьях

- Нам известно, что платьев было 6

- Расход ткани на одно платье нам не известен, но мы знаем, что он одинаковый

- Это значит, что расход ткани будет одинаковый для шитья всех платьев

- В третьем столбике таблице написан общий расход. Возможно, это количество ткани, которой понадобилось для шитья 6 платьев.

- Для того, чтобы сшить 6 платьев нам понадобиться 30 м ткани.

- Общий расход – 45 м, а количество платьев неизвестно.

- Нам надо найти, сколько платьев можно сшить из 45 м ткани.

- Из 30 метров ткани можно сшить

6 платьев. Сколько таких платьев можно сшить из 45 метров ткани?

- Да\нет

Дети поднимают руки

- Первым действием мы можем найти, сколько м ткани нам понадобиться для того, чтобы сшить одно платье

- Делением

-Потому что для того, чтобы найти, сколько метров ткани необходимо для одного платья надо общий расход поделить на количество платьев

- 30:6

- 5

- Метров

- 5 м необходимо для того, чтобы сшить одно платье

- Зная сколько м ткани понадобится для одного платья, мы можем найти количество платьев, которое можно сшить из 45 м ткани.

- Делением

- Потому что для того, чтобы найти, сколько платьев можно сшить из 45 м ткани, надо поделить общий расход ткани на то, сколько м ткани необходимо для одного платья

- 45:5

- 9 платьев можно сшить из 45 м ткани

- Нам надо проверить задачу

- Можно составить обратную задачу

- Это задача, искомые данные становятся известными, а известные данные становятся искомыми

- Сколько м ткани необходимо для 6 платьев

- Сколько и ткани необходимо для одного платья

- 5 м

- Сколько м ткани необходимо для 6 платьев

- 30 м ткани необходимо для того, чтобы сшить 6 платьев

- Данные исходной задачи совпали с данными обратной задачи. Значит, задача решена верно

- Нет, неверно

- Он выбрал неверно второе действие. Надо было разделить, а он умножил

- Быть внимательным, читать условие задачи и не спешить в решении задачи

Промежуточная рефлексия

- Вот мы с вами решили два задания Незнайки. Как вы думаете, зачем мы их решали?

- Мы решили эти задания, потому что они пригодятся нам дальше, для изучения нового материала.

- Отлично, и правда, эти знания вам пригодятся для изучения новой темы

  1. Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы (темы урока, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой урока), построению плана достижения цели.

  • Создание проблемной ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; развивать навыки самоконтроля. Умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения разрешать и избегать конфликтных ситуаций.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; учить действовать конструктивно даже в ситуации неуспеха. (Р)
  2. Совершенствовать навык использования знаково-символические средства представления информации; совершенствовать навык смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; учить читать информацию, представленную в знаково-символической форме. (П)
  3. Учить строить речевое высказывание как с использованием математической терминологии, так и без нее; учить принимать возможность существования различных точек зрения; учить сотрудничать со взрослыми и сверстниками. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины;

Задание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: зрительная, аудильная, зрительная

  • Формы и методы контроля: решение задачи

  • У Незнайки осталась еще одна задача. Честно скажу, она не из простых и по силам только самым внимательным и, активным и ответственным ребятам. Поднимите руку те, кто готов проявить свою внимательность, активность и ответственность и помочь Незнайке?

Дети поднимают руки

  • Тогда давайте же поможем Незнайке.

  • Откройте ваши учебники на странице 28, номер 95.

Из 2 м полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна?

- Прочитайте задачу

  • Возьмите себе необходимое количество черновиков и попробуйте ее решить

- Из 2 м полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна?

Дети пытаются подобрать ответ к решению задачи

  • Побуждение к осознанию противоречия
  • Смогли ли вы решить задачу?

- Нет, мы не смогли решить задачу

  • Чем вызвано ваше затруднение?

- Нам не хватает знаний в решении этой задачи

  • Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме диалога, цели и построению плана достижения цели
  • Почему вы не можете решить задачу?

Или

- Можем ли мы разделит 3 на 2?

- Мы не можем разделить 3 на 2

- Нет, не можем

  • Какой возникает вопрос?

- Каким способом нам решить эту задачу?

Промежуточная рефлексия

  • Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Решать такие задачи

  • Что мы для этого должны сделать? Давайте составим план нашей работы на этом уроке

- Для начала мы решим эту задачу, потом закрепим знания решения таких задач и закрепим знания в решении таких задач и подведем итог занятия

- Да, верно. (слайд 7 выключение проектора). Для начала мы решим эту задачу, потом закрепим знания решения таких задач и закрепим знания в решении таких задач и подведем итог занятия

  1. Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать  побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

  • Вариант 2. методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: аудильные, зрительные

Формы и методы контроля: взаимодействие с учителем и сверстниками

I этап. Анализ задачи

  • Откройте ваши тетради, запишите число. Сегодня 22 октября. Ниже записываем «Классная работа».

Дети записывают число

  • Прочитайте задачу

- Из 2 м полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна?

  • О чем говорится в задаче?

- В задаче говорится о наволочках

  • Что нам о них известно?

- Нам известно, что из 2 м ткани получается 3 наволочки

  • Обратите внимание на рисунок к задаче в учебнике. Здесь представлено, как можно изобразить то, что вы только что сказали, схематично.

  • Что вы поняли из рисунка?

- Что из каждых 2 м получается 3 наволочки

  • Что требуется найти?

- Нам надо узнать, сколько наволочек получится из 42 м ткани

  • Что нам поможет записать задачу кратко?

- Краткая запись, таблица, схема.

  • Что удобнее для нашей задачи?

- Для нашей задачи удобнее таблица

  • Какая таблица нам подойдет?

- Можно взять за основу таблицу из предыдущей задачи и заменить некоторые слова

  • Отлично, чертим таблице 9 на 6 в своих тетрадях.

Дети чертят таблицу

  • Как можно озаглавить первый столбец?

- Расход полотна на одну наволочку

  • Второй?

- Количество наволочек

  • И третий?

- Общий расход полотна

  • Замечательно, теперь давайте заполним таблицу. Какой будет расход ткани на одну наволочку

- Мы не знаем

  • Мы не знаем его, но какой он будет, если мы будем шить наволочку сначала из 2 метрового полотна, а потом из 42-метрового?

- Расход что там, что там будет одинаковый

  • Записываем, расход одинаковый

Дети заполняют таблицу

  • Что мы напишем во втором столбце?

- Количество наволочек

  • Что нам известно о наволочках

- Их было 3

  • Куда мы это запишем? На верхнюю или нижнюю строчку?

- На верхнюю

  • Пишем в верхнюю строку: 3 наволочки

Дети заполняют таблицу

  • Сколько м полотна нам необходимо для 3 наволочек?

- Для 3 наволочек необходимо 2 м полотна

  • Куда мы это запишем?

- Мы это запишем в третий столбик напротив цифры 2

  • Записываем в третий столбик во вторую строчку: 2 м

Дети заполняют таблицу

  • Что нам еще известно?

- Нам известна длина полотна

  • Чему она равна?

- Она равна 42 м

  • Куда мы это запишем?

- Это мы запишем в третий столбик на третью строчку

  • Итак, записываем в третий столбик на третью строчку: 42 м

Дети заполняют таблицу

  • Что же нам надо найти в задаче?

Нам надо найти, сколько наволочек получится из 42 м ткани

  • Как и куда мы можем это записать?

Мы это запишем во второй столбик на третью строчку в виде вопросительного знака

  • Мыс вами составили таблицу к нашей задаче:

Расход полотна на одну наволочку

Количество наволочек

Общий расход полотна

Одинаковый

3 н.

2 м

?

42 м

  • Те, кто записал таблицу  – посмотрите все на меня

II этап. Поиск решения задачи: от данных к вопросу (оформление дерева рассуждений)

  • Что нам известно в задаче?

- Нам известно, что из 3 м полотна получилось 2 наволочки

  • Что нам еще известно?

- Длина полотна – 42 м

  • Увеличится или же уменьшится ответ нашей задачи

- Увеличится

  • Почем увеличится?

- Потому что длина ткани больше

  • Можем ли мы узнать, сколько наволочек получается из 1 м полотна?

Нет, не можем

  • Почему не можем?

- Потому что 3 на 2 не делится

  • В задаче сказано, что из каждых двух метров полотна получается 3 наволочки. Два метра полотна – три наволочки, еще два метра полотна – еще три наволочки и так далее. Ребята. нам надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 42. Каким действием мы можем это узнать?

- Делением

  • Почему делением?

- Потому что мы найдем, сколько раз по два содержится в 42

  • Какое выражение получим?

- 42:2

  • Я пишу на доске – вы не пишите. Какой ответ мы получим?

- 21

  • 21 чего?

- Раз

  • Какое будет пояснение?

- Раз по 2 содержится в 42

  • То есть по 2 м содержится в 42 21 раз, правильно?

- Да

  • Сколько раз по 3 наволочки можно сшить из 42 м?

- 21 раз

  • Верно, то есть по 3 наволочки 21 раз

  • Значит, каким действием мы можем узнать количество наволочек, которое получится из 42 м полотна?

- Умножением

  • Почему умножением?

- Потому что нам надо узнать, сколько раз по 3 наволочки можно получить 21 раз

  • Какое выражение получится?

- 3•21

  • Кто назовет ответ?

- 63 наволочки получится из 42 м полотна

II этап. Поиск решения задачи: от вопроса к данным (оформление дерева рассуждений)

  • Что нам надо узнать?

- Нам надо узнать, сколько наволочек получится из 42 м полотна

  • Какие величины мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Нам надо знать, сколько частей по 2 м содержится в 42 м и количество наволочек, которое получится из 2 м полотна

  • Сколько наволочек получится из 2 м полотна?

- 3 наволочки

  • Можем ли мы узнать, сколько наволочек получается из 1 м полотна?

- Нет

  • Почему?

- Потому что 3 на 2 не делится

  • В задаче сказано, что из каждых двух метров полотна получается 3 наволочки. Два метра полотна – три наволочки, еще два метра полотна – еще три наволочки и так далее. Ребята. нам надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 42. Каким действием мы можем это узнать?

- Делением

  • Почему делением?

- Потому что мы найдем, сколько раз по два содержится в 42

  • Какое выражение получим?

- 42:2

  • Я пишу на доске – вы не пишите. Какой ответ мы получим?

- 21

  • 21 чего?

- Раз

  • Какое будет пояснение?

- Раз по 2 содержится в 42

  • То есть по 2 м содержится в 42 21 раз, правильно?

- Да

  • Сколько раз по 3 наволочки можно сшить из 42 м?

- 21 раз

  • Верно, то есть по 3 наволочки 21 раз

  • Значит, каким действием мы можем узнать количество наволочек, которое получится из 42 м полотна?

- Умножением

  • Почему умножением?

- Потому что нам надо узнать, сколько раз по 3 наволочки можно получить 21 раз

  • Какое выражение получится?

- 3•21

  • Кто назовет ответ?

- 63 наволочки получится из 42 м полотна

III этап. Решение задачи.

  • Записываем решение задачи. … записывает у доски с комментированием

- 1.) 42:2=21

  • 21 чего?

- Раз по 2 содержится  в 42

  • Записываем

- 2.) 3*21=63

  • Чего?

- Наволочки

  • Какой будет ответ?

- Ответ: 63 наволочки можно получить из 42 м полотна

IV этап. Проверка решения задачи.

  • Как мы можем узнать, правильно ли мы решили задачу?

- Нам надо проверить решение задачи

  • Вспомните, что мы говорили о количестве наволочек? Оно должно увеличиться или уменьшиться?

- Увеличиться

- Наш ответ увеличился?

- Да

- Какой вывод вы можете сделать?

- Задача, возможно, решена верно

Промежуточная рефлексия

  • Какой пункт составленного нами плана мы выполнили?

- Мы выполнили первый пункт нашего плана - решили задачу

  • Что мы будем делать дальше?

- дальше мы будем тренироваться решать такие задачи

  1. Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме беседы

  • Выражение решения

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: аудильные

Формы и методы контроля: взаимодействие с учителем

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Положительное отношение к урокам  математики, к учебе; интерес к познанию, новому учебному материалу; навыки сотрудничества со взрослыми;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Контролировать учебные действия; сохранять цель учебной деятельности; воспринимать причины успеха/неуспеха; осваивать начальные формы познавательной рефлексии. (Р)
  2. использовать способы решения проблем поискового характера; (П)
  3. строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; принимать участие в работе, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию для решения коммуникативных и познавательных задач; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Составлять план решения задачи;
  2. Оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления

Задание

  • Ребята, давайте подведем итог. Как вы с вами решили эту задачу? Что мы сделали сначала?
  • Сначала мы нашли, сколько раз по 2 м содержится в 42 м
  • То есть мы нашли сколько частей по 2 м поместиться в 42 м
  • Каким действием мы это нашли?
  • Делением
  • Что мы сделали потом?
  • Умножили количество того, сколько раз по 2 м содержится в 42 м на количество наволочек в одной части
  • Поднимите правую руку те, кому понятно, как решать такие задачи?

Дети поднимают руки

  • Поднимите левую руку те, у кого остались вопросы по решению таких задач

Дети поднимают руки

Промежуточная рефлексия

- А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. 

Дети показывают ответы в движении - наклоны, повороты, хлопки. Затем садятся на места.

  1. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально,  в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности: парная

Дидактические средства: зрительные. аудильные

Формы и методы контроля: правильное решение задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Основы целостного восприятия мира и универсальности математических способов; уважительное отношение к иному мнению; навыки самоконтроля; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; положительное отношение к урокам математики; интерес к познанию; умение выполнять задание в паре

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Сохранять цель и задачи учебной деятельности; искать и находить средства их достижения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; воспринимать и понимать причины неуспеха/успеха. (Р)
  2. использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач; представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных задач; владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий; читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение.  (П)
  3. строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; принимать участие в работе в паре, использовать речевые средства; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи;
  2. Решать арифметическим способом текстовые задачи;
  3. Оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления.
  • Незнайке очень понравилось решать с вами задачи. Вы ему очень понятно все объясняете, что для закрепления знаний он желает решить еще одну задачу. Посмотрите на слайд 8:

За 5 часов рыбалки поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают рыбаки за 10 часов?

I этап. Анализ задачи

  • Прочитайте задачу
  • За 5 часов рыбалки поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают рыбаки за 10 часов?

  • О чем говорится в задаче?

 В задаче говорится о карасях

  • Что нам о них известно?
  • За 5 часов поймали 12 карасей
  • Что требуется найти?
  • - Сколько карасей поймали за 10 часов
  • Что нам поможет записать задачу кратко?
  • Таблица 9 на 6
  • Что запишем в первом столбике? Как его назовем?
  • Расход времени на одного карася
  • Какой будет расход времени?
  • Одинаковый
  • Как назовем второй столбик?
  • Количество карасей

Чему равно количество карасей?

- 12

  • На какую строчку мы это запишем?

- На вторую

  • Как назовем третий столбик?

- Общий расход времени

  • Что нам известно об общем расходе времени?

- На 12 карасей понадобилось 5 часов

Куда мы это запишем?

- На вторую строчку

                                                                                                                   

Все ли мы отметили?

- Нам еще известен общий расход времени – 10 часов

  • Остался еще один вопрос. Как мы его можем обозначить?
  • Знаком вопроса
  • Вот такая получилась у Незнайки. Правильно ли он составил ее? (слайд 9)

Расход времени на одного карася

Количество карасей

Общий расход

времени

Одинаковый

12 к.

5 ч

?

10 ч

  • Да, правильно

  • Что интересного вы заметили в задачи?

Или

- Делится л 12 на 5?

  • 12 не делится на 5

- Нет, не делится

  • Значит каким способом нам надо решить эту задачу?  
  • Таким же способом, каким мы решали задачу сейчас
  • Незнайка уже решил задачу, а чтобы вам проверить, правильно ли он ее решил, вам самим решить задачу правильно. Сейчас вы в парах решите эту задачу. Но сначала давайте вспомним правила работы в парах. Как надо себя вести, когда вы работаете парами?

- Надо вести себя тихо, не мешать другим парам, учитывать мнение друг друга

  • Замечательно. Правила вспомнили, теперь вы в парах можете приступить к решению задачи

Дети в парах решают задачу

  • … выйдет решать задачу у доски

Выходит ученик и решает задачу у доски

  • У всех ли готово решение задачи?
  • Да

Сверяется решение учителя, ученика, дети отдельно сверяют свое решение с решением учителя.

  • Давайте проверим. Обратите внимание, на доске я написала решение задачи (на обратной стороне доски):

1.) 10:5=2 (р.) – по 5 содержится в 10

2.) 12•2=24 (к.)

Ответ: 24 карася поймали за 10 часов

  • Правильно ли Незнайка решил задачу?
  • Да
  • У кого получилось также, поднимите ваши руки

Дети поднимают руки

  • Очень хорошо. С вашей помощью Незнайка понял, как решать такие сложные задачи. Он вас благодарит и прощается с вами.

Промежуточная рефлексия

  • Какой же пункт нашего плана мы сейчас выполнили?

- Потренировались решать такие задачи

  • Отлично, что же мы будем делать дальше?

- Закрепим знания в решении таких задач

  1. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой (этап проводится по возможности и необходимости)

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Дидактические средства: зрительные

Формы и методы контроля: правильное решение задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;  навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;  умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Сохранять цель и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения, определять  наиболее эффективные способы достижения результата; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; воспринимать и понимать причины неуспеха/ успеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в причине неуспеха. (Р)
  2. использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов решения учебных задач; представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; использовать способы решения проблем  поискового характера; владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных задач; читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение. (П)
  3. признавать возможность существования различных точек зрения; (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи;
  2. Решать арифметическим способом текстовые задачи;
  3. Оценивать правильность хода решения задачи, вносить изменения.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Дидактические средства: зрительные

Формы и методы контроля: правильное решение задачи

  • Незнайка ушел, а вам предстоит еще небольшая работа. Это задание для вас приготовила уже я.

  • Каждый из вас сейчас получит краткую запись к задаче. Вам необходимо составить к ней задачу и решить ее самостоятельно. Задачу необходимо составить устно.
  • Если задание понятно – можете приступать
  • Дети самостоятельно решают задачу
  • Кто закончил сидим тихо, спинки прямо, ручки оставили на столе.

  • Давайте проверим. Обратите внимание на слайд и сверьте ваше решение с правильным
  • На слайде:

1.) 45:15=3 (р.) – по 15 содержится в 45

2.) 20*3=60 (ящ.)

Ответ: 60 ящиков понадобиться для 45 кг апельсинов.

  • Поднимите большие пальце вверх те, у кого получилось также

Дети поднимают большие пальцы вверх

  • Ребята, вы все большие молодцы. Решили задачу верно. Я вами горжусь

Промежуточная рефлексия

  • Итак, ребята, какой пункт нашего плана мы выполнили?

- Закрепили наши знания в решении таких задач

  • Все ли наши планы на урок мы выполнили?

- Нет, не все

  • А что мы забыли?

- Подвести итог занятия

  1. Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков (этап проводится по возможности и необходимости)

Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом.

  1. Примерный план этапа: выполнение  заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются  новые знания в нетиповых ситуациях.
  2. выполнение  заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока;

выполнение  заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; интерес к познанию, к новому учебному материалу; умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. сохранять цели и задачи урока; определять наиболее эффективные способы достижения результата. (Р)
  2. самостоятельно выстраивать модели математических отношений; построение рассуждений; используя абстрактный язык математики; использовать способы решения проблем поискового характера; читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение. (П)
  3. строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел

- Ребята, теперь давайте потренируемся в устном счете и выполним задания по номером 99 и 100

Дети выполняют устно задания 99, 100

9. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

  • фиксирование нового содержания

ЛИЧНОСТНЫЕ:

осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.) сохранять цели и задачи учебной деятельности; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; оценивать учебные действия. (Р)

2.) строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; признавать возможность существования различных точек зрения, аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. (К)

  • Что нового на уроке вы узнали? Чему новому научились
  • Мы научились по другому решать задачи на пропорциональность, когда мы не можем привести к единице
  • соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата
  • Как мы это сделали?
  • Выполнив все пункты плана
  • рефлексия процесса учебной деятельности
  • Давайте же мы его подведем. Обратите внимание на слайд. Вам надо сказать, что у вас на уроке сегодня получилось, например. Я сегодня с легкость решал задания с частями. Что у вас вызвало затруднения, например, сегодня мне с трудностью давалось решить, сколько будет 45 делить на 15. А что вас вызвало интерес, например, мне понравилось решать задачи. Давайте начнем с ..

Дети по очереди проводят рефлексию

  • Урок окончен. До скорой встречи

Уважаемые студенты, описывайте работу над задачей НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА по следующему плану

I этап. Анализ задачи

  • Прочитайте задачу

- Из 2 м полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м полотна?

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Формировать универсальность математических способов познания мира; формировать уважительное отношение к иному мнению; формировать положительное отношение к урокам математики; способствовать формированию интереса к познавательной деятельности, к новому учебному материалу; сотрудничать со сверстниками и взрослыми; раскрыть мотивы учебной деятельности урокам математики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1.  Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. (Р)
  2. Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; представлять информации в знаково-символической форме; использовать логические действия анализа, построения рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями; совершенствовать навык смыслового чтения текста;  осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий; читать информации, представленной в виде таблицы, осознанно строить математические суждения. (П)
  3. Строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; принимать возможность существования нескольких точек зрения;  аргументированно отстаивать свою точку зрения; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Соотносить объекты, представленные в задаче, и величины.

  • О чем говорится в задаче?

В задаче говорится о наволочках

  • Что нам о них известно?

- Нам известно, что из 2 м ткани получается 3 наволочки

  • Что требуется найти?

- Нам надо узнать, сколько наволочек получится из 42 м ткани

  • Что нам поможет записать задачу кратко?

- Краткая запись, таблица, схема.

  • Что удобнее для нашей задачи?

- Для нашей задачи удобнее таблица

  • Какая таблица нам подойдет?

- Можно взять за основу таблицу из предыдущей задачи и заменить некоторые слова

  • Отлично, как можно озаглавить первый столбец?

- Расход ткани на одну наволочку

  • Второй?

- Количество наволочек

  • И третий?

- Общий расход

  • Замечательно, теперь давайте заполним таблицу. Какой будет расход ткани на одну наволочку

- Мы не знаем

  • Мы не знаем его, но какой он будет, если мы будем шить наволочку сначала из 2 метрового полотна, а потом из 42-метрового?

- Расход что там, что там будет одинаковый

  • Записываем, расход одинаковый

Дети заполняют таблицу

  • Что мы напишем во втором столбце?

- Количество наволочек

  • Что нам известно о наволочках

- Их было 3

  • Куда мы это запишем? На верхнюю или нижнюю строчку?

- На верхнюю

  • Пишем в верхнюю строку: 3

  • Сколько м полотна нам необходимо для 3 наволочек?

- Для 3 наволочек необходимо 2 м полотна

  • Куда мы запишем это?

- Мы это запишем в третий столбик напротив цифры 2

  • Записываем в третий столбик во вторую строчку: 2 м

  • Что нам еще известно?

- Нам известна длина полотна

  • Чему она равна?

- Она равна 42 м

  • Куда мы это запишем?

- Это мы запишем в третий столбик на третью строчку

  • Итак, записываем в третий столбик на третью строчку: 42 м

  • Что же нам надо найти в задаче?

Нам надо найти, сколько наволочек получится из 42 м ткани

  • Как и куда мы можем это записать?

Мы это запишем во второй столбик на третью строчку в виде вопросительного знака

  • Мыс вами составили таблицу к нашей задаче:

Расход на одну наволочку

Количество наволочек

Общий расход

Одинаковый

3

2 м

?

42 м

II этап. Поиск решения задачи: от данных к вопросу

  • Что нам известно в задаче?

- Нам известно, что из 3 м полотна получилось 2 наволочки

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Способствовать формированию целостного восприятия мира и универсальности математических способов его познания; формировать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; формировать интерес к поисковой деятельности в области математики; формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Искать и находить средства достижения учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планировать и контролировать учебные действия. (Р)
  2. Представлять информацию в знаково-символической форме: самостоятельно выстраивать отношения математических понятий; совершенствовать навык использования логических действий анализа, построения рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий; читать информации, представленной в виде таблицы, осознанно строить математические суждения.  (П)
  3. Строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; принимать возможность существования нескольких точек зрения;  аргументированно отстаивать свою точку зрения; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; учить принимать участие в работе всего класса, используя речевые средства, в то числе математическую терминологию, средства коммуникативных технологий для решения познавательных задач. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
  • Что нам еще известно?

- Длина полотна – 42 м

  • Можем ли мы узнать, сколько наволочек получается из 1 м полотна?

Нет, не можем

  • Почему не можем?

- Потому что 3 на 2 не делится

  • В задаче сказано, что из каждых двух метров полотна получается 3 наволочки. Два метра полотна – три наволочки, еще два метра полотна – еще три наволочки и так далее. Ребята. нам надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 42. Каким действием мы можем это узнать?

- Делением

  • Почему делением?

- Потому что мы найдем, сколько раз по два содержится в 42

  • Какое выражение получим?

- 42:2

  • Я пишу на доске – вы не пишите. Какой ответ мы получим?

- 21

  • 21 чего?

- Раз

  • Какое будет пояснение?

- Раз по 2 содержится в 42

  • То есть по 2 м содержится в 42 21 раз, правильно?

- Да

  • Сколько раз по 3 наволочки можно сшить из 42 м?

- 21 раз

  • Верно, то есть по 3 наволочки 21 раз

  • Значит, каким действием мы можем узнать количество наволочек, которое получится из 42 м полотна?

- Умножением

  • Почему умножением?

- Потому что нам надо узнать, сколько

  • Какое выражение получится?

- 3•21

  • Кто назовет ответ?

- 63 наволочки получится из 42 м полотна

II этап. Поиск решения задачи: от вопроса к данным

  • Что нам надо узнать?

- Нам надо узнать, сколько наволочек получится из 42 м полотна

  • Какие величины мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Нам надо знать, сколько частей по 2 м содержится в 42 м и количество наволочек, которое получится из 2 м полотна

  • Сколько наволочек получится из 2 м полотна?

- 3 наволочки

  • Что нам надо узнать еще, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Сколько частей по 2 м содержится в 42 м полотна

  • Зная эти величины, мы можем ответить на вопрос задачи?

- Да, сможем

  • Давайте составим небольшой план нашей работы с этой задачей.

  • Что мы найдем первым действием?

- Первым действием мы найдем сколько частей по 2 м содержится в 42 м.

  • Каким действием мы можем это найти?

- Мы можем это найти делением величин

  • Почему?

  • Что мы будем находить вторым действием?

- Вторым действием мы найдем, сколько наволочек получится из 42 м полотна

  • Каким действием мы можем это найти?

- Умножением

  • Почему?

III этап. Решение задачи.

  • Записываем решение задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать целостного восприятия мира и универсальности математических способов его познания; сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; учить конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. (Р)
  2. Представлять информации в знаково-символической форме; использовать логические действия анализа, построения рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями; читать информацию, представленную в виде таблицы, осознанно строить математические суждения.  (П)
  3. Строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; принимать возможность существования нескольких точек зрения;  аргументированно отстаивать свою точку зрения; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимать участие в работе всего класса, используя речевые средства, в то числе математическую терминологию, средства коммуникативных технологий для решения познавательных задач.  (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Решать арифметическим способом текстовые задачи.

  • Какое будет первое действие?

- Деление

  • Что на что мы будем делить?

- 42 делить на 2

  • Сколько получим?

- 21

  • 21 чего?

- Раз

  • Какое будет пояснение?

- 42:2=21 (раз) – по 2 содержится в 42

  • Какое будет второе действие?

- Умножение

  • Что на что будем умножать?

- 21 умножить на 3

  • Сколько получим?

- 63

  • 63 чего?

- Наволочки

  • Как будет звучать ответ нашей задачи?

- 63 наволочки получится из 42 м полотна

IV этап. Проверка решения задачи.

  • Как мы можем узнать, правильно ли мы решили задачу?

- Нам надо проверить решение задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать целостное восприятие мира и универсальности математических способов его познания; формировать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; формировать умение осваивать начальные формы познавательной рефлексии; формировать навык самоконтроля.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; владеть логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;  владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. (Р)
  2. Представлять информации в знаково-символической форме; совершенствовать навык использования логических действий анализа, построения рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями; смысловое чтение текста; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий; осознанно строить математические суждения.  (П)
  3. Строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; принимать возможность существования нескольких точек зрения;  аргументированно отстаивать свою точку зрения; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимать участие в работе всего класса, используя речевые средства, в то числе математическую терминологию, средства коммуникативных технологий для решения познавательных задач.  (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи
  • Каким способом мы можем ее проверить?

- Составить обратную задачу, решить другим способом

  • Хорошо, но мы проверим эту задачу также, как и предыдущую

- Если в условии задачи даны две величины: 2 м и 42 м полотна. Из 2 м полотна получилось 3 наволочки, значит из 42 м полотна должно получится больше или меньше наволочек?

- Какой у нас получился ответ? Больше или меньше?

- Какой вывод вы можете сделать

- Больше

-Больше

- Задача решена верно

I этап. Анализ задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Формировать универсальность математических способов познания мира; формировать уважительное отношение к иному мнению; формировать положительное отношение к урокам математики; способствовать формированию интереса к познавательной деятельности, к новому учебному материалу; сотрудничать со сверстниками и взрослыми; раскрыть мотивы учебной деятельности урокам математики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1.  Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. (Р)
  2. Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; представлять информации в знаково-символической форме; использовать логические действия анализа, построения рассуждений; владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями; совершенствовать навык смыслового чтения текста;  осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий; читать информации, представленной в виде таблицы, осознанно строить математические суждения. (П)
  3. Строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; принимать возможность существования нескольких точек зрения;  аргументированно отстаивать свою точку зрения; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Соотносить объекты, представленные в задаче, и величины.

  • Прочитайте задачу

- За 5 часов рыбалки поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают рыбаки за 10 часов?

  • О чем говорится в задаче?

- В задаче говорится о карасях

  • Что нам о них известно?

- За 5 часов поймали 12 карасей

  • Что требуется найти?

- Сколько карасей поймали за 10 часов

  • Что нам поможет записать задачу кратко?

- Краткая запись

  • Какой вид краткой записи мы возьмем?

- Таблицу

  • Что запишем в первом столбике? Как его назовем?

- Расход времени на одного карася

  • Какой будет расход времени?

- Одинаковый

  • Как назовем второй столбик?

- Количество карасей

  • Чему равно количество карасей?

- 12

  • На какую строчку мы это запишем?

- На вторую

  • Как назовем третий столбик?

- Общий расход времени

  • Что нам известно об общем расходе времени?

- На 12 карасей понадобилось 5 часов

  • Куда мы это запишем?

- На вторую строчку

  • Все ли мы отметили?

- Нам еще известен общий расход времени – 10 часов

  • Остался еще один вопрос. Как мы его можем обозначить?

- Знаком вопроса

  • От такая получилась у Незнайки. Правильно ли он составил ее?

Расход времени на одного карася

Количество карасей

Общий расход

времени

Одинаковый

12 к.

5 ч

?

10 ч

- да, правильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального 3 класс . Презентация

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального в 3 классе по УМК  "Школа России",  учебник  2часть стр 10...

Конспект урока "ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять задачи, обратные данной, равенства и неравенства, применять способы устных ...

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение четвертого пропорционального"

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение четвертого пропорционального"...

Урок математики в 3 классе. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Урок математики в з классе по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального". Тип урока: комплексное применение знаний, умений и на...

Технологическая карта урока математики ТЕМА: «Нахождение четвертого пропорционального способом отношений»

laquo;Нахождение четвертого пропорционального способом отношений» 4 класс...

Конспект урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение четвертого пропорционального" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели урока: формирование умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Планируемые результаты:Предметные:- уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального;- знат...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Конспект урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального" 3 класс...