Конспект урока по математике в 3 классе на тему: «Окружность. Круг.»
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»
Задачи урока:
- получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 134.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»
Конспект урока по математике в 3 классе
на тему: «Окружность. Круг.»
Подготовила:
учитель 3 класса
Гусельникова Валентина Ильинична
Квалификационная категория-первая
город Бологое
2020 г.
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»
Задачи урока:
- получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
- развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
Основные термины и понятия темы:
Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.
Личностные УУД:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-формирование устойчивой положительной самооценки,
-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,
-установки на здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
интегрированный (математика с элементами технического труда)
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Форма проведения урока Урок-путешествие
Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций
ТСО: мультимедийный проектор
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент. Устный счёт.
Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?
(Улыбнулись друг другу; Пожелали получить “5”; А я пообещала помочь тому, кто будет затрудняться.; Я желаю успехов в работе.)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
На уроках не зевать,
Всё, что нужно выполнять.
На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи
1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р
4 – у
0 - г
7 - к
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)
II. Повторение пройденного о геометрических фигурах
(ДОСКА)
-На какие две группы можно разделить эти фигуры?
( 1) овальные, круглые;
2) имеющие площадь и не имеющие площадь)
- Мы сегодня поговорим об этой группе фигур (оставляю круглые фигуры, овальные убираю)
- Какая фигура лишняя? Почему? (не имеющая площади)
- Как называются оставшиеся фигуры? (круги)
III. Изучение нового материала
С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
(Я видел циферблат в часах в форме круга.; А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга и т. д..)
Правильно, ребята.
Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Посмотрите, вот резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю)
- Как она хорошо подходит. Может это родственница? Давайте подберём родственные слова. ( вокруг, кругом, круговой, кружок, кружить, окружность, окружать)
- Что объединяет все эти слова? (Корень круг)
- Какое из данных слов мы можем взять для определения данной фигуры? (окружность) (выставляю табличку). Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую мы вынули из консервной крышки – это “окружность”.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга
И называется …
А что такое круг!
КРУГ- это часть плоскости, ограниченная окружностью
- Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга?
Окружность- это граница круга, а круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.
-Круг на чертеже закрашивают полностью, т.к. у него есть внутренняя область.
Кто попробует на доске начертить окружность?
(2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )
- Может у меня получится?
- Как мы можем добиться идеально круглой формы?(нужен инструмент)
Кто из вас знает как называется инструмент?
IV. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит.
Расскажите правила пользования циркулем . (листочки на столах)
1.Не держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
4. Работай аккуратно! Будь внимателен!
Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель?( Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.)
Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.)
Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
- Ребята, начертите у себя в тетради 3 окружности разного размера.
(показываю круг)
- Можете поверить, что здесь тоже 3 окружности? (показываю обратной стороной круг)
- Как у меня получилось?
Если поставить остриё циркуля в центр и не менять его положения, а только раздвигать
ножку с грифелем.
- А что оставляет игла, когда мы чертим окружности?
(дырочку, точку)
- Что это будет относительно окружности? (центр)
Обозначьте на одной из окружностей центр буквой О. Поставьте на окружности точки А, В и С. Соедините по линейке эти точки с точкой О. Что получили? (отрезки).
-Что можно узнать про эти отрезки? (длину)
-Как? (измерить с помощью линейки)
-Измерьте длины отрезков. Что вы заметили? (они равны, одинаковы по длине)
А как называются эти отрезки? Чтобы узнать, вам необходимо поработать в группе. Каждой группе я раздам задачу, вам нужно решить ее сообща и выбрать карточку с ответом, на которой написана буква. Из полученных букв сложим название отрезков.
Получилось радиус.
Радиус-это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой
-А сколько радиусов можно построить в окружности? ( много)
-Какие они будут? ( равные)
-Почему же все радиусы окружности имеют одну и ту же длину?
(все точки окружности равноудалены от центра)
А у круга тоже есть радиус и центр? (ДА).
Как мы можем узнать, правильно ли мы рассуждали? ( прочитать в учебнике)
Откройте учебник 94.
Громко и четко прочитайте статью в учебнике.
ФИЗМИНУТКА
ИГРА: «Круг или окружность » (Хлопать, если это круг, показать руками окружность, если это окружность)
-крышка, тарелка, баранка, браслетик, пяльца для вышивания, колечко, бублик, обруч, диск
V. Закрепление
Выполним задание № 3 на стр. 95
Рассмотри чертеж.
- Что нового вы заметили? (дана длина радиуса).
-Как узнать длину радиуса? (найти расстояние от центра до точки на окружности).
Чему равен радиус? Как начертить в тетради такую же окружность ? Нужно развести ножки циркуля на 2 см.
А чему равен радиус второй окружности? Начертим в тетради обе окружности.
Далее решим примеры № 6 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.
Задача № 4
О чем эта задача?
Можно сразу ответить на вопрос? Почему? Как узнать?
Что нам известно? Как запишем крат. запись? (в виде таблицы)
- Что примем за единицу?
Количество масла
Общий расход семян
? (одинаковый)
6кг
30кг
?
25кг
Решение: 1) 30:6=5 (кг) – расход семян на 1 кг масла
2) 25:5=5(кг)
Ответ: 5 килограммов масла можно получить из 25 кг семян.
VI . Итог урока. Рефлексия.
На протяжение урока вы были активны и внимательны.
Справились ли мы с вами с поставленными задачами? (Да, справились.)
Что на уроке вам больше всего понравилось?
Что вы запомнили об окружности? (Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно. А еще окружность – это граница круга.)
Чем круг отличается от окружности? (Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.)
А что вы запомнили о радиусе? (Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой. Радиусы равны.)
А теперь я предлагаю сделать аппликацию. На плакате вы видите циркового слона. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть три круга, вы наклеете на плакат
зелёный круг, если все понял;
жёлтый круг – я понял не все;
красный круг – я ничего не понял
Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Учитель объявляет оценки.
VІІ. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, с. 95; примеры № 6, «Проверь себя»
Самоанализ урока математики
Обоснование темы и типа урока
Тема урока «Окружность. Круг». Тип урока -урок Открытия новых знаний.
Анализ цели и задач урока
Цель и задачи урока были поставлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их подготовки, особенностями учебного материала, местом урока в системе уроков по изучаемой теме.
Цели: Познакомить учащихся с понятиями «окружность», «круг», «центр окружности, круга», ввести понятие «радиус», «центр».
Планируемые результаты:
Предметные
Познакомятся с понятиями «Окружность», «Круг».
Научатся чертить окружность, различать понятия «круг» и «окружность».
Метапредметные УУД
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; расширить кругозор учащихся;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; нацеливание на успешную деятельность;
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные УУД
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него;
научатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Считаю, что поставленные цель и задачи были достигнуты в полном объёме.
Анализ структуры урока
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Все этапы логически взаимосвязаны, каждый последующий вытекал из предыдущего. Время, отводимое на каждый этап урока, было распределено целесообразно, что повысило эффективность урока.
Анализ содержания урока
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС НОО.
Стремилась максимально использовать воспитательный потенциал урока. Степень его реализации определил успешность учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: ребята работали сообща, стремились помочь друг другу, вежливо обращались не только ко взрослым, но и к одноклассникам.
В содержание урока я включила заполнение индивидуальных листов, где каждый ребенок мог произвести самооценку всем своим действиям на уроке. В конце урока включила групповую работу на изготовление снеговика – помощника в оформлении поздравительной стенгазеты ко дню рождения школы. На уроке технологии продолжим оформление стенгазеты-открытки в формате 3Д.
Анализ методики проведения урока
Урок построен в соответствии с требованиям ФГОС, использовала ИКТ технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, (инд задания на карточках давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке).
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровьесберегающие технологии (физминутки общего воздействия). Применялись задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: фронтальная, парная, групповая. При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Урок поставленной цели достиг.
В ходе урока я опиралась на следующие принципы:
- сознательности и активности;
- доступности;
- учёта индивидуальных особенностей учащихся;
- научности;
-логичности и последовательности.
Организационный момент урока начался с приветствия всего класса и гостей.
Домашнее задание соответствовало теме урока
Оценка деятельности учащихся
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
Перспективы на будущее
- Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.
- Учить ребят выражать свои мысли.
- Добиваться от ребят точных и правильных ответов.
Самооценка проведенного урока
Считаю, что поставленные цель и задачи удалось достигнуть, получить хороший результат в конце урока. Думаю, что мне удалось избежать переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"
Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....
Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.
Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....
конспект урока по математике 2 класс тема урока Сложение вида 37+53
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике 2 класс Тема урока: «Повторение и закрепление пройденного материала» (порядок действия в выражениях, площадь квадрата и прямоугольника, уравнения)
В этом конспекте используется игра "Молчанка", благодаря этой игре ученики повторяют таблицу умножения и деления. Повторяют порядок действий в выражениях. Решают геометрические задачи нахождение перим...
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: Закрепление изученного материала по теме "Сложение и вычитание" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов вычисления трехзначных чисел.Планируемые результаты:Предметные:знать алгоритм решения задач изученных видов.уметь выполнять сложение и в...
Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Проверочная работа по теме: «Умножение и деление». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание атмосферы для проверки у обучающихся вычислительных навыков, умения решать задачи на умножение и деление, сравнивать выражения, устанавливать связь между компонента...