План урока математики по теме "Круг. Окружность"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Урок изучения нового материала, носит практическую направленность. Знакомство с окружностью, циркулем. Вычерчивание окружности припомоши шаблона, циркуля. Составление аппликации их кругов..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_matematiki.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

 План урока математики в 3 б классе.

Тема: "Круг. Окружность"

Составила и провела

 Миловацкая Г.А.,

учитель начальных классов

Цель урока: Расширение геометрических понятий обучающихся, знакомство  с новыми понятиями: круг, окружность, радиус, центр окружности.

     Задачи урока:

  1. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
  2. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем.
  3. Корректировать и развивать внимание, пространственное и наглядно  - образное мышление, логику, воображение, кругозор, словарный запас  детей; умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  4. Воспитывать интерес к математике, трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль.

      Тип урока: изучение нового материала.

      Оборудование:

 « Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе», пособие для учителя, Москва « Просвещение», 1992;

Т.В.Алышева.Математика 3 класс, часть 2. Москва «Просвещение» 2019;

Интернет ресурсы.

                                              Ход урока:

І. Организация класса. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

 Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

 Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, и  за дело. 

2. Устный счёт.

Задание №1

Учитель: Расшифруйте запись, для этого расположите предложенные числа в порядке возрастания.

                   100        20      80        60       40         90          50       10      30    70  

                    Ь          К       С          Н        У           Т           Ж        О      Р      О

Ответ: 10  20  30  40  50    60   70   80   90   100

              О   К   Р    У    Ж    Н   О    С     Т     Ь

Задание№2

Учитель: Расшифруйте запись, для этого сосчитайте примеры, а ответы расположите в порядке убывания.

 

 Р  12: 2+7                К  2 х 9-3          У   3 х 2+6               Г  18:3-6

Ответ:  15    13     12    0

             К      Р       У     Г

3.Постановка темы и целей урока.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, поэтому слушайте меня внимательно. Выполнив задания на устном счёте, мы с вами отгадали тему нашего урока.

   - Кто догадался, какая тема урока записана на доске?

Дети:  - окружность, круг.

Учитель: - Молодцы, ребята, вы правильно догадались. На сегодняшнем уроке мы будем работать с геометрическим материалом – познакомимся с понятиями  радиус, центр окружности и научимся работать с циркулем.

- Для начала открываем тетради,  записываем  число,  классная  работа.

4. Изучение нового материала.

1) Знакомство с окружностью и кругом

 Учитель: Сначала потренируем внимание и память. Ребята с кругом вы все очень хорошо знакомы  ещё с детства. Давайте вспомним, где вы могли встречать круг?

 Дети: ответы детей (солнце, колесо велосипеда, циферблат на часах, знаки дорожного движения, глазки у светофора и др.)

Учитель: Правильно ребята, вы, верно, перечислили предметы, которые имеют форму круга.

 - Ребята, а что за предмет я держу в руках? (крышка для консервирования)  

 - Правильно, это крышка для консервирования. Она тоже имеет форму круга, но внутри каждой такой крышки есть резинка (показываю детям)- это окружность, граница любого круга. А сейчас  возьмите в руки шаблон, который лежит у вас на парте и, разместив его на тетрадном листе обведите красным карандашом. Уберите шаблон. Как называется линия красного цвета в ваших тетрадях?(Окружность)

Учитель: Давайте ещё раз повторим и постараемся запомнить это название.

- Ребята, а сейчас  возьмите в руки синий карандаш и закрасьте  всё, что находиться     внутри красной линии в ваших тетрадях.                                

  - Какая фигура получилась?(Круг)

2) Беседа о циркуле.

Учитель: - Сегодня мы научимся правильно чертить окружность.

-Ребята, что может помочь  изобразить круг на бумаге? (ответы детей).

Отгадайте загадку:

Мой циркач, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу. (Циркуль)

Удобнее всего воспользоваться циркулем.

- Циркуль – это чертёжный инструмент. С ним нужно работать осторожно. А почему? (обобщение ответов детей)

- Расскажите правила пользования циркулем.

Правила пользования циркулем:

-Нельзя подносить иглой к лицу.

-Нельзя передавать циркуль соседу «иглой вперёд».

-Нельзя брать в руки циркуль без надобности.

Учитель: Циркуль состоит из двух ножек: на одной расположен грифель (карандаш), а на другой – иголка. Окружность чертит ножка с грифелем, а ножка с иглой остаётся в одной точке. Расстояние между ножками не должно меняться. Циркуль нужно держать за хвостик, а не за ножку.

(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже).

Учитель: Ножки циркуля можно двигать. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести  или сдвинуть ближе?

Дети: - Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.

Учитель: Вы правильно догадались. Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести.

- А чтобы начертить маленькую окружность? (Сдвинуть ближе)

3) Построение окружности.

Учитель: Давайте попробуем начертить окружность при помощи циркуля в тетрадях.

- Возьмите циркуль, раздвиньте  ножки циркуля на нужное вам расстояние, поставьте ножку с иголкой на тетрадный лист, а ножкой с грифелем проведите линию, медленно поворачивая циркуль вокруг иглы.

-  Напомните, как называется эта фигура?

-Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголки. Это центр окружности.

- Прочитаем правило в учебнике на с. 10

- Попробуйте сами начертить произвольную окружность.

- Будьте осторожны при работе с инструментом.

- Определите алгоритм построения окружности.

- с чего мы начинаем строить окружность?

1. Центр.

2. Определяем расстояние между ножками циркуля.

3. Устанавливаем иглу циркуля в центр, одной рукой придерживаем тетрадь, а другой ножкой циркуля. Касаясь карандашом, чертим окружность.

(сильный ученик называет алгоритм и чертит с помощью учителя на доске окружность, все остальные в тетради).

- Чертить трудно, поэтому нужно дома потренироваться.

5. Физкультминутка.

 - А сейчас немного отдохнём.

- Начертите 5 окружностей глазками.

- Начертите 5 окружностей носиком.

- Начертите 5 окружностей пальчиком.

- Начертите 5 окружностей правой (левой) ногой.

6. Закрепление нового материала.

1) Выполнение задания в учебнике № 5 на с. 11.

( Индивидуальная помощь при вычерчивании окружности)

2) ИГРА:  «Круг  или  окружность » (Дети  на веере  цифр  показывают 1, если это круг, а 2, если это окружность).

- крышка – тарелка – сушка – баранка – браслет - пяльца для вышивания

- колечко – бублик - зеркало (там окружность и круг)

7. Практическая работа. Составить аппликацию их кругов.

https://chasovskih-lubds98.edumsko.ru/uploads/4000/15104/persona/articles/3333-1.jpg

- Что нужно сделать, чтобы вырезать круг?

Учитель: - Определим порядок работы.

Дети: 1. Решим, какую аппликацию будем делать.

            2. Начертим окружность.

            3. Вырежем круг.

            4. Составим аппликацию.

            5. Наклеим на альбомный лист.

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Оцените свою работу на уроке. У вас на столе лежат кружки из цветной бумаги (красный, синий). Вам нужно выбрать кружок одного цвета:

  • Красный кружок, если вам понравилась работа на уроке;
  • Синий кружок, если работа на уроке вам не понравилась;  

- На протяжении урока вы были активны и внимательны.  Справились ли мы с поставленной задачей?

  - Что на уроке вам больше всего понравилось?

 - Что вы запомнили об окружности?

Дети: - Окружность можно начертить с помощью циркуля. Учитель: - Что такое окружность?

Дети: - Окружность – это граница круга.

.

8. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Окружность" 2 класс по программе "Начальная школа 21 века".

Предлагаю конспект урока математики по теме "Окружность" 2 класс, где работают учащиеся с циркулем,определяют радиус окружности. Урок закрепления материала....

План урока математики с применением игры. Урок-сказка по теме " Свойства сложения. Закрепление изученного". (2 класс)

На этом уроке учащиеся обобщать и систематизируют полученные знания по теме: " Свойства сложения. Закрепление изученного ".Повторят переместительное и сочетательное свойства сложен...

Конспект урока математики по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности" 2 класс

Конспект урока математики во 2 классе по программе ПНШ по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности"....

Презентация к уроку математики. Тема "Круг. Окружность" 3 класс.

Презентация к уроку математики. Тема "Круг. Окружность" 3 класс....

Конспект урока математики по теме: "Окружность" (2 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Окружность»Цели деятельности учителя : создание условия для формирования представления об окружности, её элементах, свойствах; ознакомление с н...

Конспект урока математики на тему "Окружность и круг" .

Данный конспект урока разработан по теме "Окружность и круг" в системно- деятельностном подходе....