Этап самоопределения к деятельности Метод: Психологический настрой, организация урока. | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок. Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка. | Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
| Л: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя Р: организация своего рабочего места под руководством учителя |
Актуализация знаний Методы и приемы: Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.
| 5 мин | -С каким настроением мы начинаем урок? -Какое у вас настроение? - Радостное
- Спокойное
- Приподнятое
- Печальное
- Ровное
- Весёлое
- Ликующее
-Что сегодня главное будет на уроке, вы узнаете, решив задачи. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука – Это математика! - В саду росло 16 белых роз, а жёлтых – в 2 раза меньше. Сколько жёлтых роз?
- Тетрадь стоит 3 рубля, а ручка – в 4 раза дороже. Сколько рублей стоит ручка?
- В посёлке 20 деревянных домов, а каменных 4 дома. Сколько каменных домов?
- Миша сделал 2 флажка, а Дима – в 6 раз больше. Сколько флажков сделал Дима?
- Слава решил 15 примеров, а Ира – 5 примеров. Во сколько раз меньше решила примеров Ира?
- Бабушке 56 лет, а внуку – 8 лет. Во сколько раз бабушка старше внука?
Ответы: ( Дети выбирают буквы, соответствующие ответам задач). -Ребята, сегодня на уроке будем совершенствовать умения решать задачи. | (Работа с цветовым табло. Каждому настроению соответствует определённый цвет).
(Работа с использование с числового веера).
| Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;
П:анализ объектов с целью выделения признаков;
|
Постановка учебной задачи Методы: словесный, учебный диалог. | 2 мин | (Проблемная ситуация) -Решите такую задачу: В парке на аллее росло 24 липы, а берёз в несколько раза меньше, чем дубов. Сколько берёз росло на аллее? - Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. -Давайте поставим цели на урок.
|
-эту задачу нельзя решить, потому что в ней не все данные для решения -тема нашего урока: Как получить недостающие данные
-Научиться решать задачи с недостающими данными | Р: отслеживание цели учебной деятельности;
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
|
Открытие нового знания Методы и приемы: Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.
| 15 мин
| - Сегодня на уроке мы будем решать задачи с недостающими данными, будем находить недостающие данные. - Как выдумаете, а как можно получить получить недостающие данные? - Откройте учебник на странице 78 и прочитайте тему. Найдите номер № 224. Читаем задание. 1. Задание 224. – Миша поставил перед собой задачу: вычислить площадь пола в классе, который имеет прямоугольную форму. Какие данные ему для этого нужно узнать? – Можно ли получить эти данные с помощью измерения? – Сделав нужные измерения, Миша установил, что длина класса 8 м, а ширина 5 м. Сформулируйте задачу, которую теперь нужно решить Мише. Задача. Чему равна площадь пола классной комнаты, если длина класса 8 м, а ширина 5 м? – Решите задачу. Вычислите и запишите ответ. При необходимости учащиеся выполняют рисунок-план классной комнаты.
2. Задание 225. – Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее: Волга или Лена? Каких данных недостаёт Маше, чтобы ответить на этот вопрос? – Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны? – Из географического атласа Маша узнала, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируйте задачу, которую нужно решить Маше. Задача. Длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. На сколько километров река Лена длиннее реки Волги? – Решите задачу. Вычислите и запишите ответ. Физминутка: Дружно все ребятки встали,(дети встают из-за парт), На носочки поднялись,(поднимаются на носочки), И подняли ручки ввысь,(руки поднимают над головой) Мы до солнышка достанем, И совсем большими станем (пытаются дотянуться выше, шевелят пальчиками). Пусть нам светит солнышко,(делают круговое движение руками, опуская руки вниз) Луч стремится вниз,(дети наклоняются, руки расслаблены) Детки очень умные в классе собрались! (дети распрямляют спинки, плечи, гладят себя по голове) |
(Длину и ширину классной комнаты.)
(Можно.)
Решение: 8 · 5 = 40 (кв. м) – площадь пола. Ответ: 40 кв. м.
(Длины рек.)
Решение: 4400-3530=870(км) Ответ: на 870 км длиннее река Лена.
| П: сопоставление информации, представленной учителем;
П: сопоставление информации, представленной учителем; К: согласование выполнения совместной деятельности; |
Первичное закрепление Методы: практический, упражнение.
| 5 мин | 1. Задание 227. – На сколько квадратных километров площадь озера Байкал больше площади Ладожского озера? Недостающие данные для ответа на это требование можно узнать из таблицы. – Ответьте на данные требования, решив соответствующую задачу.
2. Задание 228. – Прочитайте условие задачи. – Что известно? – Что требуется узнать? – Каких данных недостает для того, чтобы узнать, сколько килограммов печенья привезли в школьную столовую? – Прочтите недостающие данные на этикетке коробки. – Сформулируйте условие, которое позволяет ответить на данное требование. – Решите полученную задачу. Вычислите и запишите ответ. Задача. Три старшеклассника разгрузили по 2 коробки с печеньем массой 5 кг 500 г. Сколько печенья привезли в столовую? |
Решение:
Ответ: на 13 800 кв. км больше.
Решение: 1) 5 кг 500 г · 2 = 11 кг – разгрузил каждый старшеклассник. 2) 11 кг · 3 = 66 кг – привезли печенья. Ответ: 66 кг | Р: проверить результаты вычисления;
П:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
Включение в систему знаний Методы и приемы: Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.
|
| 2. Задание 226. – Какие недостающие данные нужно получить для того, чтобы ответить на требование: «На сколько сантиметров твой рост отличается от роста соседа по парте?» – Узнайте недостающее данное у соседа по парте. – Сформулируйте соответствующую задачу и решите ее. Вычислите и запишите ответ. |
(Необходимо измерить свой рост и рост соседа.) |
|
Рефлексия деятельности Методы и приемы: Словесный, самооценивание | 2-3 мин | -Оцените свою работу на уроке. -Поднимите руки те, кто сегодня не ошибался. -Поднимите руки те, у кого ошибок было немного. -И поднимите руки те, кто недостаточно хорошо разобрался в теме и кому ещё нужна помощь. – Что нового узнали на уроке? – Как можно получить недостающие данные? -Спасибо за урок! До свидания! | Оценивают свою работу на уроке.
| П: рефлексия способов и условий действий. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |