Урок математики в 3 классе "Умножение на 1"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе. УМК: Школа России
Тема: Умножение на 1.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цели:
1.познакомить с правилом умножения чисел на 1; закреплять знание таблицы умножения,умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Личностные УУД.
.Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД.
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
- Формировать умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме;
- Выбор наиболее эффективного способа решения
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Сорок четвертый урок по теме «табличное умножение и деление»
Оборудование и используемые учебные пособия:
1.Учебник М.И.Моро и др. 2013г. «Просвещение»
2. Сигнальные карточки
3. Карточки с заданиями
Технические средства: ПК, ИД
Методы: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Технологии: проблемное обучение, икт, здоровьесберегающие.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Математику друзья не любить никак нельзя.
- Проверьте всё ли у вас готово к уроку, садитесь.
Руки на месте, ноги на месте.
Локти у края, спинка прямая.
-Какое сегодня число? (11)
-Сколько цифр используется для записи? (2)
-Какие? (1 и 1)
-Какова будет сумма цифр, используемых в числе? (1+1=2), разность?
- Дополните 11 до круглого числа. (20)
- Разложите число 11 на сумму слагаемых. (6+5, 7+4…)
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
Минутка чистописания. Пропишите цифру 1.
-Подчеркните понравившуюся цифру.
II. Актуализация знаний.
Устный счет.
Мышка зёрна собирала, по три зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз. Каков у мышки стал запас?
(3 х 9 = 27 з.).
Три бельчонка маму-белку ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка девять шишек принесла,
Разделила на троих. Сколько каждому из них?
(9 : 3 = 3 ш.).
Летом в солнечный денёк птички прыгали: прыг-скок!
На двух веточках по три филина сидели
И кричали: “Ух, да ух!”
Вы, ребята, не зевайте, сколько птичек, считайте.
(3 х 2 = 6 п.).
В поле бабочки летали, лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков? Если семь всего цветков.
(5 х 7 = 35 л.).
А сейчас вы будете работать в паре. Возьмите карточку. Прочитайте задание. Все понятно? Удачи!
- Какое слово получилось? (умножение) Проверка.
- Молодцы, кто правильно справился с заданием, поставьте на полях тетради плюсик.
- Какой вывод делаем, если слово не получилось? (учить таблицу умножения)
- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (умножением)
- Верно. Откроем новые знания о действии умножения.
Я желаю вам удачи в открытии новых знаний.
III. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите внимательно на примеры. Как вы думаете можно ли решить их пользуясь таблицей умножения? (Нет)
12 ×3 25×2 14×1
- А как их можно решить? (заменить суммой) Дети считают, решение открывается на слайде.
- А последний пример можно заменить сложением? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое)
А какое математическое свойство мы можем применить, чтобы заменить суммой данное числовое выражение?
- Это особый случай.
- Как вы думаете, какова тема урока? (Умножение на один)
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться умножать на один)
- Для чего мы должны уметь умножать на один? ( Ответы детей)
IV.Открытие нового знания.
- Кто знает ответ на последний пример? (14*1 = 14)
- Чему равно произведение чисел 4 и 1?
- Вычислите пример 41*1?
Что вы заметили? (При умножении числа на 1 получается то же самое число)
А теперь попробуем к 14 прибавить число 1, какой ответ получится, 15, то есть последующее число.
А если из числа 14 вычтем один, получим число 13, то есть предыдущее. Попробуйте 14 разделить на 1, получим то же число 14.
-Попробуйте сформулировать правило. (При умножении любого числа на один получается то число, которое умножали, при сложении – последующее, при вычитании предыдущее, а при делении то же самое число.)
- Где можем проверить правильный ли вывод мы сделали?( В учебнике)
- Откройте учебники на с. 82, прочитайте правило. (Вы сделали вывод правильно)
- Расскажите правило друг другу. Составьте свои примеры умножения на 1.
1 мин.
На математическом языке это можно записать так. Прочитайте. Карточка – помогай-ка а · 1 = а, где а – любое число.
V. Первичная проверка понимания
- Вычислите устно 1 строчку, комментируя свой ответ. 2 строчку выполните самостоятельно.
7×1 52 × (48 – 47) 83×1 28 : 4 х 1
1×12 (62 + 24)×1 1×27 1× 8 × 3
- Проверка. Вывод? (правило умножения на один )
- Молодцы.
VI. Физминутка. Проводит ученик.
Поднимаем ручки,
Разгоняем тучки.
Ярче, солнышко, свети,
Хмурый дождик запрети.
Вот окончен дальний путь,
Можно сесть и отдохнуть.
Первичная проверка понимания.
- Задание 2, с.82 вы будете выполнять самостоятельно по вариантам.
- Какие знания вам понадобятся при выполнении? (Знание порядка действий, знание таблицы умножения).
- В каком порядке надо выполнять действия в числовом выражении? (Первым выполняется действие в скобках, вторым умножение и деление, третьим сложение и вычитание)
На выполнение вам даётся – 5 минут.
(Дети, справившиеся раньше других, выполняют дополнительно задание II варианта).
Проверяем. Прочитайте числовое выражение, назовите ответ. Если есть ошибки, (в чём ошибка?) разбираем их.
- Молодцы! Поставьте плюс на полях, кто выполнил задание правильно.
А сейчас для вас задание в группах. (Работа в группах)
Какая группа сможет решить пример за 1 минуту?
Слайд:
(94-93)*(45+5)=
16:4*1=
(90-89)*26=
46*1+50=
Вывод: При умножении любого числа на 1 получается то число,которое умножали .
VII. Решение задач.
- Отгадайте ребус. 1
- Какое задание будете выполнять? (будем решать задачу)
- Прочитайте внимательно задачу под № 3 в учебнике. - В столовую привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?
У: - О чём эта задача?
Д: - О яблоках и грушах.
У: - Что сказано о яблоках?
Д: - Яблок привезли 36 кг.
У: - Что сказано про груши? Прочитайте.
Д: - Неизвестно, но сказано, что в 4 раза меньше.
У: - Что нужно узнать в задаче?
Д: - На сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?
У: - Какая это задача?
Д: - Составная.
У: - Назовите тип задачи.
Д: - На разностное сравнение.
У: - Что должны сравнить?
Д: - Груши и яблоки.
Д: - Значит, что должно быть известно?
Д: - Сколько кг груш и сколько кг яблок.
У: - А всё ли нам известно?
Д: - Нет, неизвестно, сколько кг груш.
У: - Можем это узнать?
Д: - Да.
У: - Каким действием?
Д: - Деления.
У: - Почему?
Д: - Сказано, что в 4 раза меньше.
У: - Теперь можем сравнить количество груш и количество яблок?
Д: - Да.
У: - Каким действием?
Д: - Вычитания.
У: - Каким правилом воспользуемся?
Д: - Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
(решение задачи самостоятельно)
- Посмотрите на краткие записи, какой из вариантов правильный?
Яблоки - 36 кг
Груши - ? кг, в 4 раза меньше
Яблоки - 36 кг
Груши - 4 кг
Яблоки - 36 кг на ? кг <
Груши - ? кг, в 4 раза <
- Правильный вариант под номером 3.
- Докажите, почему именно эта краткая запись правильная? (В условии задачи сказано, что привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. Вопрос: на сколько килограмм меньше привезли груш, чем яблок?)
- Кто сможет решить задачу? Один ученик решает на доске (закрыт)
(Первый, решивший задачу правильно, консультирует детей). Проверка.
Какие знания вам помогли?
Вывод: Знания решения задач на кратное сравнение и таблицы умножения.
Физминутка для глаз.
Задача №5. Прочитайте. О чём говорится в задаче? (о книге и о блокноте)
Что необычного вы заметили? (нет числового значения цены книги)
Предположим, что книга стоит Х рублей. Каким действием узнаем, сколько стоит 1 блокнот? Я предлагаю вам поработать в парах.
Достаньте карточки из конверта и составьте на партах выражение. Как узнать, сколько стоит 1 блокнот? (действием деления, т.к. сказано в 7 раз дешевле) (х : 7). Как узнать, сколько стоит 4 таких блокнота? (х : 7) · 4
Проверка на слайде.
- Молодцы, поставьте плюс на полях у кого все правильно.
- А сейчас задача №4. Прочитайте. О чем говорится в задаче? 18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья? (О варенье)
Сколько варенья разложили? (18 кг)
Сколько понадобилось для этого банок? (6 банок)
Что нужно узнать? (Сколько нужно банок, чтобы разложить 24 кг варенья)
Можем это узнать? (Нет)
Почему? Чего мы не знаем? (Сколько кг варенья входит в 1 банку)
Можем узнать? Каким действием? (Делением)
Почему? Докажите.
После этого можем ответить на вопрос задачи? Сколько понадобится банок для 24 кг варенья? (Да)
Каким действием узнаем? (Делением)
18 кг- 6б.
24 кг - ?б.
Масса варенья в 1 банке | Колич-во банок | Масса варенья |
? кг, одинаковая | 6 шт. | 18 кг |
? шт. | 24 кг |
Какую краткую запись можно использовать? Почему? (Обе)
Запишите только решение и ответ.
Вывод: Какие знания вам помогли в решении задачи? (Знания решения задач на и таблицы умножения)
VIII. Закрепление нового знания.
- А теперь ответственный момент. Каждый из вас проверит свои знания по теме урока.
Найдем в учебнике рубрику «Проверь себя». Задание под вопросиком.
- Вычислите и запишите только окончательные ответы. Будьте внимательны, помните о полученных знаниях.
Проверяем.
- Какой вывод сделаете, если допустили ошибки? (Надо выучить правило умножения на 1и таблицу.)
Поставьте плюс на полях.
IX. Рефлексия.
- Посчитайте количество плюсиков.
- У кого пять? Встаньте, вы заработали пятёрку за урок.
- У кого четыре? Встаньте, у вас отметка 4
- Какое открытие мы сделали на уроке?( При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали, при умножении на нуль, получаем нуль)
- Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке? (Научиться умножать на 1и на 0)
- Нам удалось её достичь? (Да)
- Какие задания показались самыми интересными?
- Какие наиболее трудными? Почему?
-Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Какие темы повторили?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите смайлики, кто работал:
- Кто недоволен своей работой. Почему?
IX. Итог урока. Домашнее задание. 3 мин
- Мы преодолели все трудности, которые встретились на уроке и сделали ещё один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из нас.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Я вам предлагаю два варианта выполнения домашнего задание, вы выбираете, что будете выполнять.
1.Придумай 10 примеров умножения на 1. Вычисли и раскрась
2. Учебник с.82№4 и №6
Вы молодцы, прекрасно работали на уроке, я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...