Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы.
статья

Могилевцева Татьяна Валерьевна

Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬШИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Проблемой развития коммуникативной сферы школьников занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, среди них: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, И.А. Зимняя М.С. Каган, О.А. Карабанова М.И. Лисина. Вопросами исследования групповых форм работы и работы в коллективе занимались З.А. Абасов, В.В. Гузеев,  Г.А. Цукерман и др.

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные и личные планы, поэтому коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) – это средства, которые обеспечивают успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.

 В данном исследовании мной были рассмотрены такие понятия как коммуникативные УУД и групповая форма работы. Коммуникативные УУД – это совокупность осознанных способов действий учащегося, реализующих способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Групповая форма работы – это такая форма организации обучения, когда для современного выполнения задания формируются небольшие группы учащихся, при работе в которых дети сотрудничают, помогают друг другу, учатся осуществлять контроль за действиями товарищей и самоконтроль в процессе обучения.

С целью выявления уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент. Для достижения цели констатирующего эксперимента,  были проведены следующие диагностические методики: методика «Дорога к дому», модифицированный вариант А.Г. Лидерса; методика «Рукавички», автор Г.А. Цукерман; анкета «Мое отношение» и методика «Кто прав?», автор Г.А. Цукерман.

Исследование показало, что большинство учащихся 46,2 % находятся на высоком уровне. Это дает право полагать, что достаточно большое количество учащихся обладает основными для младшего школьного возраста коммуникативными универсальными учебными действиями. На среднем уровне находится 29,5 % , данные дети обладают основными коммуникативными действиями, однако потенциал этих умений не отличается высокой устойчивостью. Но есть ученики, относящиеся к низкому уровню сформированности коммуникативных УУД  - 24,3%.

Полученные результаты дали основу для продолжения дальнейшей работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.  Педагогическими условиями формирования коммуникативных УУД у младших школьников в процессе групповой работы могут выступать: использование варианта подбора групп с учетом уровня сформированности коммуникативных УУД; последовательное вовлечение школьников в разнообразные способы личностно-развивающего взаимодействия; групповая рефлексия как итог работы учащихся в группе.

Рассмотрим более подробно последнее условие нашей гипотезы. Обязательным конечным элементом групповой работы является рефлексия. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось добиться поставленных целей. В ходе групповой рефлексии участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Дети учатся высказывать свою точку зрения и свою позицию, выражать свои мысли по поводу решения общей задачи, учатся слышать мнение каждого и группы в целом.

Реализация данного условия может осуществляться при помощи таких приемов как: беседа учителя с группами о плюсах и минусах работы; анализ групповой работы по определенному алгоритму; рефлексия групповой работы с использованием карточек и условных знаков.

Рефлексия своей работы и работы группы – это один из сложнейших этапов в деятельности учеников. Часто в практике работы в школе самоанализ исключается из-за нехватки времени. Однако, без оценки своих достижений и неудач учащиеся не смогут продвинутся ни в обучении, ни в воспитании. Поэтому, рефлексии на уроке нужно уделять особое значение и время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач

В настоящее время происходит переосмысление места, роли, целей математического образования. Образование рассматривается как процесс, направленный не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на с...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.

О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...

Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения математике

Aормирование логических универсальных действий является серьезной проблемой для современного образования. Развитие логических УУД способствует становлению высокоинтеллектуальной личности и должно начи...