Урок математики по теме "Многогранники"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок математики по теме "Многогранники" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogogrannik.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Вершины, рёбра и грани многогранника

Тип урока: «Открытие» нового знания

Номер урока в теме: первый  урок по теме «Многогранники»

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о многограннике, способствовать формированию умения определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, рёбра, содействовать развитию умения решать арифметические задачи.

Предметные:

познакомятся с понятиями «многогранник» (пространственная фигура), «грани, «вершины», рёбра многогранника

научатся определять видимые и невидимые элементы многогранника, изображённого на чертеже, выполнять обозначение элементов многогранника буквами латинского алфавита, моделировать различные многогранники.

Метапредметные:

Познавательные:

осуществляют моделирование, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные:

учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Личностные: формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Оборудование: презентация в программе Smart Notebook, геометрические фигуры, цветные карандаши (красный, синий, желтый, зеленый), спички, пластилин.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности учащихся

1. Актуализация

опорных знаний.

Устный счёт.

Интеллектуаль-ная разминка

Организует устный счёт с целью актуализации знаний.

1 СЛАЙД (не для учащихся)

Прозвенел опять звонок

Начинается …..урок.

- А как называется наш урок?

Сегодня наш урок мне хочется начать словами английского философа Роджера Бэкона о математике: «Тот, кто не знает математики, не может изучить другие науки и не может познать мир». Я думаю, что на уроке мы непременно найдем подтверждение словам этого философа.

-Откройте тетради и запишите число и вид работы.

2 СЛАЙД

Устный счёт:

- На доске записана  пословица. Ваша задача её расшифровать, расположив числа в порядке убывания

163840                         750059                               981203              

     в                                        ум                                  математика

   9839                            14517                  

приводит                     порядок

- Прочитайте пословицу, которая у вас получилась.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Число 14517 сколько в нём всего десятков?

- Число 9839 сколько в нём всего единиц?

- Число 750059 сколько в нём сотен?

- Что мы с вами повторили?

Дружите с математикой всегда!

Дружите с Пифагором, Архимедом!

Дружите по субботам  и по средам!

Дружите и не ссортесь никогда!

Она царица, преклоняйтесь перед ней!

Дарите ей отличные отметки!

Вы слышите, Маринки, Димки, Светки?

Пусть станет больше математики друзей!

- Будем дружить с математикой?

3 СЛАЙД

Снежная крепость

- Тогда работаем дальше. На дворе поздняя осень, совсем скоро наступит первый зимний месяц – декабрь. Давайте и мы с вами немного поиграем в зимние забавы – построим  крепость из снежных кирпичиков. Надо решить пример и его проверить поставив на это место снежный кирпичик.

4 СЛАЙД

- А теперь откроем зимнюю картинку, решив примеры на карточках.

- А вам хочется так же покататься на санках?

5 СЛАЙД

Решите задачу:

1. Длина ледового катка 14 м, ширина 10 м. Чему равна площадь ледового катка? анимация

2. Площадь бобслейной трассы 48 кв.м. Дополните условие задачи и задайте вопрос, пользуясь чертежом на доске. анимация

3. Длина лыжного трамплина 18 м, площадь 54 кв м. Чему равна ширина трамплина?

6 СЛАЙД

- Молодцы!

- Посмотрите на изображение на доске. Что это?

- Расставьте буквы в соответствии с координатами и получите слово, относящееся к теме нашого урока.

Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы.

+ Урок математики.

Передвигают на доске числа, расставляя в порядке убывания. Получается пословица.

981203,     750059,     163840,       14517,      9839

Математика ум в  порядок  приводит.

Нумерацию многозначных чисел.

Решают примеры на умножение вида

6*40   70*7

Решают примеры на деление вида

630:7      180:3

- Координатная плоскость.

- Многоугольник.

Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

2. Открытие нового знания, нового способа действия.

Поиск решения учебной задачи.

Работа по учебнику

 с.100-102

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

- На уроках математики в 1, 2, 3 классе мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а так же учились их строить.

- Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете?

- Я предлагаю вам выполнить задание в парах.

- Выберите на столе геометрическую фигуру и расскажите всё, что о ней знаете, если необходимо выполните измерения (фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольники, пятиугольники). Работаем в паре.

- Как можно назвать все эти фигуры?

- Есть другие мнения?

- Правильно это многоугольники.

Учитель показывает объёмные фигуры.

- Можно ли эти фигуры назвать многоугольниками?

- Чем они отличаются от тех, с которыми вы работали сейчас?

- Обратите внимание на поверхность фигур. Из чего они состоят?

- Из каких многоугольников состоит поверхность каждой фигуры?

- В  математике поверхность называют гранью, поэтому и фигуры носят название: многогранники

- Кто сможет назвать тему нашего урока?

- Это слово сложное, состоит  из двух корней. Сможете их определить?

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?

- Да, сегодня мы познакомимся с многогранниками, научимся находить и показывать части фигуры. Будем учиться отличать их от других фигур.

- Откройте учебник на странице 100 и найдите определение, что называется многогранником.

- Итак, какую фигуру мы называем многогранником?

- Что называется гранью многогранника?

- Как называются стороны многоугольников?

- Что называется вершинами многогранника?

Показ многогранников на моделях

- Если взять например 4 треугольника, то можно создать объемную фигуру – пирамиду.

- Из квадратов можно получить другую фигуру – куб,

из прямоугольников – параллелепипед.

- А вот эта фигура называется  – призма, она составлена из …. правильно прямоугольников и треугольников. Все эти фигуры называются многогранниками.

Вот так выглядит чертеж многогранника на листе бумаги.

7 СЛАЙД

- Рассмотрите модель фигуры на доске. Как называется эта фигура? Покажите её модель (находят на столе нужный многогранник)

- Какую форму имеет каждая грань куба?

- Сколько вершин у этой фигуры? 8

- Рёбер? 12

- Граней? 6

- Сколько рёбер выходит из каждой грани куба?

- А как вы думаете, почему некоторые стороны многогранников изображены пунктирной линией?

8 СЛАЙД

- Этот многогранник называется параллелепипед.

- Какую форму имеет каждая его грань?

-Откройте тетрадь на печатной основе на странице 62 № 201.

- Прочитайте задание.

- Обозначьте вершины параллелепипеда жёлтым  цветом.

- Назовите каждую вершину, ребро и грань многогранника.

- Какие рёбра и грани невидимы?

- Как попасть из вершины  А в вершину О, двигаясь по его рёбрам?  Укажите несколько вариантов. Покажите карандашом  разного цвета.

9 СЛАЙД

- Как называется эта фигура?

- Подпишите вершины пирамиды. Какими буквами это надо сделать?

- Обозначьте основание пирамиды зелёным цветом.

- Тетрадь № 200.

- Прочитайте задание под № 2 в учебнике.

- Какие из этих предметов похожи на многогранники?

- Найдите глазами  геометрические фигуры в классе.

Есть ли среди них многогранники?

- В жизни нас окружает очень много предметов, которые имеют ту или иную форму многогранника. Например.

        

10 СЛАЙД

- Какую форму вам напоминают эти предметы?

11 СЛАЙД

- А эти предметы?

12 СЛАЙД

- Какая форма у этих предметов?

- Все ли предметы можно отнести к многогранникам. Вспомните что из себя представляют грани многогранника?

- Все ли предметы имеют форму многоугольника?

- Назовите лишние.

13 СЛАЙД

Отгадайте  загадку.

Первые  упоминания  об  этих  фигурах  известны

еще за три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне.

Математиков поражала их красота, совершенство, гармония.

Ученые считали эти фигуры божественными и использовали

в своих философских сочинениях

- Что это за фигуры?

14 СЛАЙД

Пирамида Хеопса - крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Представляет собой остроконечный каменный холм, стоящий на квадратном основании, каждая

сторона  которого  равна  227 м.  На  постройку  ее  пошло  такое  количество камня, что из него можно было бы воздвигнуть стену выше человеческого рос

та и толщиной в полметра.

- Вычислите периметр квадратного основания пирамиды

- Как найти периметр и площадь квадрата?

Ответ:

P = a *4

227 х 4 = 908м;

15 СЛАЙД

Для решения задачи

16 СЛАЙД

- Пирамида  фараона  Джосера - первое  большое каменное строение на Земле.

- Вычислите периметр и площадь основания пирамиды Джосера, если  оно имеет форму прямоугольника со

сторонами около 100 м – 125 м

- Что такое периметр?

- Как найти периметр и площадь прямоугольника?

Р = (а + в) * 2;

S= а * в

P = 125 +100 +125 +100 = 450 м

P = 125 * 2 + 100 * 2 = 450 м

S = 125 * 100 = 12500 кв.м

 - На Земле и сейчас много строений имеющих форму многогранника. Например

17 СЛАЙД

Для решения задачи.

18 СЛАЙД

 Башня Сююмбике в Казани

19 СЛАЙД

Александрийский маяк на острове Фарос.

- Сегодня на урок я вас просила принести палочки и пластилин. Откройте учебник на странице 102 № 7.

Прочитайте задание.

- Приступаем к работе. Делаем одну модель по выбору.

Демонстрация работ.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Называют длину фигуры, ширину, площадь, периметр.

Противоположные стороны прямоугольника равны, противоположные углы можно соединить диагональю.

Диагонали в точке пересечения делятся пополам.

- Многоугольники.

- Да.

- Одни плоские, другие объёмные.

- Из прямоугольников, треугольников и квадратов, т.е. из многоугольников.

- Многогранники.

- Находить многогранники, определять их части, правильно называть их.

Фигура, поверхность которой состоит из многоугольников, называется многогранником.

- Каждый из многоугольников называется гранью многогранника.

- Стороны многоугольников называются рёбрами многогранника.

- Вершины многоугольников, это вершины многогранников.

- прямоугольников и треугольников

- Куб.

- Квадрат.

- Из прямоугольников.

3

- Это невидимые линии.

- Прямоугольник.

- Выделите видимые рёбра многогранников красным карандашом, а невидимые – синим.

Работа в тетради на печатной основе и на доске.

- Пирамида

Работа в тетради и на доске.

- Латинскими.

Выполняют модели многогранников, используя спички и пластилин.

- Куб.

- Параллелепипед.

- Пирамида.

- Многоугольники.

- Нет.

- Пирамидка и рожок мороженого. В основании у них круг или окружность.

- Используя палочки и пластилин, сделайте модели многогранников.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Включение нового знания, нового способа действия.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

19 СЛАЙД

Выполнение теста (дописывают слова)

1. Поверхность многогранника состоит из …

2. Каждый из многоугольников называется …

3. Стороны многогранника называются …

4. Вершины многоугольника называются …

Проверка – открыть ответы (анимация)

20 СЛАЙД

-Выполните задания по рядам

1 фигура – 1 ряд и т.д.

Проверим выполнение.

Выполните самооценку в тетради.

1 уч-ся у доски называет количество вершин, граней и рёбер – открывает шторку в таблице.

На шкале определяют уровень усвоения материала.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия.

4. Итог урока. Рефлексия.

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

- Наш урок подходит к концу.

- Был ли он интересен и полезен?

- А, что нового вы узнали?

- Что особенно вас заинтересовало во время урока?

- Какое тело называют многогранником?

- Оцените свои достижения на уроке.

- определите свой смайли в ту группу, которая вы считаете подходит вам после проведённого урока.

Мне всё понятно.

Были затруднения.

Ничего не понял.

Дети помещают свои смайлики.

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...