Урок математики 1 класс "Устная нумерация чисел от 11 до 20"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Тема: Устная нумерация чисел от 11 до 20
Цель: Формирование представления об образовании чисел второго десятка.
Задачи:
Познакомиться с десятком, как новой единицей счёта, с образованием чисел второго десятка, их названием и порядком следования при счёте;
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал; формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность; формировать универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass_ustnaya_numeratsiya_ot_11_do_20.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 1 классе
МАОУ «Гимназия № 13»
Учитель начальных классов: Иванова Татьяна Владимировна
Образовательная система: УМК «Школа России»
Авторы учебника: М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова, 2017 год издания
Предмет: математика
Класс: первый
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Устная нумерация чисел от 11 до 20
Цель: Формирование представления об образовании чисел второго десятка.
Задачи:
Познакомиться с десятком, как новой единицей счёта, с образованием чисел второго десятка, их названием и порядком следования при счёте;
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал; формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность; формировать универсальные учебные действия.
Планируемый результат:
Предметные (базовый уровень)
Обучающийся будет знать:
- название, последовательность и обозначение чисел от 11 до 20;
- как получить при счете число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее;
Уметь:
- читать, записывать числа от 11 до 20;
- называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 20;
- выполнять вычисления в примерах вида 13 +1 , 15 – 1.
Метапредметные:
- ЛичностныеУУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:
умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация, счетные палочки, карточки с числами от 1 до 20, шаги учебной деятельности, тетради, электронные физкультминутки, алгоритм самооценки, карточки с числами.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД (Планируемые результаты) |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие. Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! - Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится! В добрый путь за знаниями! Слайд 3 Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 4«Что я не знаю?» Слайд 5 «Сам найду способ» | Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. | Самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Личностные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Учитель предъявляет задания. 1. У вас на партах лежат карточки с числами, вы мне показываете только ответ. 1) Найдите сумму 7 и 3 2)На сколько 9 больше, чем 4? 3)Увеличь 6 на 3 4)Уменьши 5 на 2 5)Сколько будет: 7 минус 4? 6)Сколько будет: 5 плюс 5? 7)Найдите разность чисел: 9и 4 8)Уменьшаемое – 5; вычитаемое – 3. Найдите разность 9)Сколько будет: 9 минус 9 плюс 1? 10)Сколько будет: 4 плюс 4 минус 4? 2.А сейчас послушайте математическую загадку: Эта птичка- соловей, Серенькое пёрышко Эта птичка-воробей, Это- зяблик, Эта птичка - совушка, Это – стриж; Сонная головушка. Это - разноцветный чиж. Эта птичка-свиристель, Ну, а это злой орлан. Эта птичка-коростель, Эта птичка – скворушка, Сколько птичек прилетели в гости к нам? (10) 3. Откройте тетради, запишите дату и пропишите аккуратно цифру 10 в тетради. (показ учителем письма цифры 10) 4. Что закрепили на этом этапе? (Знание компонентов при сложении и вычитании, умение складывать и вычитать числа в пределах 10). Посмотрите внимательно, как составлен ряд чисел и назовите следующее число: Слайд 6 1, 2, 4, 7, … (11) -Кто продолжит ряд чисел? | Ученики показывают карточки с числами. Работают в тетрадях. Проговаривают, что повторили Устанавливают закономерность в числовой последовательности. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Навыки вычисления (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения | - В каком месте возникло затруднение? (При назывании следующего числа). - Почему возникло затруднение? (Не знаем название чисел, следующее после 10). | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Я беру счётные палочки, считаю, а ученики повторяют. Слайд 7 -Один, два, три, А за ними, посмотри – Идут четыре, пять, шесть – Их нам надо быстро счесть. Дальше будет семь и восемь. К ним и девять мы подбросим. Единицу лишь прибавим – И десяток вмиг составим. (На партах лежат резинки, свяжите пучок) Слайд 8Сколько палочек у нас в пучке? (10) А кто- нибудь знает, как по-другому можно назвать это количество палочек? (Ребята, это десяток, так можно сказать не только о палочках, но и о других предметах собранных в одном месте). Где встречается в жизни это слово? Так можно сказать не только о палочках, но и о карандашах, если собрать 10 штук в одной коробке; о яйцах, о пуговицах, если собрать их вместе. Откроем учебник на с 46, рассмотрим рисунок. Так мы будем схематически обозначать десяток. - Молодцы! Возьмите в руки 1 десяток, добавим ещё одну палочку. Кто-нибудь знает, как называется это число? А хотите познакомиться с новыми числами? Кто догадался, что новое мы узнаем на уроке? - (Познакомимся с числами больше 10, научимся их называть). Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, как образуются числа от 11до 20. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) | Ученики выполняют практическую работу. Рассматривают схему в учебнике и запоминают. Проговаривают, чему научились на данном этапе урока. Под руководством учителя формулируют тему урока, ставят цель урока. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и Проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. Физкультминутка | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( Познавательные УУД).) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта | Слайд 9Смотрите, как интересно звучит. Я слышу в этом названии слово «один», слово «на» и еще одно странное слово «дцать». – Рассмотрим ещё одну строку( две – на - дцать). Сравните название одиннадцать и двенадцать. – Как вы думаете, что может означать слово «дцать»? Далее следует краткая беседа исторического характера. Слайд 10 Историческая справка В древнерусском языке для обозначения количества от11до 19 употреблялось сочетание из 3 слов один-на десять, два- на- десять, три-на- десять и так далее, то есть один, два, три,… сверх десяти. Со временем это сочетание преобразовалось в одно слово: одиннадцать, двенадцать, тринадцать. -Как вы думаете, почему последнее число назвали двадцать? (Это значит 2 раза по десять или 2 десятка. Практическая работа У вас на партах лежат: полоска из 10 квадратов и 1 квадрат. Образуйте числа от 11 до 20. Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат). - Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.) -Какие числа следуют за числом 10? 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.Слайд 11Записываем ряды чисел, комментируя свои действия: – после числа 12 должно стоять число, которое больше на 1, это число 13. - Проговорим эти числа в обратном порядке. Слайд 12Назовите соседей числа 12, 14, 16, 18, 20. Миниитог. Чему учились? -Молодцы! | Ученики выполняют практическую работу (у каждого на партах счетные палочки). Отвечают на вопросы учителя. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД). Выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование, (Позновательные УУД). Волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Регулятивные УУД). Выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью учёт разных мнений (Коммуникативные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Откроем учебник на с. 46 Найдите задание № 2. Прочитайте и ответьте на вопросы. Работа в печатной тетради. Выполним задание №1 на с 23 с комментированием. - Далее я вам предлагаю потренировать в записи чисел от 11 до 20 в прямом порядке и в обратном. Выполните задания № 2 и № 4 на с. 23. Взаимопроверка Самооценка по алгоритму (по опорным словам)
| . Выполняют самооценку по алгоритму Физкультминутка для глаз | Контроль, коррекция, самооценка (Регулятивные). Выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
14 + 1 16 – 1 10 + 1 17 –1 19 – 1 13+ 1 18 + 1 20 – 1 | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Слайд 11 Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Включение в систему знаний повторение | 1) Давайте решим задачу. -Открываем учебник на стр.47 № 3. -Прочитайте задачу про себя. - Кто знает, как решается эта задача? -Решаем самостоятельно. - Кто затрудняется в решении этой задачи? Кто затрудняется, даю карточку с опорными словами (даю средним- опорные слова, краткую запись – слабым) Опорные слова Липок – Берёзок - Всего - ? Краткая запись Липок – 7 Берёзок – 3 Всего - ? Вызываю 1 ученика: сильного. Решение задачи с обратной стороны доски. - Проверяем. А сейчас узнаем, правильно ли вы выполнили решение задачи, проверьте. 7+3=10 (д.) (кто выполнил задачу правильно, поставьте знак плюс, кто допустил ошибки, поставьте знак минус) -А сейчас решим следующую задачу. Условие то же, но вопрос под номером 2. -Прочитайте вопрос к задаче. (На сколько меньше посадили берёзок, чем липок). -Как узнать, на сколько меньше берёзок, чем липок, посадили? (Надо из большего числа вычесть меньшее). Решаем самостоятельно. Вызываю 1 ученика. Решение задачи с обратной стороны доски. Проверяем. 7-3=4(б.) ( Самооценка по алгоритму.Кто выполнил задачу правильно, поставьте знак плюс, кто допустил ошибки, поставьте знак минус) - Что одинаково в задачи? Условие. - Чем отличаются? Вопросами. - Почему разное решение? Разные вопросы. 2) с. 47 № 5- с комментированием 3) Работа в парах. Правило работы в парах: Каждый в паре имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, другой должен внимательно слушать. Назови числа от числа двадцать до числа двенадцать, вычитая по одному. 4) Продолжаем совершенствовать навыки счета с. 47, №7. Взаимопроверка и самооценка по алгоритму. 3) Домашнее задание: мини – экскурсия по дому «В поисках чисел от 11 до 20» (нарисовать рисунок) -Молодцы! -Что повторили? (совершенствовали умение решать задачи, чертить отрезки, решать примеры, называли числа от 20, вычитая по одному). | Читают задание учебника. Ориентируются в учебнике. | Контроль, коррекция, самооценка (Регулятивные УУД). Выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД). |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Слайд 15 Рефлексия урока:
Слайд 16 Оцените свою деятельность на лестнице успеха. Слайд 17 Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то что упорно и дружно трудились Что на уроке вы не ленились. | По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают свою деятельность на лестнице успеха. Дают эмоциональную оценку своейдеятельности на уроке. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Нумерация чисел второго десятка"
Цели данного урока: 1. Повторить счет до 20 и обратно, закреплять знания нахождения неизвестного числа, компонентов чисел, умения решать задачи изученных видов, уравнений. 2. Познаком...
Урок сказка Закрепление нумерации чисел 1-10,1 класс
Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям обучения по программе . Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечива...
Конспект урока математики. Устная нумерация в пределах 100. Образование и названия 3-х чисел. 3 класс.
Тема урока: Устная нумерация чисел в пределах 1000. Образование и названия трёхзначных чиселЦель: · познакомить с образованием и названиями трёхзначных чисел...
презентация к уроку математики "Письменная нумерация в пределах 1000" Числа от 1 до 1000. Нумерация. 3 класс
Школа России презентация к уроку математики "Письменная нумерация в пределах 1000" раздел Числа от 1 до 1000 Нумерация 3 класс урок №102Цель: учить выделять количество сотен, десятков, едини...
Открытый урок "ДЕСЯТОК. УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100"
Открытый урок "ДЕСЯТОК. УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100"...
Урок математики. 1класс. "Нумерация чисел 11-20 (обобщение)"
Урок математики. 1класс. "Нумерация чисел 11-20" Обобщающий урок...
Конспект урока по математике "Устная нумерация чисел от 11 до 100
Формировать умение определять разрядный состав числа; повторить, как образуются числа второго десятка; закреплять знание названий чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение ск...