Урок математики по теме: Задача (условие, вопрос).
план-конспект урока по математике (1 класс)

Мунько Валентина Владимировна

Урок проведён в 1 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_zadacha._1_klass.docx544.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задача (условие, вопрос).

Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, выделение признаков понятия «задача».

Задачи:

  1. Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10; оперировать пространственными объектами.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, заботиться о птицах.
  3. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в парах; работать над развитием внимания; формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: положительное отношение к изучению математики, проявлять интерес к учебному материалу, осуществлять первоначальную оценку собственной учебной деятельности.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; осуществлять совместно с учителем и одноклассниками контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; проводить сравнение; под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие.

Коммуникативные - принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно читать тексты с целью освоения информации; составлять устно небольшое высказывание по предложенной теме.

Предметные: овладеть понятием «задача»; различать задачи в ряду похожих объектов; записывать выражения к задаче.

Основные понятия: «задача», «условие», «вопрос», «решение», «ответ».

Средства наглядности: учебник «Математика» 1 кл. под редакцией  М.И. Моро, рабочая тетрадь, веера с цифрами, задания для работы в группах, карточки с буквами З,Д,Ч,А; карточки со словами: задача, условие, вопрос, решение, ответ, Толковый словарь С.И. Ожегова, набор картинок птиц для каждого, презентация к уроку.

Этапы урока

Содержание урока

Деят-сть учащихся

УУД

Орг. урока

Сегодня на уроке у нас много гостей, гостям мы рады.

Урок математики.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушаете  внимательно.

- И я желаю всем хорошего настроения.

Самооргани-зоваться,

настроиться на работу

Актуализация знаний.

Устный счёт

Подготовка к теме урока.

Постановка темы и задач урока.

"Открытие" новых знаний

- А сейчас – внимание,

Не нужна слабинка.

У нас математическая разминка.

  -  А кто мне скажет, для чего мы проводим математическую разминку? (Чтобы считать правильно и быстро)

- Возьмите в руки веер. Мы начинаем.

1. Устный счёт

- 4 увеличить на 1. (5). Докажи. Что значит увеличить?

- 9 уменьшить на 1. (8) Докажи. Что значит уменьшить?

- Покажите число, на 1 меньше числа 7. (6) 

 - Как называется число, на один меньше данного? (предыдущее)

- Покажите число, на 1 больше 7. (8) Докажите.

-Как называется число, на один больше данного? (Следующее)

  1. Задачи в стихах.

СЛАЙД 1     Пять щенков в футбол играли,
                     Одного домой позвали.
                     Он глядит в окно, считает:
                     Сколько их теперь играет?»  
4

- Почему так получилось? Докажите свой ответ.

СЛАЙД 2                 5-1=4     Умница!

******

СЛАЙД 3      Шесть грибов нашёл Вадим,

                        А потом ещё один.

                        Вы ответьте на вопрос:

                        Сколько он грибов принёс?

- Кто объяснит  свой ответ?

СЛАЙД 4                 6+1=7   Всё верно!.

                                       ******

СЛАЙД 5      Группа маленьких утят

                       Плавать и нырять хотят.

                       6 уплыли далеко,

                       2 нырнули глубоко.

                       Сколько же утят в пруду?

                       Сосчитать я не могу.      8

- Докажите.

  СЛАЙД 6                        6+2 =8  Молодец!

- А кто из вас может прочитать это выражение по-другому?

СЛАЙД 7       Сидят рыбаки,

                     Стерегут поплавки.

                     Рыбак Корней поймал 3 окуней,

                     Рыбак Евсей – 4 карасей.

                     Сколько рыб рыбаки

                     Натаскали из реки?   7

- Докажите!    Какое математическое выражение составили?    

   СЛАЙД 8              3+4=7  Молодец!

-Какие вы молодцы! Как много вы уже знаете!

-А хотите узнать ещё больше?

 -Тогда выполните ещё одно задание.

Просчитать математические выражения. Каждое математическое  выражение имеет букву, а куда ее нужно поставить, я думаю,  вы догадаетесь. Работа понятна? Начинать будем слева направо. Тот, кто поднимает руку выходит к доске.

Есть повторяющиеся буквы. Будьте внимательны.

8

4

7

4

6

4

8 - 1 - 1

5 + 1 + 1

10 – 1 – 1

2 + 1 + 1

Ч

Д

З

А

8

4

7

4

6

4

З

А

Д

А

Ч

А

- Назовите тему урока? (Задача)

- А как вы понимаете это слово? (Разные ответы: числа, примеры, математический  рассказ…)

- Ребята, почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем? (Не знаем, что такое задача)

-А хотите узнать, какой математический рассказ называется задачей? (Да)

- Какую цель поставим на урок? – откройте учебник на с. 88.  Прочитаем цель урока.

(Узнаем что такое задача, из каких частей состоит, чем отличается от обычного рассказа).

Составление разнообразных заданий с парой чисел.

Отвечают на вопросы.

Развитие умения наблюдать, рассуждать,

анализировать и делать вывод

Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

ФИЗМИНУТКА

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Выполняют движения глазами.

– Мы на каждом уроке математики встречаемся и с веселыми задачами в стихах, и с «хитрыми задачами» на смекалку.

-А в повседневной жизни мы решаем задачи? Какие?

- Подумайте, где мы можем прочитать, что такое задача? (В словаре)

- Люди,  очень  давно начали изучать это слово, даже доктор наук Сергей Иванович Ожегов дал определение задачи  в толковом словаре.

ЗАДАЧА -  это то, что требует решения.

- Что же такое задача? (То, что требует решения).

Возьмите  карточку с сюжетными  картинками.

 Рассмотрите внимательно  картинки.

 - Какое задание можете предложить?

Составьте математический рассказ по картинкам.

(В кормушке было 5 птиц. Прилетели 3 птицы. Стало 8 птиц).

-Для чего люди вешают кормушки на деревьях? (Подкармливать птиц в холодное время года)

- И мы тоже на школьном участке вешаем кормушки.

(вешаю на последнюю картинку знак вопроса)

- Какой математический рассказ можно составить по этим рисункам? (В кормушке было 5 птиц. Прилетело 3. Сколько птиц стало в кормушке?)

-Чем отличаются  эти математические рассказы?  Что изменилось?  ( Появился вопрос)

 - Как вы думаете, какой же из рассказов можно назвать задачей? Первый или второй? (Второй)

- Почему ты так считаешь? (Потому что есть вопрос)

- Верно. Молодцы!

Прикрепляю карточку со словом: ВОПРОС

- Посмотрите на первую картинку. Сколько птиц на первой картинке? Каким числом обозначим? (5) Какое слово главное? (Было)

Прикрепляю карточку: Было 5 п.

- Что можем сказать по второй картинке? (Прилетели 3)

Прикрепляю карточку: Прилетели 3п.

- 5 и 3 это известные числа в задаче. В математике это называется условие задачи. Оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом.

Прикрепляю карточку со словом: УСЛОВИЕ

- С какого слова начинается вопрос? (Сколько)

- Вопрос обязательно должен быть связан с условие по смыслу. Во второй части  задачи чаще всего используется слово: Сколько?

- Итак,  что мы сейчас составили?  (Задачу) 

- А что такое задача? (Математический рассказ, у которого есть условие и вопрос)

Составляют математический рассказ по серии картинок.

Развитие умения наблюдать, рассуждать,

анализировать и делать вывод

Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Исследовать, анализировать, делать вывод.

Расширение словарного запаса.

Знакомство с алгоритмом рассуждения и оформления задачи.

ФИЗМИНУТКА

- Продолжаем.

- Как вы думаете, мы можем решить нашу задачу? (Конечно)

- Каким действием? (Сложением)

(Ставлю мелом знак плюс)

- Докажите. (Стало птиц больше)

- Решите. (5+3=8)

-Как же будет называться эта часть задачи? (решение)

Прикрепляю  карточку со словом: РЕШЕНИЕ

-А если в задаче есть вопрос, то должен быть и …(ответ)

Прикрепляю карточку со словом: ОТВЕТ

        ФИЗМИНУТКА

Первичное закрепление материала.

-Ещё раз назовите части задачи. (условие, вопрос, решение, ответ)

- Давайте, проверим себя, а сможем ли мы среди различных текстов отыскать задачу. На доске маркером.

1. В тарелке было 5 пирожков.

Рома съел 2 пирожка.

 Вкусные пирожки?

2. В тарелке было 5 пирожков.

Рома съел 2 пирожка.

Сколько пирожков осталось в тарелке?

-Прочитайте  тексты,  найдите отличия.  Определите, какой из них является задачей. Докажите свой ответ.

В задаче подчеркните  условие - синим карандашом,  вопрос -  красным. 

- Назовите условие? Вопрос.

- Каким действием  решите эту задачу? Почему? (Вычитанием, т.к. пирожков стало меньше).

Сравнивают тексты. Находят задачу.

5-2=3 п.

Анализируют, делают выводы.

Закрепление.

Работа в парах.

Каждая пара сейчас возьмёт  карточку, обозначенную жёлтым  цветом. Там  три текста. Прочитайте и решите, какой текст можно назвать задачей.

1) Сколько всего фруктов в вазе?

2) В вазу положили 7 яблок, 2 груши.

3) На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего

книг на полке?

Договоритесь, кто возьмёт  красный карандаш, а  кто синий. В задаче подчеркните  условие - синим карандашом,  вопрос -  красным.  Запишите решение этой задачи и ответ.

ПРОВЕРКА.

Что вы решили?  

Расскажите, как вы рассуждали?

Решите задачу, запишите решение и ответ.

-Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом  рассказе нет условия, во втором нет вопроса).

 - Кто согласен с ребятами поднимите руки.

Сравнение, анализ объектов исследования.

Обобщение и вывод.

Умение работать в паре, договариваться, приходить к общему мнению.

Контроль и оценка деятельности одноклассников.

Работа в тетради. С.33 №1 (1)

Нарисуй схему к задаче и реши ёё.

  • У кошки три белых котёнка и 2 чёрных. Сколько всего котят у кошки?

- Какой геометрической фигурой можно обозначить котят? (круг)

– Сколько было белых котят? Нарисуйте столько же пустых кругов.

- сколько было чёрных?  Нарисуйте справа столько же чёрных кругов.

-Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего котят?)

- Какое действие выберите для решения задачи? (сложение)

- Запишите решение? Что запишем в ответе? (5 к.)

Делают схематический рисунок и записывают решение задачи.

Итог.

Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок,

Надо подвести итог.

- Какую цель ставили?  (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

СЛАЙД 9.

Закончите предложения:

 Задача – это…(математический рассказ, в котором есть две части: условие и вопрос)

-Части задачи это- … (условие, вопрос, решение ,ответ)

-  Для чего нужно уметь решать задачи?

(Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

У вас на парте лежат птички.

Если вам было интересно и всё понятно  на уроке, поднимите жёлтую птичку, а если было трудно и непонятно, поднимите красную.  

Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!

 

Обобщение и выводы.

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме "Задача (условие, вопрос, решение, ответ)"

На уроке дети под руководством учителя проводят исследование и узнают, что такое задача, и из каких основных частей она состоит. При повторение пройденного материала  проводится разминка, арифмет...

Урок по математике по теме "Задача: условие и вопрос" 1 класс

Презентация по математике по теме "Задача: условие и вопрос" 1 класс ...

Конспект урока математики на тему "Задача. Условие и требование"

Урок математики на тему "Задача. Условие и требование" (2 урока)....

Презентация по математике 1 кл. Задача, условие, вопрос.

Презентация по математике 1 кл "Школа России". Тема:"задача. Условие. Вопрос"...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Технологическая карта по математике,тема: "Задачи (условие,вопрос)",1 класс

Технологическая карта по математике,тема: задачи (условие,вопрос),1 класс...