Конспект урока математики на тему "Задача. Условие и требование"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок математики на тему "Задача. Условие и требование" (2 урока).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 19.02.2018 . Учитель методист школы: Полякова Н.М.
Школа: МБОУ НОШ №95 Студентка 44 группы: Чупина Н.А.
Класс: 1 – 6
Время: 8:00- 8:45
Кабинет: 211
Тема: «Задача. Условие и требование».
Цель: познакомиться с понятием «задача» и научиться отличать задачу от текста, на основе знания компонентов задачи (условия и требования).
Планируемые результаты:
Личностные:
- развить мышление через сравнение, обобщение, анализ;
- развить внимание через использование демонстрационного материала, через умение слушать;
- развить математическую речь, через умение аргументировать свои действия;
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «задача»;
- ввести основные части задачи «условие» и «требование»;
- научить составлять задачи.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.
Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)
Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).
№ | Этап урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг.момент Словесный: слово учителя. | 1 мин | Доброе утро, класс! Все подровнялись, проверили свою готовность к уроку. Посмотрим, какой ряд займет свои места тише всех. Садится первый ряд, теперь третий, затем второй. Молодцы, вы готовы начать. | Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя. | |
2. | Мотивационный этап. Словесный: беседа. Актуализация знаний. Практический: задание на повторение общих приемов вычисления. | 10 мин | - Сегодня на уроке мы будем кладоискателями. А чем занимаются кладоискатели? Что такое клад? (То, что находят под землей или в укромном месте). А у нас урок математики, значит, клад будет математический. Чтобы его найти, нам предстоит выполнить математические задания. Найти математические сокровища нам поможет эта шкатулка, которая пока пустая, но после решения каждого задания в ней будут появляться подсказки. Нам их нужно будет запомнить. Когда мы соберем всё, то выберем кладоискателя, который работал на уроке лучше всех и запомнил все команды. Ему выпадет честь найти клад. Ну что ребята, начнем! Вот вам первое задание. Мы с вами будем сейчас повторять счет. Для чего мы должны уметь считать? -Правильно. Задание 1. Восстановите числовой ряд. 10, ,8, 7, , ,4, , ,1. 10, ,12, , ,15, , ,18, . - Как считали? (Обратно. От 10 до 1. И от 10 до 20) - Что вспомнили? -Вы молодцы! Ребята, один персонаж из известного мультфильма, Кот Матроскин, пошел искать клад. Но чтобы пройти через мост, ему нужно было решить примеры и записать ответы. Но дело в том, что бумаги под рукой не оказалось, и он воспользовался кленовыми листиками. Он всё решил, но вдруг… подул ветер, и листики все разлетелись.. Кот Матроскин, очень расстроился.. как же ему теперь быть? Надо помочь нашему другу вернуть листочки с ответами на место. (2 + 3 = _; 3 + _ = 4; _ + 8 = 9; 4 + _ = 7; 4 _3 = 1; _ - 4 = 4; 7- _= 2; 9 + _ = 9; _ - 6 = 3; 7 + _ =9; 9 - _ = 2; 5 + _ =9; 2 + _ = 5; 3 _ 5 = 8.) -Фух, вы молодцы! Теперь Кот Матроскин сможет продолжить поиски вместе с нами. В путь мы отправимся без компаса, поэтому должны помнить, в какую сторону мы свернем. Покажите правую руку, левую. Какие предметы находятся справа от вас? Слева от вас? -Что находится сверху над доской? -Что под ней? -Что сзади вас? -Молодцы, и последнее задание будет таким, послушайте внимательно. «У Дяди Фёдора сегодня день рождение, он моложе своего друга, которому уже 10 лет. Сколько лет может быть Дяди Фёдору?» -Ох, вы и с этим справились! Вот вам одна подсказка в нашу шкатулку от него. | Слушать учителя. Воспринимать информацию, представленную в устной форме. Восстанавливать числовой ряд и обосновывать свой выбор. Слушать внимательно учителя. Помогать Коту Матроскину, решать выражение и вносить нужные числа. Показывать что расположено справа, слева, сзади и т.д. от нас. Получать подсказку. | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость. Р: контролировать свои действия. |
3. | Постановка учебной задачи. Практический: соотнесение текста с задачей. Словесный: беседа. Словесный: формулировка темы. Практический: выполнение упражнений и составление задачи. Словесный: диалог. | 1 мин | Ребята, рассмотрите рисунки на слайде: -Сколько яблок было на дереве? -Что изменилось? -Сколько стало? -Рассмотрите вторую тройку рисунков. -Что известно по этим рисункам? На какой вопрос надо ответить? -Сейчас вы составили задачу. Чем отличаются первые рисунки от вторых? -Что мы узнаем на уроке? (Из каких частей состоит задача). -Кого вы видите на экране? (-Машу и Мишу.) Помогите разобраться. Кто из детей прав? -Ребята, вот 2 текста, сравните. -Определите, какой из них является задачей? Миша говорит, что 1 текст – задача, а Маша, что 2 текст - задача? 1)У мамы 9 конфет. Из них 5 конфет она отдала дочке и 4 конфеты сыну. 2) Мама отдала 5 конфет дочке, а сыну– 4 конфеты. Сколько конфет было у мамы? -Удалось распознать задачу? -Что должно быть в тексте задачи? -Назови условие и требование к этой задаче? -Сформулируйте тему урока? -Чему будем учиться на уроке? -Вставьте пропущенные на слайде слова. (- Задача. Условие и требование. Учиться составлять ….. и выделять в них ….. и ……….) - Сегодня на нашем необычном уроке будем составлять задачи, и выделять в них условие и требование. -Давайте, определим, что мы должны будем знать к концу этого урока, что должны будем уметь. (Знать: из каких частей состоит задача Уметь: составлять и дополнять текст задачи.) - Откройте в учебнике стр…. с нашей темой . Задание №1. «Бабушка попросила детей принести несколько поленьев дров. Миша сказал: - Я принес 5 поленьев. - А я принесла 3 полена, - сказала Маша. - Сколько же всего поленьев вы принесли? – спросила бабушка. - Я сейчас схожу и пересчитаю, - предложил Миша. - Не нужно никуда ходить, - остановила Маша. Если сложить 5 и 3, то получится 8. Значит, мы вместе принесли 8 поленьев.» -Чей способ получения ответа вам больше понравился? Почему? -Действительно, Маша решила задачу и тем самым ответила на вопрос бабушки. - А в повседневной жизни нам приходится решать математические задачи? -В задаче всегда должно быть УСЛОВИЕ, из которого мы узнаем, какие даны числа и что они обозначают и ТРЕБОВАНИЕ, из которого мы узнаем, что требуется найти. - А теперь скажите, как бы звучала задача в данной ситуации? - Что в данной задаче будет являться условием? (Маша принесла 3 полена, а Миша принес 5 поленьев). -Что будет являться требованием? (Сколько всего поленьев принесли Маша и Миша?) -Совершенно верно! -А сейчас внимание, вам нужно обсудить в парах и придумать самостоятельно задачу. Если хотите, можете воспользоваться рисунком из учебника на стр .32. - Давайте проверять. Вы все постарались, вот вам еще одна подсказка от наших друзей Маши и Миши. | Отвечать на вопросы учителя. Разбирать кто из детей прав. Распознавать задачу. Формулировать тему и цели урока. Выполнять задание №1. Отвечать на поставленные вопросы. Усваивать что является «требованием», а что «условием». Обсуждать в парах и придумывать задачу, которая содержит в себе все главные части. | П: владеть общими приемами решения задач; строить логическую цепь рассуждений; анализ содержания. К: осознанное построение речевого высказывания. Р: целеполагание. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. К: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте. П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Р: высказывать свое предположение; К: точно и полно выражать свои мысли |
4. | Решение частных задач. Словесный: слово учителя, ответы детей. Практический: рассматривание изображения. Практический: составление задачи. Практический: составление задачи и запись ее решения. | 15 мин | А теперь посмотрите на задание №2. Прочитайте задание, что нам требуется выполнить? (Сравнить два текста и определить, какой из них является задачей). Кто прочитает первый текст? Кто второй? Итак, скажите, какой из текстов является задачей? И почему? Докажите. (Второй текст является задачей, т.к. имеет условие и требование) Что здесь будет условием? (В прятки играли 4 мальчика и 2 девочки) А что будет требованием? (Сколько детей играли в прятки?) -Совершенно верно. -Вот вы и получили еще одну подсказку. - Обратите внимание на картинку на стр33. Итак, что изображено на ней? (Ромашки). Сколько ромашек в вазе? (5) Сколько ромашек на столе? (2) Ваша задача придумать по рисунку текст, который похож на задачу, но таковой не является. -Давайте проверять, что у вас получилось. Почему этот текст нельзя назвать задачей? (Нет требования) Хорошо, переходим к следующему заданию. Прочитайте задание №3. Что нужно сделать в данном номере? (Нужно придумать требования к условиям, чтобы получились задачи.) Итак, кто прочитает под цифрой 1. (На одном берегу реки было 7 домов, а на другом – 6.) Что нам дано? (условие) Что необходимо придумать? (требование) Какое требование будет к предложенным условиям? (Сколько всего домов было у реки?) Каким выражением будет решаться данная задача? Запишите к себе в тетрадь. Переходим к цифре 2. (В классе было 10 учеников, а потом пришли еще 2.) Какое можно придумать требование? Под цифрой 3 и 4 придумайте требование и расскажите соседу по парте. Расскажите, какое требование вы придумали под цифрой 3? А какое под цифрой 4? Запишите в тетрадь выражением, решение данной задачи. -Молодцы, вот вам еще одна подсказка. | Выполнять задание №2. Сравнивать два текста. Определять что из текстов, является задачей. Рассматривать картинку и придумывать задачу к ней. Выполнять задание №3, отвечать на поставленные вопросы. Придумывать требования к данным условиям. | Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
5. | Физ.минутка. | 3 мин | А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте все со своих рабочих мест. Повторяйте все движение за мной. Молодцы, садитесь. | Выполняют физические упражнения. | |
6. | Закрепление изученного материала. Словесный: проверка правила. Практический: выполнение упражнения. | 10 мин | Давайте с вами еще раз вспомним, что такое «условие» в задаче, а что такое «требование»? - Правильно. -А сейчас с вами переходим к заданию №4. Нам нужно к данным требованиям придумать условия, чтобы получились задачи. 1. Сколько всего коров было в стаде? Какие условия мы можем придумать для данного требования? У кого есть другие варианты? Как мы запишем решение к данной задаче? Совершенно верно. (Остальные по аналогии: 2. Сколько ромашек осталось в вазе для цветов? 3. Найди число комбайнов, работающих в поле. 4. Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день.) А сейчас, откройте свои рабочие тетради на стр. 50-51, выполните самостоятельно первые три номера. Давайте проверять. Молодцы у всех получилось. | Вспоминать что является «условием», что «требованием». Выполнять №4, придумывать условия для данных требований. Проверять вместе с учителем. | П: владеть общими приемами решения задач; Р:строить логическую цепь рассуждений; анализ содержания; выполнение арифметических действий. К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
7. | Рефлексия. Словесный: беседа. | 3 мин | Ребята, давайте вспомним, какую тему, мы сегодня изучали? Какую цель мы ставили на этот урок? Как вы думаете, мы достигли ее? Рефлексия ,оцените свои знания по теме «Задача. Условие и требование» по уровням: 3.Могу научить 2.Умею 1.Сомневаюсь | Оценивать проделанную работу, исходя из целей урока. | Л: самооценка. П: извлечение необходимой информации. К: выражение своих мыслей с точностью и полнотой. |
8. | Заключительный этап | 1 мин | Наш урок подошел к концу. Давайте наконец-таки откроем шкатулку и посмотрим, какой же клад там хранится. Вы молодцы, мне было приятно с вами работать. |
Предварительный просмотр:
Дата: 20.02.2018 . Учитель методист школы: Полякова Н.М.
Школа: МБОУ НОШ №95 Студентка 44 группы: Чупина Н.А.
Класс: 1 – 6
Время: 8:00-8:45
Кабинет: 211
Тема: «Задача. Условие и требование» (2).
Цель: научиться выделять условие и требование в задаче.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развивать пространственное мышление и память;
- развить внимание через использование демонстрационного материала, через умение слушать;
- развить математическую речь, через умение аргументировать свои действия;
Предметные:
- выделять основные части задачи «условие» и «требование»;
- уметь составлять и дополнять текст задачи.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.
Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)
Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, написанный в соответствии с требованиями ФГОС на тему:"Закрепление изученного. Решение задач.""
На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно. Есть презентация 7 МБ. Кому будет интересно - вышлю на почту....
«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока: закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...
«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока: закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...
Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС. «Деление с остатком».
Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Задача. Условие и требование 1 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Задача. Условие и требованиеЦели деятельности учителя:- развитие умения выделять условие и требование в задаче;- совершенствование умения составлять и дополнять текст...
Конспект урока математики. Тема урока: "Введение дополнительных требований" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков.Планируемы...
Конспект урока математики "Введение дополнительных требований" (2 класс )
Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков....