Конспект урока математики на тему "Задача. Условие и требование"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок математики на тему "Задача. Условие и требование" (2 урока).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.02.2018        .                                                                                             Учитель методист школы: Полякова Н.М.
Школа: МБОУ НОШ №95                                                                                     Студентка 44 группы: Чупина Н.А.
Класс: 1 – 6                                                                                                                                    
Время: 8:00- 8:45
Кабинет: 211
                                                             

Тема: «Задача. Условие и требование».

Цель: познакомиться с понятием «задача» и научиться отличать задачу от текста, на основе знания компонентов задачи (условия и требования).

Планируемые результаты:

Личностные: 

- развить мышление через сравнение, обобщение, анализ;

- развить внимание через использование демонстрационного материала, через умение слушать;

- развить математическую речь, через умение аргументировать свои действия;

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «задача»;

- ввести основные части задачи «условие» и «требование»;

- научить составлять задачи.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.

Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)

Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).


Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг.момент

Словесный: слово учителя.

1 мин

Доброе утро, класс!

 Все подровнялись, проверили свою готовность к уроку. Посмотрим, какой ряд займет свои места тише всех. Садится первый ряд, теперь третий, затем второй. Молодцы, вы готовы начать.

Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя.

2.

Мотивационный этап.

Словесный: беседа.

Актуализация знаний.

Практический: задание на повторение общих приемов вычисления.

10 мин

- Сегодня на уроке мы будем кладоискателями. А чем занимаются кладоискатели? Что такое клад? (То, что находят под землей или в укромном месте).

А у нас урок математики, значит, клад будет математический. Чтобы его найти, нам предстоит выполнить математические задания. Найти математические сокровища нам поможет эта шкатулка, которая пока пустая, но после решения каждого задания в ней будут появляться подсказки. Нам их нужно будет запомнить. Когда мы соберем всё, то выберем кладоискателя, который работал на уроке лучше всех и запомнил все команды. Ему выпадет честь найти клад.

Ну что ребята, начнем! Вот вам первое задание.

Мы с вами будем сейчас повторять счет. Для чего мы должны уметь считать?  

-Правильно.

Задание 1. Восстановите числовой ряд.

10,   ,8, 7,   ,    ,4,   ,    ,1.

10,   ,12,    ,    ,15,   ,    ,18,    .

- Как считали?  (Обратно. От 10 до 1. И от 10 до 20)

- Что вспомнили?

-Вы молодцы!

Ребята, один персонаж из известного мультфильма, Кот Матроскин, пошел искать клад.

Но чтобы пройти через мост, ему нужно было решить примеры и записать ответы. Но дело в том, что бумаги под рукой не оказалось, и он воспользовался кленовыми листиками. Он всё решил, но вдруг… подул ветер, и листики все разлетелись.. Кот Матроскин, очень расстроился.. как же ему теперь быть? Надо помочь нашему другу вернуть листочки с ответами на место.

(2 + 3 = _; 3 + _ = 4;  _ + 8 = 9; 4 + _ = 7; 4 _3 = 1;

_ - 4 = 4; 7- _= 2; 9 + _ = 9; _ - 6 = 3; 7 + _ =9;

9 - _ = 2; 5 + _ =9; 2 + _ = 5; 3 _ 5 = 8.)

-Фух, вы молодцы! Теперь Кот Матроскин сможет продолжить поиски вместе с нами.

В путь мы отправимся без компаса, поэтому должны помнить, в какую сторону мы свернем.

Покажите правую руку, левую. Какие предметы находятся справа от вас?  Слева от вас?

-Что находится сверху над доской?

-Что под ней?

-Что сзади вас?

-Молодцы, и последнее задание будет таким,  послушайте внимательно.

«У Дяди Фёдора сегодня день рождение, он моложе своего друга, которому уже 10 лет. Сколько лет может быть Дяди Фёдору?»

-Ох, вы и с этим справились! Вот вам одна подсказка в нашу шкатулку от него.

Слушать учителя.

Воспринимать информацию, представленную в устной форме.

Восстанавливать числовой ряд и обосновывать свой выбор.

Слушать внимательно учителя.

Помогать Коту Матроскину, решать выражение и вносить нужные  числа.

Показывать что расположено справа, слева, сзади и т.д. от нас.

Получать подсказку.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость.

Р: контролировать свои действия.

3.

Постановка учебной задачи.

Практический: соотнесение текста с задачей.

Словесный: беседа.

Словесный: формулировка темы.

Практический: выполнение упражнений и составление задачи.

Словесный: диалог.

1 мин

Ребята, рассмотрите рисунки на слайде:

-Сколько яблок было на дереве?

-Что изменилось?

-Сколько стало?

-Рассмотрите вторую тройку рисунков.

-Что известно по этим рисункам? На какой вопрос надо ответить?

-Сейчас вы составили задачу. Чем отличаются первые рисунки от вторых?

-Что мы узнаем на уроке? (Из каких частей состоит задача).

-Кого вы видите на экране?

(-Машу и Мишу.)

Помогите разобраться. Кто из детей прав?

-Ребята, вот 2 текста, сравните.

-Определите, какой из них является задачей? Миша говорит, что 1 текст – задача, а Маша, что 2 текст - задача?

1)У мамы 9 конфет. Из них 5 конфет  она отдала дочке и 4 конфеты сыну.

2) Мама отдала 5 конфет дочке, а сыну– 4 конфеты. Сколько конфет было у мамы?

-Удалось распознать задачу?

-Что должно быть в тексте задачи?

-Назови условие и требование к этой задаче?

-Сформулируйте тему урока?

-Чему будем учиться на уроке?

-Вставьте пропущенные на слайде слова.

(- Задача. Условие и требование.

Учиться составлять ….. и выделять в них ….. и ……….)

- Сегодня на нашем необычном уроке будем составлять задачи, и выделять в них условие и требование.

-Давайте, определим, что мы должны будем знать к концу этого урока, что должны будем уметь.

(Знать: из каких частей состоит задача

Уметь: составлять и дополнять текст задачи.)

- Откройте в учебнике стр…. с нашей темой .

Задание №1.

«Бабушка попросила детей принести несколько поленьев дров. Миша сказал:

- Я принес 5 поленьев.

- А я принесла 3 полена, - сказала Маша.

- Сколько же всего поленьев вы принесли? – спросила бабушка.

- Я сейчас схожу и пересчитаю, - предложил Миша.

- Не нужно никуда ходить, - остановила Маша. Если сложить 5 и 3, то получится 8. Значит, мы вместе принесли 8 поленьев.»

-Чей способ получения ответа вам больше понравился? Почему?

-Действительно, Маша решила задачу и тем самым ответила на вопрос бабушки.

- А в повседневной жизни нам приходится решать математические задачи?

-В задаче всегда должно быть УСЛОВИЕ, из которого мы узнаем, какие даны числа и что они обозначают и ТРЕБОВАНИЕ, из которого мы узнаем, что требуется найти.

- А теперь скажите, как бы звучала задача в данной ситуации?

- Что в данной задаче будет являться условием? (Маша принесла 3 полена, а Миша принес 5 поленьев).

-Что будет являться требованием? (Сколько всего поленьев принесли Маша и Миша?)

-Совершенно верно!

-А сейчас внимание, вам нужно обсудить в парах и придумать самостоятельно задачу. Если хотите, можете воспользоваться рисунком из учебника на стр .32.

- Давайте проверять. Вы все постарались, вот вам еще одна подсказка от наших друзей Маши и Миши.

Отвечать на вопросы учителя.

Разбирать кто из детей прав.

Распознавать задачу.

Формулировать тему и цели урока.

Выполнять задание №1. Отвечать на поставленные вопросы.

Усваивать что является «требованием», а что «условием».

Обсуждать в парах и придумывать задачу, которая содержит в себе все главные части.

П: владеть общими приемами решения задач;

строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Р: целеполагание.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

К: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Р: высказывать свое предположение;

К: точно и полно выражать свои мысли

4.

Решение частных задач.

Словесный: слово учителя, ответы детей.

Практический: рассматривание изображения.

Практический: составление задачи.

Практический: составление задачи и запись ее решения.

15 мин

А теперь посмотрите на задание №2.

Прочитайте задание, что нам требуется выполнить? (Сравнить два текста и определить, какой из них является задачей).

Кто прочитает первый текст? Кто второй?

Итак, скажите, какой из текстов является задачей? И почему? Докажите.

(Второй текст является задачей, т.к. имеет условие и требование)

Что здесь будет условием? (В прятки играли 4 мальчика и 2 девочки) А что будет требованием? (Сколько детей играли в прятки?)

-Совершенно верно.

-Вот вы и получили еще одну подсказку.

- Обратите внимание на картинку на стр33.

Итак, что изображено на ней? (Ромашки). Сколько ромашек в вазе? (5) Сколько ромашек на столе? (2) Ваша задача придумать по рисунку текст, который похож на задачу, но таковой не является.

-Давайте проверять, что у вас получилось.

Почему этот текст нельзя назвать задачей? (Нет требования)

Хорошо, переходим к следующему заданию.

Прочитайте задание №3. Что нужно сделать в данном номере? (Нужно придумать требования к условиям, чтобы получились задачи.)

Итак, кто прочитает под цифрой 1. (На одном берегу реки было 7 домов, а на другом – 6.)  Что нам дано? (условие) Что необходимо придумать? (требование) Какое требование будет к предложенным условиям? (Сколько всего домов было у реки?)  Каким выражением будет решаться данная задача? Запишите к себе в тетрадь.

Переходим к цифре 2. (В классе было 10 учеников, а потом пришли еще 2.)  Какое можно придумать требование?

Под цифрой 3 и 4 придумайте требование и расскажите соседу по парте.

Расскажите, какое требование вы придумали под цифрой 3? А какое под цифрой 4?  Запишите в тетрадь выражением, решение данной задачи.

-Молодцы, вот вам еще одна подсказка.

Выполнять задание №2.

Сравнивать два текста.

Определять что из текстов, является задачей.

Рассматривать картинку и придумывать задачу к ней.

Выполнять задание №3, отвечать на поставленные вопросы.

Придумывать требования к данным условиям.

Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

5.

Физ.минутка.

3 мин

А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте все со своих рабочих мест.  Повторяйте все движение за мной.

Молодцы, садитесь.

Выполняют физические упражнения.

6.

Закрепление изученного материала.

Словесный: проверка правила.

Практический: выполнение упражнения.

10 мин

  Давайте с вами еще раз вспомним, что такое «условие» в задаче, а что такое «требование»?

 - Правильно.

-А сейчас с вами переходим к заданию №4. Нам нужно к данным требованиям придумать условия, чтобы получились задачи.

1. Сколько всего коров было в стаде?

Какие условия мы можем придумать для данного требования? У кого есть другие варианты? Как мы запишем решение к данной задаче?

Совершенно верно.

(Остальные по аналогии:

2. Сколько ромашек осталось в вазе для цветов?

3. Найди число комбайнов, работающих в поле.

4. Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день.)

А сейчас, откройте свои рабочие тетради на стр. 50-51, выполните самостоятельно первые три номера.

Давайте проверять.

Молодцы у всех получилось.

Вспоминать что является «условием», что «требованием».

Выполнять №4, придумывать условия для данных требований.

Проверять вместе с учителем.

П: владеть общими приемами решения задач;

Р:строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания;

выполнение арифметических действий.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7.

Рефлексия.

Словесный: беседа.

3 мин

Ребята, давайте вспомним, какую тему, мы сегодня изучали?  Какую цель мы ставили на этот урок? Как вы думаете, мы достигли ее?

Рефлексия ,оцените свои знания по теме «Задача. Условие и требование» по уровням:

3.Могу научить

2.Умею

1.Сомневаюсь

Оценивать проделанную работу, исходя из целей урока.

Л: самооценка.

П: извлечение необходимой информации.

К: выражение своих мыслей с точностью и полнотой.

8.

Заключительный этап

1 мин

Наш урок подошел к концу. Давайте наконец-таки откроем шкатулку и посмотрим, какой же клад там хранится.

Вы молодцы, мне было приятно с вами работать.



Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.2018        .                                                                                             Учитель методист школы: Полякова Н.М.
Школа: МБОУ НОШ №95                                                                                     Студентка 44 группы: Чупина Н.А.
Класс: 1 – 6                                                                                                                                    
Время: 8:00-8:45
Кабинет: 211
                                                             

Тема: «Задача. Условие и требование» (2).

Цель: научиться выделять условие и требование в задаче.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- развивать пространственное мышление и память;

- развить внимание через использование демонстрационного материала, через умение слушать;

- развить математическую речь, через умение аргументировать свои действия;

Предметные:

- выделять основные части задачи «условие» и «требование»;

- уметь составлять и дополнять текст задачи.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.

Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)

Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).


Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг.момент

Словесный: слово учителя.

1 мин

Доброе утро, класс!

 Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя.

2.

Мотивационный этап.

Словесный: беседа.

Актуализация знаний.

Практический: задание на повторение общих приемов вычисления.

10 мин

Сядьте удобно, закройте глаза. Ваша задача под мелодию повторять за мной.

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Молодцы, теперь откройте глаза. И мы продолжаем.

Устный счёт.

1. Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок.

2. Вычислите и расшифруйте слово.

7 – 5 + 1 = __ - Д            3 + 1 + 2 = __ - А

1 + 6 – 2 = __ - Н           7 – 6 + 3 = __ -  И

6 – 4 – 1 = __ - Р            5 + 1 – 4 = __ - О

1

2

3

4

5

6

Ответ: Родина.

3. Сравните, поставьте знак: > , < или = .

7…8                  3…8              8…8

1…6                  6…5              5…7

8…4                  4…7              7…8

-Молодцы, справились!

Слушать учителя.

Воспринимать информацию, представленную в устной форме.

Дорисовать рисунок, не нарушая закономерности.

Вычислять и расшифровывать слово.

Сравнивать числа, ставить знак больше, меньше или равно.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость.

Р: контролировать свои действия.

3.

Постановка учебной задачи.

Практический: соотнесение схемы с условием и требованием задачи.

Словесный: беседа.

Словесный: формулировка темы и целей на урок.

Практический: выполнение упражнений и составление задач.

Словесный: диалог.

1 мин

Рассмотрите рисунки на доске:

 

-По какому рисунку можно составить задачу?

- Составьте по первому рисунку задачу.

-Назовите условие этой задачи. (В тарелке было 3 яблока, а на столе 4 яблока.)

-Назовите требование этой задачи. (Сколько всего было яблок?)

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Составлять задачи и выделять в них условие и требование).

-Какие цели поставим на урок?

Хорошо, откройте учебники на стр.34, задание №5. Прочитайте задачу и рассмотрите схему к ней.

-Расскажите условие задачи и покажите на схеме дуги, которые его обозначают. А я пройду и посмотрю.

-Сосед по парте пусть расскажет требование задачи и покажет на схеме соответствующую дугу

-Какой знак на схеме стоит рядом с дугой, обозначающей требование задачи? (Знак вопроса).

Ребята, а как мы можем решить задачу?

-Правильно, кто мне скажет, сколько всего яблок лежит на тарелке? (5).

-Молодцы! Переходим к следующему номеру.

Кто прочитает задание № 6. Что нужно сделать? (Дополнить условие задачи по схеме.)

Как мы можем узнать сколько книг в двух стопках? Какая дуга это показывает? ( верхняя). Из этого можем какой вывод сделать? (В двух стопках 7 книг).  Можем ли мы узнать, сколько книг в одной из стопок? (Да, 2 или 5). Совершенно верно, сколько книг значит в другой стопке? (2 или 5). Каким действием, мы ответим на требование данной задачи? Запишите к себе в тетрадь.

Переходим к следующему номеру (№7). Прочитайте задание.

Выполните это задание в парах. Один кто-то из вас  расскажите Машино условие задачи и покажите, какой дугой обозначается данное условие. А другой, пусть расскажет и покажет Мишино условие.

Запишите решение этих двух задач к себе в тетрадь.

-Давайте проверим. Молодцы!

Рассматривать рисунки на доске.

Отвечать на поставленные вопросы.

Называть условие и требование в задаче.

Выполнять №5,  показывать на схеме дуги, которые обозначают условие и требование задачи.

Выполнять задание №6.

Дополнять условие задачи.

Записывать к себе в тетрадь решение задачи.

В парах выполнять задание №7.

П: владеть общими приемами решения задач;

строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Р: целеполагание.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

К: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Р: высказывать свое предположение;

4.

Решение частных задач.

Словесный: слово учителя, ответы детей.

Практический: рассматривание схем, составление задач.

15 мин

Следующее наше задание, это номер 8. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (По рисунку придумать задачу и подобрать к ней схему.)

-Кто уже придумал? Молодцы, у вас хорошо получается придумывать задачи.

Переходим к номеру 9.Вам дана схема, вам нужно по данной схеме, придумать две разные задачи.

Для каждой задачи, постройте схему у себя в тетради, обозначив дугу-требование знаком «?».

-Давайте с вами проверим, какие задачи у вас получились?

-Выйдите к доске и покажите, какие схемы  вы составили? Сравните получившиеся схемы.

Если у вас получилась одна и та же дуга-требование, то ваши задачи отличаются только сюжетом.

Если у вас получились разные дуги-требования, то ваши задачи отличаются не только сюжетом, но и решением.

Выполнять задание №8.

Придумывать задачу и подбирать к ней схему.

Выполнять задание №9.

По схеме придумывать задачи.

Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

5.

Физ.минутка.

3 мин

А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте все со своих рабочих мест.  Повторяйте все движение за мной.

Молодцы, садитесь.

Выполнять физические упражнения.

6.

Закрепление изученного материала.

Словесный: проверка правила.

Практический: выполнение упражнения.

10 мин

  Откройте свои рабочие тетради на стр. 51-52, выполните самостоятельно номер 4, 5 и 6.

Давайте проверять.

Молодцы, все справились!

 А сейчас, давайте с вами закрепим полученные навыки и умения.

Внимание! У Коли 10 марок. Он отдал другу 3 большие марки и 3 маленькие. Сколько марок Коля отдал другу?

-Скажите, все ли данные нужны для решения данной задачи?

Поставьте вопрос так, чтобы при решении нужно было использовать все условие.

Кто попробует составить схему к данной задаче?

Можем ли мы, ответить сразу на вопрос задачи? Каким действием. Правильно.

И последнее, « В вазе 7 яблок. В нее положили еще несколько яблок. Сколько яблок стало в вазе?» Дополните условие и решите задачу.

-Молодцы, вы усвоили материал.

Работать в рабочей тетради, самостоятельно выполнять №4, №5 и №6.

Закреплять усвоенные знания, решать задачи, дополнять условием.

П: владеть общими приемами решения задач;

Р:строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания;

выполнение арифметических действий.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7.

Рефлексия.

Словесный: беседа.

3 мин

Ребята, давайте вспомним, какую тему, мы сегодня изучали?  Какую цель мы ставили на этот урок? Как вы думаете, мы достигли ее? Назовите основные части задачи.

Рефлексия ,оцените свои знания по теме «Задача. Условие и требование» по уровням:

3.Могу научить

2.Умею

1.Сомневаюсь

Спасибо за урок.

Оценивать проделанную работу, исходя из целей урока.

Л: самооценка.

П: извлечение необходимой информации.

К: выражение своих мыслей с точностью и полнотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, написанный в соответствии с требованиями ФГОС на тему:"Закрепление изученного. Решение задач.""

На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно. Есть презентация 7 МБ. Кому будет интересно - вышлю на почту....

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС. «Деление с остатком».

Технологическая  карта и конспект урока математики  в 3 классе  в соответствии с требованиями ФГОС...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Задача. Условие и требование 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Задача. Условие и требованиеЦели деятельности учителя:- развитие умения выделять условие и требование в задаче;- совершенствование умения составлять и дополнять текст...

Конспект урока математики. Тема урока: "Введение дополнительных требований" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков.Планируемы...

Конспект урока математики "Введение дополнительных требований" (2 класс )

Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков....