№ | Вопросы и задания учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
1 | Мотивация |
| Поприветствуем гостей Дорогих учителей Всех знакомых, незнакомых И серьёзных и весёлых И сегодня второй класс На урок позвал всех вас Прозвенел звонок для нас! Встали все и у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём , Урок математики начнём.
- Вы очень хорошо работали на прошлых урока и я уверена, что сегодня у вас все получится.
- Открыли тетради, записали число, классная работа. |
|
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
| - Продолжите высказывания:
- Умножение – это…
- Дима, а ты как думаешь?
- Как называются компоненты действия умножения?
- Как называется результат действия умножения?
- На доске записаны выражения:
- Определите, какие суммы можно заменить умножением, выпишите их и замените.(К доске приглашается по одному ученику, которые выполняют задание с комментарием, остальные учащиеся работают в тетрадях)
- Оформление задания на доске:
7+7+7+7= 7 · 4 а + а + а = а · 3 - Что вы используете при выполнении задания?
|
сложение одинаковых слагаемых
первый множитель, второй множитель
произведение
знание, что показывает каждый множитель |
3 | Сообщение темы и цели урока. |
|
- Рассмотрите пару карточек. (показываю слагаемые 45 и 20) Что записано?
-Чем они похожи?
-Чем отличаются?
- Какое свойство можно применить?
- Сформулируйте это свойство.
- Рассмотрите пару карточек. (показываю предложение) - Что записано?
- Чем похожи предложения?
-Чем отличаются?
- Изменился ли смысл предложения?
-А можно местами менять предметы?
- Вот в этом конкретном случае зачем надо менять местами лампу и тетрадь?
- С точки зрения охраны здоровья ребёнка расскажите, в чём необходимость перестановки предметов.
- Покажите расположение предметов, где удобно работать ученику, который пишет правой рукой? (ребёнок переставляет на доске)
-А ученику, который пишет левой рукой?
-На что может повлиять то, что предметы на столе поменяли местами?
- Посмотрите на следующую пару карточек. - Что записано? (появляется карточка МНОЖИТЕЛИ)
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
|
-Слагаемые 45 и 20
числа одни и те же
Поменяли местами: -Слагаемые 45 и 20
Переместительное
от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.
Предложения
Слова одни и те же
Слова «солнце» и «светит» поменяли местами
Не изменился
Предметы можно менять местами
Когда левша или правша пишет.
У правши лампа должна стоять слева,
а у левши - справа.
Если поменять место лампы, то тетрадь будет плохо освещена (тень от руки), и можно испортить зрение.
Множители
Изменится ли значение произведения от перестановки множителей.
|
4 | «Открытие» детьми нового знания. |
|
- У вас на столах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник) - Ваша задача сосчитать сколько клеток вмещается в прямоугольник и записать в тетради. (вызвать к доске ученика)
- Все так записали? (вызвать к доске ученика)
- Что заметили?
-Как составляли выражение 5 ∙ 3?
-Как составляли выражение 3 ∙ 5?
-Что изменилось?
-Изменилось ли от этого количество клеток в прямоугольнике?
-Что скажете о значении произведения?
- Какой вывод можно сделать?
- Как в математике называется это свойство?
- Какой корень в слове переместительный?
- Объясните, почему свойство называется переместительным.
-(появляется карточка ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО)
- Кто попробует переместительное свойство умножения записать латинскими буквами. - Запишите в тетради а·в=в·а
-Сейчас мы узнаем, зачем нужно знать это свойство умножения.
- Замените умножение – сложением (к доске 2 ученика) 2· 10 = 10 · 2 =
- Когда было удобнее вычислять?
(карточка УДОБНЕЕ ВЫЧИСЛЯТЬ)
- Зачем нужно знать это свойство? |
5*3=
Можно записать 3*5=
Одному рисунку соответствует два выражения.
Сосчитали: 5 клеток в одном столбике и таких столбиков 3, т.е. по 5взяли 3 раза.
Сосчитали: 3 клетки в одной строчке и таких строчек 5, т.е. по 3 взяли5 раз.
Множители поменяли местами.
Не изменилось
Значение произведения не изменилось
от перестановки множителей значение произведения не изменяется.
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ
корень –мест-
Переместительное свойство умножения позволяет менять местами числа
а·в=в·а
Удобнее, когда по 10 брали 2 раза.
Чтобы удобнее вычислять. |
5. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра на внимание «Муха» (15 клеточек) |
|
6. | Работа над задачей |
| Задание в тетради (на листе)
-Составь задачи по рисункам (про цветы в вазе)
-Соедините рисунки и соответствующие им выражения.
-Какое выражение подходит к первому рисунку?
-Какое выражение подходит ко второму рисунку?
-Решите задачи: чертёж, решение, ответ. (у доски работает два ученика)
-Одинаковы ли задачи?
-Одинаковы ответы?
-Изменилось ли значение выражения?
-Изменился ли смысл выражения от перестановки множителей?
-Какой вывод сделаем?
На доске появляется карточка МЕНЯТЬ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ. |
(В одной вазе было 5 цветков. Сколько цветков было в 3 таких вазах? В одной вазе было 3 цветка. Сколько цветков было в 5 таких вазах?)
Подходит выражение 5 ∙ 3
Подходит выражение 3 ∙ 5
Нет.
Да.
Нет, значение выражения не изменилось.
Да, смысл выражения изменился.
Вывод: переместительное свойство умножения позволяет менять смысл выражений. |
7. |
|
| - Выпиши в тетрадь номера правильных равенств. 1) 123 + 45 = 45 + 123 2) 298 ∙ 45 = 5 ∙ 298 3) 5 ∙ 100 = 100 ∙ 5 4) 40 ∙ 20 = 2 ∙ 40
- Какие номера равенств выбрали?
- Какое свойство помогло выбрать правильно?
-Чем помогло переместительное свойство сложения и умножения?
- Значит, переместительное свойство действий позволяет нам сравнивать, не вычисляя. На доске ставится карточка СРАВНИВАТЬ, НЕ ВЫЧИСЛЯЯ. |
1, 3, равенства
Помогло переместительное свойство действий сложения и умножения.
Нашли верные равенства, не вычисляя.
|
8 | Работа по обобщению и применению переместительного свойства сложения и умножения |
|
| Работа в тетради Найдите пары выражений, из которых можно составить верные равенства. Запишите их. а+в а • в а – 7 | в+ а в • а 7 – а |
-Кто быстро выполнит задание, может придумать и записать в тетради свои похожие равенства.
-Проверим, какие пары вы выбрали, и почему.
-Какая пара выражений вызвала затруднения?
-Почему?
|
Ученики записывают верные равенства.
Слагаемые поменяли местами, значение суммы не изменилось.
Множители поменяли местами, значение произведения не изменилось
На вычитание
переместительное свойство выполняется не для всех действий.
|
9 | Работа с учебником (стр.56) |
|
| -Откроем учебник и убедимся в правильности наших выводов. - Читаем правило: от перестановки множителей значение произведения не изменяется. - В домашней работе вы еще потренируетесь применять это свойство для вычислений.
|
|
10. | Итогурока |
| -Вспомним, что сегодня на уроке мы выяснили:
-Что можно менять местами в математических выражениях?
-Зачем менять местами числа?
|
Можно менять местами слагаемые. Можно менять местами множители.
-Для более удобных вычислений,
-Для изменения смысла выражений,
-Для сравнения выражений без вычислений |
11 | Рефлексия |
| -Зажгите свет в своих тетрадях: - Вы научились применять переместительное свойство и можете помочь другим (Зелёный кружочек)
- Вы считаете, что научились применять переместительное свойство, но другим объяснит не сможете. (Жёлтый кружочек)
- Вы считаете, что вам ещё трудно применять переместительное свойство(Красный кружочек)
|
12 | Домашнее задание: учебник стр.56 №1,2. Вывод: множители можно переставлять, от этого значение произведения не изменится.
|