Конспект урока по математике во 2 классе по теме "Переместительное свойство умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Комарова Елена Алексеевна

Тема: Переместительное свойство умножения.

 Тип: открытие новых знаний.

 Цель:  - познакомить учащихся с переместительным свойством умножения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики во 2 «А» классе

учителя начальных классов МОУ «Дубровская СОШ»

Комаровой Елены Алексеевны

Тема: Переместительное свойство умножения.

Тип: открытие новых знаний.

Цель:  - познакомить учащихся с переместительным свойством умножения;

Предметные УУД: 

составлять числовые выражения, использовать действия сложения, вычитания, умножения;

сравнивать произведения, полученные с использованием переместительного свойства;

формировать умения применять переместительное свойство умножения  на практике;

закреплять навыки устных и письменных вычислений, а также названия компонентов при умножении;

формировать умение решать задачи как устно, так и письменно;

повторить правило нахождения периметра геометрических фигур;

Метапредметные:

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; работать по заданному плану, соотносить выполненное задание с образцом;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения);

Коммуникативные : использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; сотрудничать в совместном решении задачи на выяснение переместительного свойства умножения; отвечать на вопросы учителя

Демонстрационный материал:раздаточныйматериал: карточки, задания.


Ход урока:

Вопросы и задания учителя

Предполагаемые ответы учащихся

1

Мотивация

Поприветствуем гостей 
Дорогих учителей
 
Всех знакомых, незнакомых
 
И серьёзных и весёлых
 
И сегодня второй класс
 
На урок позвал всех вас

Прозвенел звонок для нас! 
Встали все и у парт красиво, 
Поздоровались учтиво, 
Тихо сели, спинки прямо. 
Все легонечко вздохнём , 
Урок математики начнём.

 - Вы очень хорошо работали на прошлых урока и я уверена, что сегодня у вас все получится.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

  • Продолжите высказывания:
  • Умножение – это…

- Дима, а ты как думаешь?

  • Как называются компоненты действия умножения?

  • Как называется результат действия умножения?

  • На доске записаны  выражения:

  • Определите, какие суммы можно заменить умножением, выпишите их и замените.(К доске приглашается по одному ученику, которые выполняют задание с комментарием, остальные учащиеся работают в тетрадях)

  • Оформление задания на доске:

7+7+7+7= 7 · 4

а + а + а  = а · 3

  • Что вы используете при выполнении задания?

сложение одинаковых слагаемых

первый множитель, второй множитель

произведение

знание, что показывает каждый множитель

3

Сообщение темы и цели урока.

- Рассмотрите пару карточек. (показываю слагаемые 45 и 20) Что записано?

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

- Какое свойство можно применить?

- Сформулируйте это свойство.

- Рассмотрите пару карточек. (показываю предложение)

- Что записано?

 - Чем похожи предложения?

-Чем отличаются?

- Изменился ли смысл предложения?

-А можно местами менять предметы?

- Вот в этом конкретном случае зачем надо менять местами лампу и тетрадь?

- С точки зрения охраны здоровья ребёнка расскажите, в чём необходимость перестановки предметов.

- Покажите расположение предметов, где удобно работать ученику, который пишет правой рукой? (ребёнок переставляет на доске)

-А ученику, который пишет левой рукой?

-На что может повлиять то, что предметы на столе поменяли местами?  

- Посмотрите на следующую пару карточек.

- Что записано?

 (появляется карточка МНОЖИТЕЛИ)

-  Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Слагаемые 45 и 20

числа одни и те же

Поменяли местами:

-Слагаемые 45 и 20

Переместительное

от перестановки слагаемых  значение суммы  не изменяется.

Предложения

Слова одни и те же

Слова «солнце» и «светит» поменяли местами

Не изменился

Предметы можно менять местами

Когда левша или правша пишет.

У правши лампа должна стоять слева,

а у левши -  справа.

Если поменять место лампы, то тетрадь будет плохо освещена (тень от руки), и можно испортить зрение.

Множители

Изменится ли значение произведения от перестановки множителей.

4

«Открытие» детьми нового знания.

- У вас на столах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник)

- Ваша задача сосчитать сколько клеток вмещается в прямоугольник и записать в тетради. (вызвать к доске ученика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все так записали?  (вызвать к доске ученика)

 - Что заметили?  

    -Как составляли выражение  5 ∙ 3?

-Как составляли выражение 3 ∙ 5?

-Что изменилось?

-Изменилось ли от этого количество клеток в прямоугольнике?

-Что скажете о значении произведения?

- Какой вывод можно сделать?

- Как в математике называется это свойство?

- Какой корень в слове переместительный?

- Объясните, почему свойство называется переместительным.

-(появляется карточка ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО)

- Кто попробует  переместительное свойство умножения  записать латинскими буквами.

- Запишите в тетради а·в=в·а           

-Сейчас мы узнаем, зачем нужно знать это свойство умножения.  

- Замените умножение – сложением (к доске 2 ученика)

2· 10 =                                   10  · 2  =

- Когда было удобнее вычислять?

(карточка УДОБНЕЕ ВЫЧИСЛЯТЬ)

- Зачем нужно знать это свойство?

5*3=                                                                        

Можно  записать 3*5=

Одному рисунку соответствует два выражения.

Сосчитали: 5 клеток в одном столбике и таких столбиков  3, т.е. по 5взяли  3 раза.

Сосчитали: 3 клетки в одной строчке и таких строчек 5,

т.е. по 3 взяли5 раз.

Множители поменяли местами.

Не изменилось

Значение произведения не изменилось

от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ

корень –мест-

Переместительное свойство умножения позволяет менять местами числа

а·в=в·а           

Удобнее, когда по  10  брали 2  раза.

Чтобы удобнее вычислять.

5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра на внимание «Муха» (15 клеточек)

6.

Работа над задачей

Задание в тетради (на листе)

-Составь задачи по рисункам (про цветы в вазе)

-Соедините рисунки и соответствующие им выражения.

-Какое выражение подходит к первому рисунку?

-Какое выражение подходит ко второму рисунку?

-Решите задачи: чертёж, решение, ответ. (у доски работает два ученика)

-Одинаковы ли задачи?

-Одинаковы  ответы?

-Изменилось ли значение выражения?

-Изменился ли смысл выражения от перестановки множителей?

-Какой вывод сделаем?

На доске появляется карточка МЕНЯТЬ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ.

        

(В одной вазе было 5 цветков. Сколько цветков было в  3 таких вазах?

В одной вазе было 3 цветка. Сколько цветков было в  5 таких вазах?)

Подходит  выражение

5 ∙ 3

Подходит  выражение

3 ∙ 5

Нет.

Да.

Нет, значение выражения не изменилось.

Да, смысл выражения изменился.

Вывод: переместительное свойство умножения позволяет менять смысл выражений.

7.

- Выпиши в тетрадь номера правильных равенств.

1) 123 + 45 = 45 + 123

2) 298 ∙ 45 = 5 ∙ 298

3)   5 ∙ 100 = 100 ∙ 5

4) 40 ∙ 20 = 2 ∙ 40

- Какие номера равенств выбрали?

- Какое свойство помогло выбрать правильно?

-Чем помогло переместительное свойство сложения и умножения?

- Значит, переместительное свойство действий позволяет нам сравнивать, не вычисляя.

На доске ставится карточка СРАВНИВАТЬ, НЕ ВЫЧИСЛЯЯ.

1, 3,  равенства

Помогло переместительное свойство действий сложения и умножения.

Нашли верные равенства, не вычисляя.

8

Работа по обобщению  и применению переместительного свойства сложения и  умножения

Работа в тетради

Найдите пары выражений, из которых можно  составить верные равенства. Запишите  их.

а+в

а • в

 а – 7

в+ а

в • а

7 – а

-Кто быстро выполнит задание, может придумать и записать в тетради свои похожие равенства.

-Проверим,  какие пары вы выбрали, и почему.

-Какая пара выражений вызвала затруднения?

-Почему?

Ученики записывают  верные равенства.

Слагаемые поменяли местами, значение суммы не изменилось.

Множители поменяли местами, значение произведения  не изменилось

На вычитание

переместительное свойство выполняется не для всех действий.

9

Работа с учебником  (стр.56)

-Откроем учебник и убедимся в правильности наших выводов.

- Читаем правило: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

- В домашней работе вы еще потренируетесь применять это свойство для вычислений.

10.

Итогурока

-Вспомним, что сегодня на уроке мы выяснили:

-Что можно менять местами в математических выражениях?

-Зачем менять местами числа?

Можно менять местами слагаемые.

Можно менять местами множители.

-Для более удобных вычислений,

-Для изменения смысла выражений,

-Для сравнения выражений без вычислений

11

Рефлексия

-Зажгите свет в своих тетрадях:

  • Вы научились применять переместительное свойство и можете помочь другим (Зелёный кружочек)
  • Вы считаете, что научились применять переместительное свойство, но другим объяснит не сможете. (Жёлтый кружочек)
  • Вы считаете, что вам ещё трудно применять переместительное свойство(Красный кружочек)

12

Домашнее задание: учебник стр.56 №1,2.

Вывод: множители можно переставлять, от этого значение произведения не изменится.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике 2 класс по теме "Свойства прямоугольника"ник

конспект урока по программе школа России 2 класс с презентацией по теме " Свойства прямоугольника"...

конспект урока по математике 2 класс по теме "Свойства прямоугольника"ник

конспект урока по программе школа России 2 класс с презентацией по теме " Свойства прямоугольника"...

Конспект урока по математике 2 класс.Тема: "Переместительное свойство умножения"

Предмет:математикаКласс:2гТема урока: Переместительное свойство умножения. Цели урока: Познакомить с переместительным свойством умножения.Начать подводить детей к выведению формулы площади прямоугольн...

Конспект урока по математике 2 класс. Конкретный смысл действия умножения.

Конкретный смысл действия умножения 1 урок. Школа России 2 класс...

Конспект урока по математике 2 класс "Переместительное свойство умножения. Закрепление".

Конспект открытого урока по математике 2 класс "Переместительное свойство умножения. Закрепление"....

Конспект урока по математике 2 класс на тему "Свойства сложения" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знания о свойствах сложенияПланируемые результаты: Предметные:- знать свойства сложения- уметь применять свойства сложенияЛичностные:- уважительно относит...