Конспект открытого урока по математике
план-конспект урока по математике (3 класс)
Тема урока: Единицы времени. Год. Месяц. Неделя.
Методическая цель урока: создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени»
Цели урока:
образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени
развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания
воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike_v_3_kl.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по математике в 3 кл.
Тема урока: Единицы времени. Год. Месяц. Неделя.
Методическая цель урока: создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени»
Цели урока:
образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени
развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания
воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Ход урока
I.Организационный момент.
И прекрасна и сильна
Математики страна,
Тут везде кипит работа,
Всюду можно услыхать:
«Раз , два, три , четыре ,пять!»
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: « Вы талантливы , дети ! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.» (слайл 2.)
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех . Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями.
II./Актуализация знаний
Математический диктант
- Произведение чисел 4 и 8 (32)
- Увеличьте число 6 в 9 раз (54)
- Уменьшите число 6 в 2 раза (3)
- Число 7 умножьте на саму себя (49)
- Число 6 разделите на 6 (1)
- Число 9 умножьте на 0 (0)
- Найди одну пятую долю от числа 45 (9)
- Найди одну шестую долю от числа 36 (6)
- Найди число, если третья доля равна 6 (18)
- Найди число, если пятая доля равна 7 (35)
III. Этап постановки темы и цели урока.
1 Подготовка к восприятию новой темы.
Прочитайте записи .
1м,1 см,1 дм,1 ч, 1 мм ( Слайд3)
Найдите лишнюю единицу измерения. Почему вы считаете ее лишней? Расположите единицы измерения по возрастанию.
-Как называются эти числа? (Величины)
- В чем заключается их особенность? (Их можно измерить)
-Какие единицы измерений вы знаете? (Ответы детей)
Отгадайте загадку и вы сможете назвать тему нашего урока
«Что идет. не двигаясь с места?» (время) ( слайд 4)
- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.
- Что такое время? …
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Считать предметы мы научились в 1 классе. Это просто :раз,два,три..
Измерять расстояние тоже не сложно. А как и чем измерять время? На этот вопрос нам и предстоит ответить сегодня на уроке.
Откройте тетради и запишите число.
2. Минутная разминка
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 17?
(Число 17 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 6, соседи 16 и 18.В числе 17 всего 17 единиц, из них 7 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 7.)
- Запишите число, классная работа
– Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 7?
11,17 71,77 ( повторить 2 раза)
IV.Этап организации восприятия и осмысления новой информации. –
Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.
Всему своё время.
Время – не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Минута час бережёт.
Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку
В. Даля «Старик-годовик». ( Чтение сказки учителем)
«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) (слайд7)
- Почему вы так думаете?
«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.
- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май). (слайд8)
«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
- О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август) (слайд7)
«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь). (слайд10)
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»
- Кто отгадает эту загадку? (дни недели)
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)
А что такое год?
- Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).
- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)
- Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)
IV Физкультминутка.
(слайд11)
V Работа по теме урока.
В старину люди делали зарубки, чтобы отмечать дни. Это способ был не очень удобным, тогда люди придумали и составили календарь. . В наше время существует множество различных видов календарей Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты. Позже был составлен табель календарь такой как в учебнике на странице 98. - Откройте учебники на странице 98.
Знакомство с разными календарями. (слайд12
Практическая работа с табелем – календарём.
Что записано в календаре с левой стороны? ( название дней недели)
Перечислите дни недели по порядку
Обратите внимание не то, как расположены числа. Они расположены по дням недели вертикально
Названии месяцев расположены горизонтально. Все числа расположены по месяцам. Сколько всего месяцев в году? Как можно сосчитать? Как называется период с января по декабрь; (Год)
(ЗАПИШИТЕ 1ГОД = 12 МЕСЯЦЕВ)
Задание 1.. Запишите в тетрадь единицы времени.
- Что вы записали? Проверьте по образцу. (на доске образец) Оцените работу.
1 год = 12 мес
1 мес = 30 сут или 31 сут
1 год = 365 сут или 366 сут
- Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос? (Почему в году бывает разное количество суток? Почему в месяцах разное количество суток?)
- Кто знает ответ на этот вопрос? (Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.)
- А теперь посмотрим и убедимся правильно ли мы ответили? (просмотр на диске)
Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.
- На какой вопрос нам осталось найти ответ? (Почему в месяцах разное количество суток?)
- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…
Работа по учебнику с.99. Задача 2.
Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30) Сколько недель в одном месяце?(4) А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)
1)30+30+31=91(день)-в осенних месяцах.
2)4×3=12(нед.)-в осенних месяцах.
Ответ: 91день, 12недель.
Работа в паре
***Составьте подобные задачи о зиме.(1 пара), о весне (2пара),
№3(УСТНО) Ребята, при помощи какого прибора люди определяют время?(часы)
Сейчас мы будем определять время по часам. Но задание будет не обыкновенным, прочитайте задание в №3.
Назови время, которое показывают часы, используя слова «четверть», «половина».
Четверть первого
Без четверти час
Половина второго
VI Работа над пройденным материалом.
1.С.99 №4.
Прочитайте глазками. Что это ?( Задача)
-Что такое 8 дм? (одна пятая часть ленты)
-Значит ленту разделили на сколько частей?
-Как найти длину всей ленты?
Запишите решение и преобразуйте единицы.
Сколько в 1м дециметров?
2.Коллективный анализ решения задачи, самостоятельная запись решения задачи. С.99 №5.
- Прочитайте задачу. Назовите условие, вопрос к задаче. Что известно в задаче? Что нужно найти? Как узнать на сколько недель хватит корма? Каким действием? Запишите решение самостоятельно.
27:3=9 (нед.)
Ответ: на 9 недель хватит 27 пакетиков.
VII.Работа в группе
Расшифруйте пословицы и поговорки
День да ночь, 24 часа прочь.
Обещанного 36 месяцев ждут.
Делу время, а потехе 60 минут.
Семь дней 12 месяцев кормят.
VIII. Рефлексия.
- Подведем итог нашего сегодняшнего урока
Если вы согласны – хлопок в ладоши, не согласны – тишина.
В году 12 месяцев?
Декабрь – первый месяц в году?
Воскресенье – последний день недели?
Осенью 3 месяца?
В году 365 дней?
В неделе 5 суток?
В каждом месяце по 30 дней?
. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу? Оцените свою работу на уроке.
IX. Итог урока.
- А закончить наш урок хочется стихотворением.
Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт -
Календарь ответ даёт
Что за месяц на дворе -
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев
В календарь смогли собраться.
Каждый месяц - каждый брат -
Встрече с нами очень рад.
Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"
Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике"
конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике" ...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...