Конструирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов.
статья по математике (4 класс)

В данном проекте инструментом для описания реального процесса определенной предметной были выбраны бизнес- процессы. Ученикам предложено описать несложные процессы какой-то предметной области, раскладывая бизнес-процесс на бизнес-операции.  Это могут быть процессы их деятельности (сбор и реализация ягод, посадка и получение урожая овощей и т.п.) либо деятельности их родителей (заготовка и реализация древесины, ремонт на кухне и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов.

В этой статье хочу поделиться опытом обучения учеников начальной школы конструированию математических задач. На протяжении всего курса школьной математики ученики решают готовые задачи, придумать и сформулировать задачу чаще всего у обучаемого вызывает затруднение.

Воспитывая абстрактное мышление у ученика, мы видим, что часто наши ученики не могут увидеть проблему и сформулировать задачу из реальной жизненной ситуации.  Задача моего проекта – выделение задач из деятельности в определенной предметной области.

Как научить ребенка увидеть задачи вокруг себя? Но сначала надо описать, а что происходит вокруг ученика, чем живет он и его близкие?

В деловом мире достаточно часто используется термин «бизнес-процесс», процессный подход используется в управлении разного вида деятельности. Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Элементарная операция в рамках бизнес-процесса – бизнес-операция.

В данном проекте инструментом для описания реального процесса определенной предметной области были выбраны бизнес- процессы.   Ученикам предложено описать несложные процессы какой-то предметной области, раскладывая бизнес-процесс на бизнес-операции.  Это могут быть процессы их деятельности (сбор и реализация ягод, посадка и получение урожая овощей и т.п.) либо деятельности их родителей (заготовка и реализация древесины, ремонт на кухне и т.п.). Мы живем в сельской местности, поэтому и соответственно выбирались темы, связанные с жизнедеятельностью села. Анализируя бизнес-процесс, обучающийся самостоятельно увидит и сформулирует одну или несколько задач. Конкретные задачи, будут привязаны к реальному действию и месту определенной предметной области и это реальные задачи из жизни. Далее обучаемый самостоятельно собирает данные для этой задачи и оформляет решение. Такой подход позволяет и моделировать бизнес-процесс, меняя параметры задачи.

Предложенная технология бизнес–процесса для конструирования задач способствовала: применению методов решения математических задач школьного курса математики, воспитанию интереса к реальным математическим задачам, обучению приемам процессного описания предметных областей, формированию осознанного представления о видах деятельности (профориентация), развитию коммуникативных умений, привитию навыков работы с различными ресурсами по сбору нужного материала, семейной коммуникации.

Основные этапы проекта

Первый этап (подготовительный)– определение предметной области и деятельности, выделение бизнес-процесса. В рамках этого этапа было проведено анкетирование для определения какая область деятельности ближе и более понятна ученику. Проведена работа с родителями с целью объяснить им, как помочь детям выбрать и описать бизнес-процесс, а в последующем оказать помощь в сборе необходимых данных.

Второй этап – описание бизнес-процесса как совокупность бизнес-операций. На этом этапе могут активно помогать родители и учитель. Ученик может уточнять и спрашивать сам.

Третий этап – выделение проблем и формулировка текстовой задачи или нескольких задач. Анализируя логически выстроенные операции бизнес-процесса, в определенных точках ученик оценивает сколько и какие ресурсы используются для выполнения операции. Это и есть место реальной задачи. Сформулировать задачу школьник в такой среде может самостоятельно. Таким образом задача будет привязана к определенному месту и действию, она действительно реальная.

Четвертый этап – сбор данных для задачи. Обучающийся может использовать разные ресурсы для сбора данных: опросы, литература, интернет и т. п. Ученик самостоятельно отбирает нужные данные, структурирует и представляет их в графическом или табличном виде.

Пятый этап – решение задачи, оформление результатов. На этом этапе используются навыки и знания школьного курса математики.

Шестой этап – изменение параметров процесса и задач - моделирование бизнес- процессов. Анализируя свой бизнес-процесс, обучаемый может дорабатывать его, углублять, изменять ситуацию (например, изменять размер теплицы, размер поля для посадки и т. п.). Соответственно для сформулированных задач будут меняться условия задачи или данные. На выходе будет получаться другой результат, который можно сравнить с предыдущим и сделать выводы.

Пример бизнес-процесса

Выращивание овощей в теплице

  • Расчет стоимости

  • Расчет прибыли

Выделены и сформулированы задачи:

В теплице есть место для посадки 10 кустов помидоров и 10 огурцов. Для этого необходимо купить 2 упаковки семян помидоров по цене 45 рублей каждая и 2 упаковки семян огурцов по цене 25 рублей каждая. Сколько денег нужно для покупки семян помидоров и огурцов?

Семена

Цена

Количество

Стоимость

Помидоры

45 руб.

2

45*2=90

Огурцы

25 руб.

2

25*2=50

Для рассады необходим грунт. Как узнать сколько потребуется грунта, если в цветочной горшок объемом 1 л вмещается примерно 1 л земли?

Для помидоров: 10*1=10 л. грунта

Для огурцов: 10*1=10 л. грунта

Итого: 10+10=20 л. грунта

В магазине грунт расфасован по 5 л. и 10 л. Какое количество мешков с почвогрунтом по 5 л. или по 10 л. необходимо закупить?

Объем 1 мешка

Количество

Общий объем земли

5 л

?

20 л

10 л

?

20 л

20:5=4 мешка

20:10=2 мешка

Почвогрунт объемом 5 л стоит 65 рублей, а 10 л стоит 105 рублей. Сколько денег потребуется для покупки грунта?

Земля

Цена

Количество

Стоимость

5 л

65 руб

4

65*4=290 руб

10 л

105 руб

2

105*2=210 руб

Сколько рублей можно сэкономить на покупке грунта?

290-210=80 руб.

Итоговая стоимость затрат:

Товар

Количество

Цена

Стоимость

Семена огурцов

2

25 руб

50 руб

Семена помидоров

2

45 руб

90 руб

Грунт 10 л

2

105 руб

210 руб

Итого: 50+90+210=350 руб

За 1 сезон с одного куста помидоров в среднем собрали 4 кг урожая. Сколько всего урожая собрали с 10 кустов помидоров?

10*4=40 кг – всего помидоров

25 кг из них продали за 35 руб за 1 кг. Сколько рублей составит доход от продажи ?

25*35=875 руб

с 1 куста огурцов за один сезон в среднем собрали 20 кг урожая. Сколько урожая собрано за лето со всех кустов?

20*10=200 кг -всего огурцов

Из них 50 кг съели, а остальное продали за 20 руб 1 кг. Сколько рублей составит доход от продажи огурцов?

(200-50)*20=150*20=3000 руб

Помидоры

Огурцы

Грунт

Итого

Расход

90 руб

50 руб

210 руб

350 руб

Доход

875 руб

3000 руб

-

3875 руб

Далее ситуацию можно моделировать, если теплицу сделать больше и количество кустов увеличить.

Примеры бизнес-процессов, выбранные учениками 4 класса

  • Сбор ягод смородины
  • Ремонт на кухне
  • Работа на пилораме
  • Реализация берёзовой чаги
  • Выращивание моркови
  • Сбор ягод вишни и малины
  • Подарок «Сладкий букет»
  • Пирожное «Картошка»

Ожидаемые результаты

  1. Навыки владения технологией бизнес-процесса, повышение уровня теоретических знаний и практических умений применять бизнес-процессы у педагога.
  2. Создание методички бизнес-процессов.
  3. Овладение учащимися умениями моделировать бизнес-процессы, решать текстовые задачи. Положительная динамика образовательных результатов у обучающихся.
  4. Активное участие родителей в жизни класса, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают профессиональные навыки у своего ребёнка.
  5. Представление опыта на ШМО, РМО и семинарах.

Сам процесс построения моделей получился интересным, увлекательным и познавательным и для учеников, и для родителей, и для меня самой как педагога. В процессе работы над проектом я получила много благодарных отзывов от родителей. Буду рада, если мой опыт пригодится моим коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы решения математических задач"

Презентация для ознакомления учащихся с этапами решения математических задач....

Занятие для воспитанников "Решение математических задач о животных"

Методическая разработка урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...

Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников

Статья описывает проблемы с которыми зачастую сталкиваются учителя на уроках математики и показывает возможные пути их решения....

Метод моделирования при решении математических задач в начальных классах

Моделирование - один из главных приёмов для развития мыслительной деятельности младших школьников....

Формулирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов

Цель: обучение приемам описания процессов, выделение и решение реальных математических задачЗадачи:•воспитание интереса к реальным математическим задачам,•обучение методам решения математиче...