Конструирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов.
статья по математике (4 класс)
В данном проекте инструментом для описания реального процесса определенной предметной были выбраны бизнес- процессы. Ученикам предложено описать несложные процессы какой-то предметной области, раскладывая бизнес-процесс на бизнес-операции. Это могут быть процессы их деятельности (сбор и реализация ягод, посадка и получение урожая овощей и т.п.) либо деятельности их родителей (заготовка и реализация древесины, ремонт на кухне и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов.
В этой статье хочу поделиться опытом обучения учеников начальной школы конструированию математических задач. На протяжении всего курса школьной математики ученики решают готовые задачи, придумать и сформулировать задачу чаще всего у обучаемого вызывает затруднение.
Воспитывая абстрактное мышление у ученика, мы видим, что часто наши ученики не могут увидеть проблему и сформулировать задачу из реальной жизненной ситуации. Задача моего проекта – выделение задач из деятельности в определенной предметной области.
Как научить ребенка увидеть задачи вокруг себя? Но сначала надо описать, а что происходит вокруг ученика, чем живет он и его близкие?
В деловом мире достаточно часто используется термин «бизнес-процесс», процессный подход используется в управлении разного вида деятельности. Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Элементарная операция в рамках бизнес-процесса – бизнес-операция.
В данном проекте инструментом для описания реального процесса определенной предметной области были выбраны бизнес- процессы. Ученикам предложено описать несложные процессы какой-то предметной области, раскладывая бизнес-процесс на бизнес-операции. Это могут быть процессы их деятельности (сбор и реализация ягод, посадка и получение урожая овощей и т.п.) либо деятельности их родителей (заготовка и реализация древесины, ремонт на кухне и т.п.). Мы живем в сельской местности, поэтому и соответственно выбирались темы, связанные с жизнедеятельностью села. Анализируя бизнес-процесс, обучающийся самостоятельно увидит и сформулирует одну или несколько задач. Конкретные задачи, будут привязаны к реальному действию и месту определенной предметной области и это реальные задачи из жизни. Далее обучаемый самостоятельно собирает данные для этой задачи и оформляет решение. Такой подход позволяет и моделировать бизнес-процесс, меняя параметры задачи.
Предложенная технология бизнес–процесса для конструирования задач способствовала: применению методов решения математических задач школьного курса математики, воспитанию интереса к реальным математическим задачам, обучению приемам процессного описания предметных областей, формированию осознанного представления о видах деятельности (профориентация), развитию коммуникативных умений, привитию навыков работы с различными ресурсами по сбору нужного материала, семейной коммуникации.
Основные этапы проекта
Первый этап (подготовительный)– определение предметной области и деятельности, выделение бизнес-процесса. В рамках этого этапа было проведено анкетирование для определения какая область деятельности ближе и более понятна ученику. Проведена работа с родителями с целью объяснить им, как помочь детям выбрать и описать бизнес-процесс, а в последующем оказать помощь в сборе необходимых данных.
Второй этап – описание бизнес-процесса как совокупность бизнес-операций. На этом этапе могут активно помогать родители и учитель. Ученик может уточнять и спрашивать сам.
Третий этап – выделение проблем и формулировка текстовой задачи или нескольких задач. Анализируя логически выстроенные операции бизнес-процесса, в определенных точках ученик оценивает сколько и какие ресурсы используются для выполнения операции. Это и есть место реальной задачи. Сформулировать задачу школьник в такой среде может самостоятельно. Таким образом задача будет привязана к определенному месту и действию, она действительно реальная.
Четвертый этап – сбор данных для задачи. Обучающийся может использовать разные ресурсы для сбора данных: опросы, литература, интернет и т. п. Ученик самостоятельно отбирает нужные данные, структурирует и представляет их в графическом или табличном виде.
Пятый этап – решение задачи, оформление результатов. На этом этапе используются навыки и знания школьного курса математики.
Шестой этап – изменение параметров процесса и задач - моделирование бизнес- процессов. Анализируя свой бизнес-процесс, обучаемый может дорабатывать его, углублять, изменять ситуацию (например, изменять размер теплицы, размер поля для посадки и т. п.). Соответственно для сформулированных задач будут меняться условия задачи или данные. На выходе будет получаться другой результат, который можно сравнить с предыдущим и сделать выводы.
Пример бизнес-процесса
Выращивание овощей в теплице
- Расчет стоимости
- Расчет прибыли
Выделены и сформулированы задачи:
В теплице есть место для посадки 10 кустов помидоров и 10 огурцов. Для этого необходимо купить 2 упаковки семян помидоров по цене 45 рублей каждая и 2 упаковки семян огурцов по цене 25 рублей каждая. Сколько денег нужно для покупки семян помидоров и огурцов?
Семена | Цена | Количество | Стоимость |
Помидоры | 45 руб. | 2 | 45*2=90 |
Огурцы | 25 руб. | 2 | 25*2=50 |
Для рассады необходим грунт. Как узнать сколько потребуется грунта, если в цветочной горшок объемом 1 л вмещается примерно 1 л земли?
Для помидоров: 10*1=10 л. грунта
Для огурцов: 10*1=10 л. грунта
Итого: 10+10=20 л. грунта
В магазине грунт расфасован по 5 л. и 10 л. Какое количество мешков с почвогрунтом по 5 л. или по 10 л. необходимо закупить?
Объем 1 мешка | Количество | Общий объем земли |
5 л | ? | 20 л |
10 л | ? | 20 л |
20:5=4 мешка
20:10=2 мешка
Почвогрунт объемом 5 л стоит 65 рублей, а 10 л стоит 105 рублей. Сколько денег потребуется для покупки грунта?
Земля | Цена | Количество | Стоимость |
5 л | 65 руб | 4 | 65*4=290 руб |
10 л | 105 руб | 2 | 105*2=210 руб |
Сколько рублей можно сэкономить на покупке грунта?
290-210=80 руб.
Итоговая стоимость затрат:
Товар | Количество | Цена | Стоимость |
Семена огурцов | 2 | 25 руб | 50 руб |
Семена помидоров | 2 | 45 руб | 90 руб |
Грунт 10 л | 2 | 105 руб | 210 руб |
Итого: 50+90+210=350 руб
За 1 сезон с одного куста помидоров в среднем собрали 4 кг урожая. Сколько всего урожая собрали с 10 кустов помидоров?
10*4=40 кг – всего помидоров
25 кг из них продали за 35 руб за 1 кг. Сколько рублей составит доход от продажи ?
25*35=875 руб
с 1 куста огурцов за один сезон в среднем собрали 20 кг урожая. Сколько урожая собрано за лето со всех кустов?
20*10=200 кг -всего огурцов
Из них 50 кг съели, а остальное продали за 20 руб 1 кг. Сколько рублей составит доход от продажи огурцов?
(200-50)*20=150*20=3000 руб
Помидоры | Огурцы | Грунт | Итого | |
Расход | 90 руб | 50 руб | 210 руб | 350 руб |
Доход | 875 руб | 3000 руб | - | 3875 руб |
Далее ситуацию можно моделировать, если теплицу сделать больше и количество кустов увеличить.
Примеры бизнес-процессов, выбранные учениками 4 класса
- Сбор ягод смородины
- Ремонт на кухне
- Работа на пилораме
- Реализация берёзовой чаги
- Выращивание моркови
- Сбор ягод вишни и малины
- Подарок «Сладкий букет»
- Пирожное «Картошка»
Ожидаемые результаты
- Навыки владения технологией бизнес-процесса, повышение уровня теоретических знаний и практических умений применять бизнес-процессы у педагога.
- Создание методички бизнес-процессов.
- Овладение учащимися умениями моделировать бизнес-процессы, решать текстовые задачи. Положительная динамика образовательных результатов у обучающихся.
- Активное участие родителей в жизни класса, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают профессиональные навыки у своего ребёнка.
- Представление опыта на ШМО, РМО и семинарах.
Сам процесс построения моделей получился интересным, увлекательным и познавательным и для учеников, и для родителей, и для меня самой как педагога. В процессе работы над проектом я получила много благодарных отзывов от родителей. Буду рада, если мой опыт пригодится моим коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы решения математических задач"
Презентация для ознакомления учащихся с этапами решения математических задач....
Занятие для воспитанников "Решение математических задач о животных"
Методическая разработка урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...
Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников
Статья описывает проблемы с которыми зачастую сталкиваются учителя на уроках математики и показывает возможные пути их решения....
Метод моделирования при решении математических задач в начальных классах
Моделирование - один из главных приёмов для развития мыслительной деятельности младших школьников....
Формулирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов
Цель: обучение приемам описания процессов, выделение и решение реальных математических задачЗадачи:•воспитание интереса к реальным математическим задачам,•обучение методам решения математиче...
Развивающее обучение решению математических задач. Знакомство с задачей и её составными частями.
Фрагмент урока математики в 1 классе....