Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Решение задач на одновременное движение всех видов"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Колпакова Анастасия Тимофеевна

В данной разработке представлен конспект урока математики в 4 классе по теме: "Решение задач на одновременное движение всех видов". Также прикреплены презентация к уроку и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_v_4.docx33.22 КБ
Office presentation icon pril1.ppt1.39 МБ
Файл doc1.docx10.48 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 4-м классе по теме:

"Решение задач на одновременное движение всех видов"

Цели урока:

  1. Обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
  2. Систематизировать умение решать задачи на встречное движение, умение самостоятельно анализировать тексты задач на движение, их схемы, и выбирать верный ход решения.
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление,  мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации)

Воспитывать уважение друг другу, интерес к математике.

Оборудование:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

– Ребята, вспомните, что изучали на предыдущих уроках, какие открытия совершали, что хорошо удавалось, какие возникали трудности? Мысленно пожелайте себе удачи и веры в свои силы.

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

2.  Актуализация знаний.

 Устный счёт. (Слайд 1)

  1. Нахождение значения выражений. 

- Запишите в тетради ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?

ЗАДАЧИ 

-  Какие задачи мы решаем в последнее время? (Задачи на движение).

  1. Арифметический диктант. Решение  задач на движение. (слайд 2)

Скорость распространения звука в воздухе 300 м/с. После вспышки молнии Света услышала гром через 5 секунд. На каком расстоянии от неё ударила молния? (1500 м)

Автомобиль за 7 ч проехал 630 км. Какое расстояние он проедет за 5 ч? (450 км)

Расстояние от Бреста до Киева 600 км. Поезд проехал 4/6 этого расстояния. Сколько км проехал поезд? (400 км)

Всадник проскакал на лошади 90 м за 30 секунд. Сколько м проскачет всадник за 1 минуту? (180 м)

Путешественник прошёл 20% всего пути, что составляет 80 км. Каков весь путь путешественника? (400 км)

Самолёт пролетел расстояние 3000 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолёт, если его скорость в 2 раза меньше? (1500 км)

Миша пробежал 8 кругов со скоростью 200 м/мин. Сколько времени он бежал, если длина круга 400 м? (16 мин)

Расстояние между двумя городами 900 км. Автобус проехал 40% этого расстояния. Сколько км проехал автобус? (360 км)

(Запись ответов в строчку в тетради)

  1. Самопроверка. (Слайд  2)

– Замените числа буквами.

http://festival.1september.ru/articles/512003/img1.gif

3. Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи

– Когда встречаемся с этой величиной? (При решении задач на движение)
–  Сформулируйте тему нашего урока.
(«Решение задач на одновременное движение всех видов») (Слайд 3)
–  Чему будем учиться на этом уроке?

4. Локализация затруднений

– Какие трудности вы испытывали при решении задач на движение?

Путали формулы нахождения скорости сближения, удаления.

Неверно чертили схемы.

Не обращали внимание на вид движения.

– Составьте план действий при решении задач на одновременное движение.

(На доску прикрепляются карточки. См. (Приложение) 

1.Определить вид движения.

2.Выбрать схему.

3.Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.

5. Построение проекта выхода из затруднений.

1) Обобщающая беседа

- Как называется расстояние, на которое сближаются движущиеся объекты за единицу времени? (слайд 4)

- Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? (слайд 5)

- Какие виды движения вы знаете? (слайд 6)

- Запишите формулу скорости сближения для встречного движения и движения вдогонку. (слайд 7)

- Запишите формулу нахождения первоначального расстояния для встречного движения и для движения вдогонку. (слайд 7)
- На что необходимо обращать внимание при работе с этой формулой?
- Запишите формулу скорости удаления для движения в противоположных направлениях и для движения с отставанием. (слайд 8)

2) Проверка (слайд 9)

- Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? (слайд 10)
- На сколько уменьшается это расстояние за единицу времени?

- Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием? (слайд 11)
- На сколько увеличится это расстояние за единицу времени?

- В каких случаях произойдёт встреча? (слайд 12)

3) Работа с учебником (с. 117)

4) Чтение вывода на стр. 117.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача № 2

        Чтение текста задачи.

        Выбор схемы (слайд 13)

        Самостоятельное решение задачи

        Самопроверка (слайд 14)

        Оценка своей работы.

Задача № 3

        Чтение текста задачи.

        Выбор схемы (слайд 15)

        Комментированное решение задачи двумя способами

Задача № 4

       Чтение  схемы. (слайд 16)

       Выбор выражения к задаче.

       Объяснение ошибок в других выражениях.

7. Включение в систему знаний

1) Блиц – турнир (стр. 118 № 6)

       Самопроверка по эталону (слайд 17)

       Самооценка результатов

       Чем похожи задачи?

       Какая задача отличается от остальных

2) Решение задачи на смекалку. (слайд 18)

    Из двух пунктов, расстояние между которыми 3 км, вышли навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного из них 4 км/ч, а скорость другого 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через один час?

3) Закрепление.

– На что нужно обращать внимание при решении задач на одновременное движение всех видов? Какие главные формулы вы знаете, соедините их. (слайд 19)

8. Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Проанализируйте свою работу на уроке.

Что можете сказать?

Какие знания удалось повторить и закрепить. Прокомментируйте.

9. Д/з. стр. 120 № 12, 14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

450 450 450 450 :9 +63 -79 × 10 -340 × 9 :3 +150 :5 :11 × 8 +210 50 113 34 45 110 990 900 300 90 330 30 240 990 А А А З Ч Д 900 330 90 45 34 З А Д А А Ч

Слайд 2

Арифметический диктант. 450 – к , 1500 – с , 180 – р , 400 – о , 16 – т , 360 – ь . Когда мы встречаемся с этой величиной? 1500м,450км,400км,180м,400км,1500км,16мин,360км

Слайд 3

Тема урока: «Решение задач на одновременное движение всех видов».

Слайд 4

1. Как называется расстояние, на которое сближаются движущиеся объекты за единицу времени? Скорость сближения – V сбл.

Слайд 5

2. Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? Скорость удаления – V уд.

Слайд 6

3. Какие виды движения вы знаете? Встречное движение. Движение вдогонку. 1. 2. V 1 V 2 V 1 V 2 Движение в противоположных направлениях. Движение с отставанием. 3. 4. V 1 V 2 V 2 V 1

Слайд 7

4. Запишите формулу скорости сближения для встречного движения и для движения вдогонку . V сбл. = V 1 + V 2 V сбл. = V 1 – V 2 5. Запишите формулу нахождения первоначального расстояния для встречного движения и для дви-жения вдогонку . S = V сбл x t встр.

Слайд 8

6. Запишите формулу скорости удаления для движения в противоположных направлениях и для движения с отстава-нием. V уд. = V 1 + V 2 V уд. = V 1 - V 2

Слайд 9

Встречное движение. Движение вдогонку. 1. 2. V 1 V 2 V 1 V 2 Движение в противоположных направлениях. Движение с отставанием. 3. 4. V 1 V 2 V 2 V 1 V сбл. = V 1 + V 2 V сбл. = V 1 - V 2 V уд.. = V 1 + V 2 V уд.. = V 1 - V 2

Слайд 10

7. Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? Расстояние уменьшается.

Слайд 11

8. Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием ? Расстояние увеличивается.

Слайд 12

9. В каких случаях произойдёт встреча? Встречное движение. Движение вдогонку. 1. 2. Движение в противоположных направлениях. Движение с отставанием. 3. 4.

Слайд 13

Задачи 1 способ 1) (50 + 40) x 6 = 540 (м) 2 способ 1) 50 x 6 = 300 (м) 2) 40 x 6 = 240 (м) 3) 300 + 240 = 540 (м) 40м/мин 50 м/мин t встр = 6 мин S - ?

Слайд 14

40 м/мин 50 м/мин ? м ? t встр. = 6 мин 1 способ. 1) 50 + 40 = 90 (м/мин) 2) 90 x 6 = 540 (м) 3) 90 x 4 = 360 (м) 4) 540 – 360 = 180 (м) 2 способ. 1) 50 + 40 = 90 (м/мин) 2) 6 – 4 = 2 (мин) 3) 90 x 2 = 180 (м) ?

Слайд 15

1 способ (11 – 9) x 40 = 80 (м) 2) 300 – 80 = 220 (м) 3) 300 : (11 – 9) = 150 (с) 2 способ 11 x 40 = 440 (м) 2) 9 x 40 = 360 (м) 3) 440 – 360 = 80 (м) 4) 300 – 80 = 220 (м) 5) 300 : (11 – 9) = 150 (с) 11 м/сек 9 м/сек t встр = ? t = 40 сек 300 м

Слайд 16

Выбери выражение к задаче: (580 + 520) : 60 (580 + 520) x 60 (580 + 520) x 100 580 x 60 + 520 x 60 580 м/мин 520 м/мин t = 1 ч ?

Слайд 17

Блиц - турнир a) ( m + n) x 3 б) S : (x + y) в) p : ( a – b) г) m – (b + c) x 2 Чем похожи задачи? Какая задача отличается от других?

Слайд 18

Задача на смекалку. 5 км/ч 4 км/ч 3 км t = 1 ч

Слайд 19

Соедини части правила-формулы. V·t S : t S : V S = V = t =

Слайд 20

Желаем успехов на контрольной работе!



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

   

   1.  Встречное  движение.

                    Vсбл. = V1 + V2

    2.  Движение   вдогонку.

   

   

                      Vсбл. = V1  -  V2

   4.  Движение  с  отставанием.

   

   

                    Vуд. = V1  -  V2

  1.  Движение  в   противоположных

         направлениях.

   

                   

                       Vуд. = V1  +  V2

   

       

        

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1-м классе по теме "Решение задач» УМК "Школа России"

Формировать умения анализировать и решать задачи. Учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи Отрабатывать  знания по нумерации чисел в пределах 10. Отраб...

Урок математики в 3-м классе по теме "Решение текстовых арифметических задач"

Представлен урок по традиционной системе обучения, направленный на формирование у младших школьников общего умения решать текстовые задачи. Каждый этап урока предполагает формирование структурных комп...

Авторская разработка урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")

В данной разработке представлена организация работы над задачами с использованием аналитического и синтетического методов логического мышления. Все описанные этапы работы над задачей позволяют эффекти...

Презентация к авторской разработке урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")

Презентация содержит наглядный, схематический и текстовый материал всех этапов работы над задачей: от создания плана работы до его реализации. Наглядно демонстрирует аналитический метод работы над зад...

Урок математики в 3-м классе по теме: Решение задач изученных видов.

Урок математики в 3-м классе  по теме: Решение задач изученных видов....