Авторская разработка урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
В данной разработке представлена организация работы над задачами с использованием аналитического и синтетического методов логического мышления. Все описанные этапы работы над задачей позволяют эффективно развивать как познавательные, так и регулятивные универсальные учебные действия у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_matematiki_po_teme_reshenie_zadach_3_klass_shkola_2100.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Мелешкина О.Н.
Урок математики
Тема: Решение задач
(Раздел 2. «Внетабличное умножение и деление», 26 урок, с.56-57 в учебнике)
Класс: 3 (УМК «Школа 2100», Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 1. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 96с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Форма проведения: классно-урочная
Цели и задачи:
1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.
2. Научиться применять алгоритм внетабличного деления двузначного числа на двузначное в разнообразных учебных ситуациях.
3. Развивать умения решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном приеме внетабличного деления.
4. Развитие метапредметных УУД.
5.Воспитание интереса к изучению математики.
Ход урока:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока) | 1.Математический экзамен по решению простых задач на умножение и деление. Программа «Classroom Management» для проведения экзамена в виде математических задач. -В 9-ти пакетах 54 кг сахара. Сколько кг сахара в 1 пакете? (6 кг) - 56 литров молока разлили в одинаковые бидоны по 7 литров. Сколько бидонов потребовалось? (8 бидонов) -В столовой на каждую тарелку положили 1 грушу и 2 яблока. Сколько всего фруктов положили на 11 тарелок? (33 ф.) -В 2-х одинаковых коробках 22 листа картона. Сколько листов картона в 6 таких коробках? (66 л) Цель работы: -повторить изученные виды простых задач на умножение и деление (деление на равное количество, деление по содержанию); -закрепить представление о взаимосвязи действий умножения и деления. Проверка результата работы: -Последний результат разделите на первый результат (66 : 6 = 11). -Третий результат разделите на полученный результат ( 33 : 11 = 3). -Из второго результата вычтите полученный результат ( 8 – 3 = 5) -У кого получилось число «5», оцените себя соответствующей оценкой. 2. Проверка вычислительных навыков. Работа на нетбуках по программе «Академия младшего школьника», раздел «Математический экзамен» № 264, №273 Цель работы: - вспомнить алгоритм деления двузначного числа на двузначное число; -закрепить представление о взаимосвязи действий умножения и деления; -закрепить знание табличных случаев умножения и деления. Оценка результата деятельности производится на основе оценки, выданной за работу. | Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; -уметь осуществлять анализ; -уметь синтезировать данные для получения результата. Регулятивные УУД: -умение работать по плану, предложенному учителем; - осуществлять контроль своей деятельности; -уметь обнаруживать ошибки и корректировать свою работу; -осуществлять самооценку собственной деятельности. Регулятивные УУД: -уметь организовать свою деятельность по алгоритму работы с ПК; -уметь корректировать свою работу, осуществлять контроль, самооценку. ИКТ компетентность |
II. Формулирование темы урока и целеполагание. | - На основе этих заданий, определите тему урока. Какие учебные цели поставим? Какие учебные задачи поставим? | Познавательные УУД: -делать выводы на основе обобщения умозаключений; -целеполагание. |
III. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока) | Задача №6 (с.56) Цель работы: -создание проблемной ситуации и организация диалога. -Прочитайте задачу, и определите количество действий Проверка выявила противоречивые результаты. -Какие затруднения вызвала эта задача? -К какому типу мы отнесем эту задачу? -Решали ли мы раньше задачи подобного типа? (нет) -Сформулируйте основную цель (научиться анализировать и решать задачи подобного типа) | Познавательные УУД: -извлекать информацию из текста; -на основе текстовой информации делать умозаключения; -выдвигать гипотезы. Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения |
IV. Открытие нового (узнаем новое) | Организация работы над задачей №6 (с.56) Цель: -организовать поиск решения данной задачи с использованием аналитического и синтетического метода 1.Работа над составными частями задачи. -Прочитайте задачу: «Денис узнал, что в одном из зоопарков мира живут 3 самки пингвинов адели, а в другом – 9 таких самок. В ноябре они отложили по одинаковому количеству яиц. Всего все самки отложили 24 яйца. Сколько птенцов пингвинов адели должно появиться в каждом из этих зоопарков?» -Выделите условие задачи. -Назовите вопрос задачи. 2. Анализ задачи (аналитический прием) с одновременным построением «Дерева рассуждений» -Назовите главный вопрос задачи. -Сколько чисел надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? -Какие числа надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (количество самок в 1 зоопарке и количество яиц, отложенное каждой самкой; количество самок во 2 зоопарке и количество яиц, отложенное каждой самкой) -Количество самок нам известно, а количество яиц, отложенное каждой самкой нам не известно. -Какие два числа надо знать, чтобы найти количество яиц, отложенное каждой самкой? (общее количество самок и общее количество яиц). -Общее количество яиц нам известно, а общее количество самок нам неизвестно. -Какие два числа надо знать, чтобы найти общее количество самок? (количество самок в 1 зоопарке и количество самок во 2 зоопарке). 3. Синтез данных в задаче (синтетический метод). -Прочитайте первое предложение «Денис узнал, что в одном из зоопарков мира живут 3 самки пингвинов адели, а в другом – 9 таких самок» -Что вы можете узнать, зная эти данные (сколько всего самок в двух зоопарках). -Прочитайте 2 и 3 предложение «В ноябре они отложили по одинаковому количеству яиц. Всего все самки отложили 24 яйца». - Какое новое данное появилось? (24 яйца). Какое важное условие мы должны учесть из 2 предложения? ( одинаковое количество яиц). - Зная общее количество самок и общее количество яиц, что мы можем узнать (по сколько яиц отложила каждая самка). -Зная сколько самок в первом зоопарке и количество яиц, которое отложила каждая самка, что мы сможем узнать? (количество яиц, отложенное в 1 зоопарке). -Зная сколько самок во втором зоопарке и количество яиц, которое отложила каждая самка, что мы сможем узнать? (количество яиц, отложенное во втором зоопарке) 4. Вычленение в составной задаче простых задач, упрощение составной задачи с последующим составлением плана решения задачи. 1 шаг: «Денис узнал, что в одном из зоопарков мира живут 3 самки пингвинов адели, а в другом – 9 таких самок. В ноябре они отложили по одинаковому количеству яиц. Всего все самки отложили 24 яйца. Сколько птенцов пингвинов адели должно появиться в каждом из этих зоопарков?» -Найдите условие первой простой задачи, поставьте вопрос. Вопрос 1. «Сколько всего самок в 2-х зоопарках?» -Ответьте на этот вопрос: 3 + 9 = 12 (с.) Шаг 2. -Введите это новое данное в задачу. «Денис узнал, что в 2-х зоопарках мира обитают 12 самок пингвинов адели. В ноябре они отложили по одинаковому количеству яиц. Всего все самки отложили 24 яйца. Сколько птенцов пингвинов адели должно появиться в каждом из этих зоопарков?» -Найдите условие второй простой задачи, поставьте вопрос. Вопрос 2. «По сколько яиц отложила каждая самка?» -Ответьте на этот вопрос: 24 : 12 = 2 (яйца) Шаг 3. -Введите это новое данное в задачу. «Денис узнал, что в одном из зоопарков мира живут 3 самки пингвинов адели, а в другом – 9 таких самок. В ноябре каждая самка отложила по 2 яйца. Сколько птенцов пингвинов адели должно появиться в каждом из этих зоопарков?» -Найдите условие третьей простой задачи, поставьте вопрос. -Сколько вопросов можно поставить к данному условию? Вопрос 3. «Сколько птенцов появится в 1-ом зоопарке?» -Ответьте на этот вопрос: 2 х 3 = 6 (п.) Вопрос 4. «Сколько птенцов появится во втором зоопарке?» -Ответьте на этот вопрос: 2 х 9 = 18 (п.) 5. Составление вопросного плана решения задачи: -Сколько всего самок в 2-х зоопарках? -Сколько яиц отложила каждая самка? -Сколько яиц отложили самки в 1 зоопарке? -Сколько яиц отложили самки во втором зоопарке? | Регулятивные УУД: - умение работать по предложенному учителем плану; -умение реализовать план. Познавательные УДД: -ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, план, иллюстрация) -отбирать необходимые для решения учебной задачи средства; -перерабатывать полученную информацию; -преобразовывать текстовую информацию в схематическую; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; -переходить от условно-схематических моделей к тексту и обратно Познавательные УУД: -уметь выделять главное в текстовой информации; -уметь обобщать умозаключения. Познавательные УУД: -уметь преобразовывать информацию; - уметь сворачивать информацию. Регулятивные УУД: -составлять план решения задачи; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса |
V. Первичное применение (применяем новые знания) | Задача №7. Работа в разноуровневых группах. Составьте подобную задачу по краткой записи 1-ая клетка - 8 сов 72 мыши 2-ая клетка – 10 сов Группы 1 и 2 (высокие учебные возможности) Задание: составьте «Дерево рассуждения», используя аналитический прием. Группы 3 и 4 ( средние учебные возможности) Задание: составьте вопросный план решения задачи, используя синтетический прием. Группы 5 и 6 (ниже среднего учебные возможности) Задание: выделите простые задачи из данной составной задачи по готовым вопросам: 1.Сколько всего сов? 2.По сколько мышей съест каждая сова? 3.Сколько мышей съедят 8 сов в первой клетке? 4.Сколько мышей съедят 10 сов во второй клетке? Проверка работы: -анализ по «Дереву рассуждений»; - вопросный план решения задачи; -решение задачи | Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. -Делать выводы на основе обобщения умозаключений. Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
VI. Итог урока. | -Научились ли решать задачи данного типа? -Какие затруднения испытывали? -По какому алгоритму решаются данные задачи? | Регулятивные УУД: -умение саморегуляции; -уметь оценивать себя. Коммуникативные УУД: -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
VII. Домашнее задание | Составьте текст задачи подобного типа и решите ее |
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, индивидуальные нетбуки (модель «1 ученик – 1 компьютер»)
Программное обеспечение: программа «Академия младшего школьника», раздел «Математический экзамен», тема: «Деление двузначного числа на двузначное»,
задания № 264, №273; программа «Classroom Management» для проведения экзамена в виде математических задач.
Методическая литература: Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 3 класс: методические рекомендации для учителя по курсу математики и курсу математики с элементами информатики. – М. : Баласс, 2012. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Самоанализ урока математики по теме: «Решение задач», проведенного учителем Мелешкиной О.Н. 18.10.2013 г.
Тема: Решение задач (Раздел 2. «Внетабличное умножение и деление», 26 урок, с.56-57 в учебнике)
Тип урока: урок введения нового знания.
Данный урок сконструирован в соответствии с проблемно-диалогической технологией, используемой в образовательной системе «Школа 2100» и имеет следующую структуру.
1 этап - Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока) включает в себя математический экзамен по решению простых задач на умножение и деление с использованием нетбуков и программного обеспечения «Classroom Management» и тренировочные задания по отработке деления двузначного числа на двузначное число с использованием нетбуков и программного обеспечения «Академия младшего школьника». Целью данного этапа является актуализация знаний обучающихся по решению изученных видов задач на умножение и деление; по закреплению представлений о взаимосвязи действий умножения и деления; отработка вычислительных навыков.
2 этап - Формулирование темы урока и целеполагание. Данный этап урока направлен на формирование таких познавательных умений, как умение обобщать умозаключения и на основе этого формулировать тему урока, цель урока и учебные задачи.
3 этап - Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока). Цель работы на данном этапе – создание проблемной ситуации через затруднение и организация подводящего диалога, который выстраивается учителем.
4 этап - Открытие нового (узнаем новое). Цель данного этапа - организовать поиск решения задачи с использованием аналитического и синтетического метода.
На данном уроке впервые подробно рассматривается задача на пропорциональное деление. Она специально дана после задач на определение значения четвертой пропорциональной величины методом приведения к единице, та как, по существу, решается так же. Так как данный вид задач не входит в образовательный минимум, предполагаемый стандартом, но входит в авторскую часть программы «Математика», то для работы над данной задачей использовались разнообразные методы и приемы. Аналитический метод решения задач от главного вопроса с дальнейшим построением «Древа рассуждения»; синтетический метод от данных к главному вопросу путем составления вопросного плана решения задачи; упрощение составной задачи путем выделения в ней нескольких простых задач. Все эти методы помогают более осознанно работать над составными задачами, способствуют развитию более высокого уровня мышления. А использованные средства: модели, схемы вырабатывают такие познавательные умения, как: преобразование информации из одной формы в другую: из схематически-условной в текстовую и обратно.
5 этап - Первичное применение (применяем новые знания). Цель данного этапа – научить переносить знания о способе решения типовой задачи на целый ряд задач, имеющих в своей основе ту же, но несколько видоизмененную математическую модель. Наиболее эффективно перенос знаний происходит при постепенном варьировании условия задач. Это психологически способствует тому, чтобы ученик проанализировал предложенную уму задачу, выделил ее наиболее существенные компоненты и обобщил их. Для эффективного управления процессом переноса знаний, на данном этапе была организована групповая работа в разноуровневых группах. При этом задача еще раз подробно разбиралась и анализировалась.
На протяжении всего урока формировались и развивались как предметные умения, так и метапредметные универсальные учебные действия.
РегулятивныеУУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
-Делать выводы на основе обобщения умозаключений.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Результативность урока: урок проведен на высоком методическом уровне; постоянное использование нетбуков и программного обеспечения «Classroom Management», «Академия младшего школьника» позволяет постоянно повышать ИКТ – компетентность и математическую компетентность обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)
Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...
Методическая разработка урока математики во 2-м классе «Прием сложения вида 37+48».
Урок математики во втором классе по программе "Школа России". Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления....
разработка урока математики в 3-ем класса "Задачи на увеличение числа в несколько раз"
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений выполнять краткую запись задачи разными способами (в табличной форме, с помощью схематического рисунка, чертежа), составлять и решать задачи, ...
Авторские разработки уроков математики в 1 классе по учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой
http://eor.pingwinsoft.ru/node/346736...
Презентация к авторской разработке урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")
Презентация содержит наглядный, схематический и текстовый материал всех этапов работы над задачей: от создания плана работы до его реализации. Наглядно демонстрирует аналитический метод работы над зад...
Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...
Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...