Тема. Задачи, обратные данной.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Малова Галина Николаевна

Ход урока:

 

I. Организационный момент.  Психологический настрой.
 Стихотворение «Урок математики»

Когда на математике я вижу море рук,

 Мне кажется, что в класс пришли

 Все доктора наук.

 Решат задания правильно,

Все будет без проблем,

И в нашем школьном здании

Приятно будет всем.

 Сложенье получается,

Задачки все решаются,

 И дети улыбаются,

Хоть осень за окном.

А мячики, скакалочки,

 Роботы, игралочки,

Проказы, забывалочки

Оставим на потом!

Девиз урока:    Главное – внимание!
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!
— С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов  на «Светофорчике». СЛАЙД
— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.
— Ну, что -  вперед за знаниями!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_obratnye_dannoy.docx30.61 КБ
Файл zadachi_obratnye_dannoy.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Последовательность и продолжительность этапов 

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
  3. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока) – 8 мин.
  4. Гимнастика для глаз – 2 мин.
  5. Изучение нового материала. – 9 мин.
  6. Физкультминутка – 2 мин.
  7. Работа по теме урока (первичное закрепление знаний) – 7 мин.
  8. Домашние задание – 2 мин.
  9. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин. 

УМК: «Школа России».
Авторы учебника: «Математика» Моро М.И, Бантова М.И. и другие (1 часть); тетради: «Математика» Моро М.И., Волкова С.И. (1 часть).

Тема. Задачи,  обратные  данной.
         Тип урока: изучение нового.
 
        Цель урока:
формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «обратные задачи», установлению связи между прямой и обратной задачей.
 
Предметные результаты:
 
·         Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
·         Уметь использовать в речи термин «обратная» задача.
·         Знать структуру задачи.
·         Уметь решать задачи  в одно действие.
·         Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
·         Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
·         Уметь  выполнять вычисления изученных видов.
 
Метапредметные результаты:
 
 Личностных УУД:
  — Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.


Регулятивных УУД:
— Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке,  умение формулировать цель урока с помощью учителя.


Познавательные УУД:
— Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие  математические высказывания.


УУД  Коммуникативные:
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
 
            Методы и формы работы: совместная с учителем учебно - познавательная деятельность, работа в парах,  математическая игра,  учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
 
Оборудование:
 
Для учителя:  рабочая тетрадь, учебник,  карточки для индивидуальной работы у доски.
 
Для учащихся: «Светофорчик», учебник, рабочая тетрадь, индивидуальный раздаточный материал (схемы  для составления кратких записей к задачам, оценочные листы).

Ход урока:

I. Организационный момент.  Психологический настрой.
 Стихотворение «Урок математики» 

Когда на математике я вижу море рук,

 Мне кажется, что в класс пришли

 Все доктора наук.

 Решат задания правильно,

Все будет без проблем,

И в нашем школьном здании

Приятно будет всем.

 Сложенье получается,

Задачки все решаются,

 И дети улыбаются,

Хоть осень за окном.

А мячики, скакалочки,

 Роботы, игралочки,

Проказы, забывалочки

Оставим на потом!

Девиз урока:    Главное – внимание!
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!
— С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов  на «Светофорчике». СЛАЙД
— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.
— Ну, что -  вперед за знаниями!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)
    Закрепление знаний состава числа.
   — У вас на столах  есть карточки № 1. Повторим связь компонентов при сложении. 40+7=47     5+6=11

 У доски 2 ученика.

Самостоятельная работа на местах в парах.
— Кто согласен, покажите зелёный сигнал «Светофора», а кто не согласен – красный. Оценочный лист.
  2. Устный счёт 

– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)


— Что вы знаете о задаче?  Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). СЛАЙД
III.  Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока)

— Как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания? (повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи)
  Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задачи».

– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.

Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом.

План

1. Исследовать новое.

2. Сделать открытие.

3. Закрепить.

- Посмотрите на числа и расположите их в порядке возрастания. Каждому числу соответствует буква. Какое слово получилось?  Поставьте  буквы  в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
— Какое слово получилось? (Задачи).
— Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать задачи).

Тема урока: задачи, обратные данной. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
— А обратные задачи, это какие?
— Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который  необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое  обратные задачи и проверить наши предположения). СЛАЙД
— Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем  и разрешим данную проблему.  Какие цели вы поставите на урок? Главная цель?
Цель: провести исследование задач, выявить сходства, отличия, дать определение этим задачам. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

IV. Гимнастика для глаз. СЛАЙД
— Ребята сейчас мы попадём на лесную полянку, где вам нужно  глазками следить за  движениями предметов. 

V. Изучение нового материала.
        Задачи на слайдах и на карточках у детей, схемы краткой записи для заполнения учащимися.

Сейчас мы поработаем в роли исследователей.

Прочитайте тексты. Это одна и та же задача?  В чём сходство? О чем говорится в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие?
 
1. На экскурсии в осеннем лесу Дима собрал 7 листочков, а Катя - 6 листочков.     Сколько всего листочков собрали дети? 
2. Катя и Дима собрали 13 листочков. У Кати  было 6 листочков. Сколько листочков собрал Дима? 
3. Катя и Дима собрали 13 листочков. Из них 7листочков были у Димы. Сколько листочков было у Кати?

 
 Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья?


-    Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем, сколько всего на земле листочков.
-    Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.
Д. — 5  л.     
                    ? л.
К. — 6  л.    

Решите задачу № 1. 
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.


-    Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю.
-    Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё? В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой
задаче на земле 6 кленовых листочков.  В первой задаче известно, что упало
5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько  всего упало на землю листочков с  двух деревьев, во второй задаче известно общее количество листочков и  нужно узнать, сколько на земле  дубовых листочков
-    Запишите кратко условие.
Д. — ?  л.     
                    11 л.
К. — 6  л.     

Решите задачу № 2.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.


-   Что вы можете сказать о решениях этих задач?
-   Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? Известно, сколько  всего  упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.
-    Что надо узнать? Запишите задачу кратко.
Д. — 5  л.     
                    11 л.
К. —? л.    
 

Решите задачу № 3.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
 
-    Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
-    Что одинаково? (Данные, числа.)

— Чем отличаются?
-    Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями:  1) +  2) -   3) - )
-    Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
-    Конечно, это обратные задачи.
— В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).
— А можно их оформить в виде схематического рисунка   
— Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача?  (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
  — Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
— Что ещё нового мы узнали? В каком виде  можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
— Проверили мы наши предположения?  Математик говорит, что вы молодцы.
V. Физминутка.
           Ваня шел, шел, шел

И грибок нашел.

Раз грибок, два грибок

Положил в свой кузовок.
VI.  Работа по теме урока (первичное закрепление знаний). 
— Откройте учебник на стр. 26, № 2. 
 
— Откройте тетрадь и запишите  «Задача  2.»
-   Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами.
  Л.  -  3  р.
                                    ? р.
  Ок. — 4  р.  
 
— Решение  и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.


— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух.

Дети сигнализируют смайликами.
 
1 вариант: решает устно  задачу с вопросом: Сколько поймал лещей? 
2 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка.
 
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. СЛАЙД
 
— Кому было легко решать задачи, покажите зелёный  сигнал «Светофора».
— Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
— С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).


 VII.  Домашнее задание.
№ 3, 4 с. 26
VIII.  Итог урока  
     - Какая цель стояла в начале урока?

    - Что нового вы узнали на уроке?
   — Какие задачи называются обратными?
   — Кто испытывал трудности при работе?
   — Какие?  Что нужно сделать, чтобы их устранить?

 IX.  Рефлексия учебной деятельности.

  • Какие качества ученика вам помогали в работе?
  • Оцените свое отношение к результатам урока.
  • Вы довольны результатами? Работой на уроке?
  • Какое у вас настроение?
  •  Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». 
  •  Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вас благодарю: мне было с вами очень интересно!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Задачи, обратные данной

Слайд 2

Сомневаюсь в своих знаниях! Переживаю! Ещё не решил! Буду стараться! Настроение отличное! К уроку готов!

Слайд 3

Как называются числа при сложении? 1 вариант 6 + 7 = 13 – 7 = 6 13 – 6 = 7 2 вариант 30 + 8 = 38 – 8 = 30 38 – 30 = 8 13 38

Слайд 5

Расположите числа в порядке убывания з д а а и ч 50 40 45 37 16 24

Слайд 6

з а д а ч и

Слайд 7

Задача Условие Вопрос Решение Ответ

Слайд 8

Тема урока. Задачи, обратные данным.

Слайд 9

Обратные задачи? Володя поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько всего рыб он поймал? ____________________________________ Володя поймал 4 окуня, а лещей на 1 меньше. Сколько лещей поймал Володя? Володя поймал 7 рыб. Лещей было 3. Остальные окуни. Сколько было окуней? 1 2

Слайд 10

Проблемный вопрос Какие задачи называют обратными?

Слайд 11

1. На экскурсии в осеннем лесу Дима собрал 7 листочков, а Катя - 6 листочков. Сколько всего листочков собрали дети? 2. Катя и Дима собрали 1 3 листочков. У Кати было 6 листочков. Сколько листочков собрал Дима? 3. Катя и Дима собрали 1 3 листочков. Из них 7 листочков были у Димы. Сколько листочков было у Кати ?

Слайд 12

Сравним решения задач Что вы можете сказать о решениях задач? Что одинаково? Чем отличаются? Как назовем вторую и третью задачи? Д.- 7 л. ? К.- 6 л. 7 + 6 = 13 (л.) Ответ: 13 листочков.

Слайд 13

Сравним решения задач Что вы можете сказать о решениях задач? Что одинаково? Чем отличаются? Как назовем вторую и третью задачи? Д.- 7 л. ? л. К.- 6 л. 7 + 6 = 13 (л.) Ответ: 13 листочков. Д.- ? л. 13 л. К.- 6 л. 13 - 6 = 7 (л.) Ответ: 7 листочков.

Слайд 14

Сравним решения задач Что вы можете сказать о решениях задач? Что одинаково? Чем отличаются? Как назовем вторую и третью задачи? Д.- 7 л. ? К.- 6 л. 7 + 6 = 13 (л.) Ответ: 13 листочков. Д.- ? л. 13 л. К.- 6 л. 13 - 6 = 7 (л.) Ответ: 7 листочков. Д.- 7 л. 13 л. К.- ? л. 13 – 7 =6 (л.) Ответ: 6 листочков. Обратные задачи

Слайд 15

З адачи , в которых число и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным) называют задачи, обратные данной

Слайд 16

Физминутка

Слайд 17

Проверь себя! Володя поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько всего рыб он поймал? Решение: 4 + 3 = 7 (р.) Ответ: 7 рыб. Володя поймал 4 окуня, а лещей на 1 меньше. Сколько лещей поймал Володя? Володя поймал 7 рыб. Лещей было 3. Остальные окуни. Сколько было окуней? Володя поймал 7 рыб. Окуней было 4. Остальные лещи. Сколько было лещей? 1 2 3

Слайд 18

Задачи, обратные данной задачи, в которых число и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным).

Слайд 19

Баллы Отметка 10 5 9-8 4 7-6 3

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Тема: Тема: Закрепление по теме «Сложение и вычитание типа 36+2, 36-20, 36-2, 36+20, 24+4, 30 - 4.

Урок математики «Знатоки против телезрителей» Школа России.  Учебник «Математика», часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. ....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...