Моделирование двузначных чисел
методическая разработка по математике (2 класс)
Методическая разработка по теме: "Моделирование двузначных чисел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_dvuznachnyh_chisel.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование двузначных и трёхзначных чисел.
Второй выпуск детей вместе со мной изучают математику по учебникам Н.Б.Истоминой. Совместно с учениками открываю для себя много нового и интересного. По данной программе изучение двузначных чисел начинается уже в 1 классе и продолжается во 2-ом. Изучение нумерации идёт одновременно с формированием вычислительных навыков сложения и вычитания двузначных чисел. Это сложный и одновременно очень ответственный период, т.к. в это время учащиеся должны не только осознать разрядный состав двузначных чисел, но и научиться складывать и вычитать эти числа.
Автор учебника предлагает при изучении нумерации и разрядного состава двузначных чисел пользоваться моделями:
- десяток, ∙ - единица.
Сначала опишу, как мы работали с моделями двузначных чисел. Эти модели очень помогли нам усвоить разрядный состав двузначных чисел, и я решила продолжить работу с ними при изучении сложения и вычитания двузначных чисел.
При сложении и вычитании двузначных чисел учащимся приходится осваивать 17 видов вычислений. Моя задача состояла не в «натаскивании» детей путем решения большого объема однотипных заданий, а в обучении основным способам решения всех видов вычислений. В этом мне и помогло моделирование.
Освоение способов моделирования происходило в 4 этапа.
1 этап – практическое решение вычислительных задач, когда все мыслительные операции проходили «через руку» ребенка. На этом этапе учащиеся выкладывали на партах модели, изготовленные ими самими и подобные тем, которые предлагаются в учебнике. Затем производили с ними практические действия (убирали, если производилось вычитание, или добавляли, если производилось сложение, затем пересчитывали десятки и единицы, называли результат).
2 этап – моделирование в тетрадках. Дети фиксировали в тетрадках все производимые ранее практические действия. Записи решения выглядели таким образом.
1. Сложение «круглых» десятков: 20 + 30 = 50
2. Вычитание «круглых» десятков: 60 – 40 = 20
3. Сложение однозначных чисел в пределах 20:
7 + 9 = 16
∙∙∙∙∙∙∙ ∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Пересчитываются все единицы. Их больше десяти, поэтому выделяется десяток, чтобы правильно записать результат вычисления.
4. Вычитание из двузначных чисел (в пределах 20) однозначных:
17 – 8 = 9
∙∙∙∙∙∙∙
5. Сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд:
22 + 7 = 29
∙∙ ∙∙∙∙∙∙∙
6. Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд: 38 – 7 = 31
∙∙∙∙∙∙∙∙
7. Дополнение двузначного числа до «круглого» десятка:
24 + 6 = 30
∙∙∙∙ ∙∙∙∙∙∙
8. Вычитание однозначных чисел из «круглых» десятков:
40 – 8 = 32
9. Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд:
44 + 8 = 52
∙∙∙∙ ∙∙∙∙∙∙∙∙
10. Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд: 41- 5 = 36
∙
11. Сложение двузначных чисел и «круглых» десятков:
22 + 30 = 52
∙∙
12. Вычитание из двузначных чисел «круглых» десятков:
46 – 30 = 16
∙∙∙∙∙∙
13. Сложение двузначных чисел без перехода через разряд:
24 + 35 = 59
∙∙∙∙
∙∙∙∙∙
14. Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд:
68 – 42 = 26
∙∙∙∙∙∙∙∙
15. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд:
27 + 34 = 61
∙∙∙∙∙∙∙
∙∙∙∙
16. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд:
65 – 37 = 28
∙∙∙∙∙
17. Вычитание из «круглых» десятков двузначных чисел:
60 – 22 = 38
На третьем этапе дети вычисляют в тетрадях, используя дополнительные пометки.
54 – 26 = 28 46 + 37 = 83
20 6 30 7
На четвертом этапе никаких дополнительных пометок дети не используют, выполняя вычисления устно.
Пройдя все 4 этапа, дети понимают способы сложения и вычитания двузначных чисел и достаточно точно и быстро выполняют устные вычисления.
При изучении двузначных чисел моделирование шло без особых проблем и послужило не только для формирования вычислительных навыков, но и помогло осмыслить состав числа в десятичной системе исчисления. При переходе к изучению трёхзначных чисел встал вопрос о том, как моделировать трёхзначные числа. Ведь на первом этапе изучения моделирование могло бы сыграть основную роль в понимании разрядного состава, а затем и помочь в записи трёхзначных чисел. Проблема встала в моделировании сотен. Автор учебника предлагает изображение сотни в виде большого треугольника, состоящего из 10 маленьких треугольников. Но изображать в тетрадках это не совсем удобно. И я решила поставить эту учебную задачу перед учащимися и дать им возможность самим её решить. Ниже предлагается фрагмент урока по решению этой учебной задачи.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Моделирование и запись трёхзначных чисел. (Для этого этапа используются белые треугольники, чтобы дети при составлении фигуры не отвлекались на кружки-единицы, расположенные на треугольниках-десятках) | Ставит проблемный вопрос: - А как показать на модели сотню? Не будем же мы всякий раз рисовать столько треугольников – десятков? Фиксирует эту модель на доске и организует диалог: - Как вы думаете, нам удобно будет пользоваться при моделировании этой фигурой? - А какие фигурки удобно рисовать в тетради? - А можно каким-то образом сделать из этого шестиугольника прямоугольник? Отрезает угол шестиугольника , разрезает его пополам и доставляет эти половинки с другой стороны фигуры, получается прямоугольник. - Какая фигура у нас получилась? - А теперь нам нужно договориться о том. какой величины прямоугольники мы будем рисовать в тетрадках. - Теперь мы можем смоделировать число, которое у нас получилось. - Как же записать это число? - А в каком порядке нужно расположить цифры? - Запишите то число, которое у вас получилось | Работая в группах, из 10 треугольников – десятков дети пытаются составить какую-нибудь геометрическую фигуру. У них получается шестиугольник. - Нет, её неудобно рисовать в тетради. - Квадраты или прямоугольники. - Можно, если отрезать углы и подставить их с другой стороны. - Прямоугольник. - Нам удобнее будет обводить 2-3 клеточки в тетрадках. Моделируют число. 1 вариант (101) ∙ 2 вариант (131)
∙ - Тремя цифрами, т.к. три разряда (единицы, десятки и сотни). - Сотни, т.к. это самые большие единицы счёта, потом десятки, а затем единицы. Записывают. 1 вариант – 101 2 вариант - 131 |
Таким образом, дети сами пришли к модели сотни, которая помогла далее работать над составом трёхзначного числа, а затем и над пониманием способа действий с трёхзначными числами. Естественно, что способ действия будет аналогичный тому, по которому дети выполняли вычисления с двузначными числами, но это «открытие» будет ещё впереди, а моделирование станет основой для этого «открытия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав двузначных чисел(Математика 2 класс)
Формировать умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, развивать вычислительный навык; логическое мышление; навыков решения задач; закрепить...
Урок по математике 1 класс по теме "Разрядный состав двузначных чисел"
Сценарий урока по учебнику Истоминой Н.Б. с использованием интерактивных игр "Ручеек" и "Карусель"...
Открытый урок по математике во 2 классе по теме: " Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Составление и решение задач".
Конспект открытого урока по математике во 2 классе по теме: " Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Составление и решение задач"....
План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".
План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...
2 класс "Чтение и запись двузначных чисел. Сравнение чисел в пределах 100"
Данный материал поможет учителю отработать материал по теме: "Чтение и запись двузначных чисел. Сравнение чисел в пределах 100"...
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: Состав двузначных чисел 11, 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Цель урока: Создание условий для закрепления знаний обучающихся по данной теме.Задачи урока:Образовательные:-развивать навыки устного счёта;-закрепить знания нумерации в пределах...
Письменный прием умножения двузначных чисел на двузначное число
Предметная область: математика, УМК « Школа России» Тип урока: урок «открытия» новых знаний....