Математика.
УМК: « Школа России».
Класс: 4.
Тема раздела: Умножение и деление.
Тема урока: Письменное умножение многозначного числа на однозначное.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Вид урока: Комбинированный.
Технологии: Информационно – коммуникационная технология, технология деятельностного подхода, проблемного диалога.
Методы обучения: Эвристический, методы проблемного обучения, наглядный, словесный, метод самооценки, метод рефлексии.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
Оборудование и источники информации:
Ресурсы:
1) основные: Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь по математике.
2) дополнительные: Методическое пособие, рабочие тетради, ЭОР – презентация, УМП «Математика» ( тренажёр), карточки с заданиями для самостоятельной работы, ноутбук, проектор, раздаточный материал (оценочные листы «Лестница успеха»), дидактический материал.
Цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, формирование образовательных компетенций обучающихся в предметной области «Математика» по теме «Письменное умножение многозначного числа на однозначное».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
- способствовать развитию интереса к математике;
- следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении;
- развивать доброжелательность, внимание к одноклассникам;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
Общеучебные:
–формировать умение осуществлять поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера, учить доказывать свою точку зрения;
- учить формулировать учебные задачи, подводить итог урока;
Логические: учить сравнивать, анализировать, развивать навыки логического мышления;
Регулятивные УУД:
- формировать умение осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- формировать умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- формировать умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы;
- формировать умение осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные УУД:
- учить формулировать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
- формировать умение оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах);
- формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, умение договариваться;
- формировать умение планировать учебное сотрудничество и согласованно выполнять совместную деятельность;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;
-создать условия для формирования у учащихся практических навыков умножения многозначного числа на однозначное, развивать навыки устного и письменного счёта;
Ожидаемые результаты:
Личностные: Обучающиеся научатся:
- сотрудничать со сверстниками;
- чувствовать ответственность за качество и результат выполняемой работы;
Метапредметные: Обучающиеся научатся:
- ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы;
- излагать своё мнение и аргументировать его;
Предметные: Обучающиеся научатся:
- составлять алгоритм умножения многозначного числа на однозначное;
- умножать многозначное число на однозначное, включая умножение именованных чисел.
Сценарий урока.
Этапы урока, цели. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД, формируемые на данном этапе |
1.Мотивирование к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
| Установка на урок математики. Слайд 1. Я рада приветствовать вас. Слайд 2. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно! Нас оно торопит в класс- Математика у нас! Подравнялись, подтянулись И друг другу улыбнулись. Садитесь. Проверьте осанку и настройтесь на работу. Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему. Также на уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы, а в конце урока нужно самим выставить себе общую отметку. Я вас попрошу быть внимательными, активными. |
Положительный эмоциональный настрой учащихся на совместную деятельность.
| Личностные : формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Проверка домашнего задания. Цель: выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.
| Проверка домашнего задания. 1. Проверим ваше домашнее задание, для этого проведём небольшой тест - вам нужно выбрать верный ответ. Работать будем в паре, задание выполнять на карточках. 2. ТЕСТ: Слайд 3. 1.Компоненты умножения : А) уменьшаемое, вычитаемое, разность Б ) множитель, множитель, произведение 2.От перестановки множителей произведение А) не меняется Б) меняется. 3.При умножении любого числа на 0 получается А) 1 Б) 0 4.При умножении любого числа на 1 получается А) 1 Б) тоже число 5.Чтобы найти неизвестный множитель, надо А) произведение умножить на известный множитель Б) произведение разделить на известный множитель 3. Проверка выполнения теста по эталону.
4. Самооценка: Оценочный лист: 1 ступенька «лестницы успеха». Оцените, как вы поработали. А чтобы оценить правильно, давайте вспомним: - - если я отвечал(а) без ошибок, то « !».
- - если я отвечал(а) с небольшими недочётами, то « +».
- - если я отвечал(а) с ошибками и мало работал, то «-».
- - если я не отвечал и просидел этот этап, то немедленно включаюсь в работу и оценю себя на следующем этапе
- Кто не допустил ни одной ошибки? Встаньте. - Кто сомневался, испытывал затруднения? Поставьте результаты работы в лист самооценки. Лист самооценки «Лестница успеха». № | Вид задания | Оценка: |
| Проверка домашней работы. |
|
| Математическая разминка. | |
| Целеполагание. | |
| Знание алгоритма умножения. | |
| Работа с учебником . | |
| Самостоятельная работа. |
|
| Итого: « !» ______, « +» _____, «-»_______. |
- Ребята, те кто получил « !» , « +» - это замечательно. Ваши знания нам пригодятся сегодня на уроке. | Проверяют, как поняли домашнее задание. Работают в парах.
Выполняют тест, отвечают на вопросы, доказывают, делают выводы Работают в парах.
Проводят самооценку.
Проговаривают причину затруднения.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
| Регулятивные: Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь работать в паре. |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания.
| Устный счёт: Работа по группам. | Математическая разминка. Предлагаю вам ответить на вопросы в быстром темпе: - Самая маленькая единица длины? - Отрезок, равный 100 см? - Расстояние равное 1000 метрам? - Промежуток времени в 100 лет? - Сколько хвостов у семи псов? (7) - Сколько пальчиков на руках у четырех мальчиков? (40) - Сколько ушей у пяти малышей? (10) -В вазе стояло 27 тюльпанов и 8 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (27) | Индивидуальная работа: Работа на ноутбуках (2 ученика).
УМП « Математика». Выполнение заданий на тренажёре по предыдущей теме. |
Оценочный лист: 2 ступенька «Лестницы успеха» 3. Самооценка: Ребята, оцените себя за устный счёт, поставьте результат в лист самооценки. |
2 ученика работают на ноутбуках, остальные обучающиеся отвечают на вопросы в быстром темпе.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности . |
Регулятивные УУД: умение мотивировать свои ответы.
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Физминутка. | Физминутка. Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Молодцы, работаем дальше. | Выполняют физминутку. | Здоровьесберегающие технологии. |
4.Создание проблемной ситуации. | Стадия вызова. Перед вами выражения (на доске). 17*5 217*4 5432 * 3 Что общего в записанных выражениях? Давайте найдём значения данных выражений? Какой пример при решении вызвал бы у вас затруднение? Почему? (Мы не умеем умножать четырёхзначные числа на однозначное.) | Закрепляют умение решать примеры изученных видов.
| Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
5.Формулирова-ние темы и цели урока.
| Целеполагание. Слайд 4. -Появилась проблема, мы не умеем решать такие примеры. - Кто может сформулировать тему урока? (Умножение многозначного числа на однозначное.) - Чему будем учиться? Какую цель вы поставите перед собой на уроке? ( Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ решения.) Совершенно верно. Молодцы. Ребята, оцените себя за умение определять цель урока (целеполагание), поставьте результат в лист самооценки. Оценочный лист: 3 ступенька «Лестницы успеха» | Формулируют тему урока
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
| Регулятивные УУД: уметь определять тему урока и формулировать цель на уроке с помощью учителя, пошаговый контроль по результату. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
6.Открытие» детьми нового знания. Цель: поиск новых знаний учащимися путем сопоставления, рассуждения, анализа.
| 1. Поиск новых знаний. Проблема: не умеем умножать многозначные числа на однозначное число. - Подумайте, каким образом мы будем добывать новые знания? Я предлагаю вам два способа открытия новых знаний. - Способ: Мы можем послушать объяснение учителя, я вам сама объясню материал.
- Способ: Добыть знания самим, на основе ранее полученных знаний.
- Что вы выбираете? - Ваши предложения? (Попробуем добыть знания сами.) Решать поставленную вами цель будем вместе. - Ребята, давайте вспомним ,что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия). Мы знаем алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное? - А как вы думаете, будет ли он отличаться, если будем умножать многозначное число на однозначное? - Значит, как будем умножать? - Вспомним, как умножали трёхзначные числа и составим алгоритм . - С чего начнём? (с единиц)
2. Составление алгоритма. Алгоритм выполнения действия. Слайд 5. 1.Записываю пример. 2. Умножаю единицы. Результат пишу под единицами. 3.Умножаю десятки. Результат пишу под десятками. 4.Умножаю сотни. Результат пишу под сотнями. 5. Умножаю единицы тысяч. Результат пишу под единицами тысяч. 6. Умножаю десятки тысяч. Результат пишу под десятками тысяч. 7. Читаю ответ. Где вы можете проверить правильность своих рассуждений? (прочитать в учебнике) 3. Работа с учебником. Откройте учебники, чтение и сравнение алгоритма: страница 77. - Мы правильно рассуждали? Вывод: Мы открыли алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Благодаря алгоритму мы сможем выполнить умножение без ошибок. Запомните, математика – точная наука. Записываем единицы точно под единицами, десятки под десятками и т. д. Алгоритм составлен , кто желает побывать в роли «учителя» и объяснить, как выполнить последний пример на умножение многозначного число на однозначное? 4. Объяснение темы учеником. «Учитель» объясняет тему, используя составленный алгоритм. 5. Самооценка. Оценочный лист: 4 ступенька «Лестницы успеха». |
Высказывают предположения, добывают новые знания, используя жизненный опыт, информацию полученную на уроке.
Вспоминают алгоритм умножения трёхзначного числа.
Составляют алгоритм выполнения действий.
Работают с информацией в учебнике.
Ученик в роли «учителя», объясняет темы урока, используя составленный алгоритм.
Осуществляют самооценку . | Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания. Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового успеха. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение ориентироваться в учебнике. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Познавательные УУД: умение ориентироваться на учебник.
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. |
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать актуализацию умений решать примеры с именованными числами.
| 1.Решение у доски с комментированием. Закрепим полученные знания, учебник, страница 77 , №333 (1). Давайте решим примеры для закрепления. 2. Решение у доски с комментированием. Слайд 6. В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. - 2 км 425 м х 8
- 5 кг 254 г х 4
3.Самооценка. Оценочный лист: 5 ступенька «Лестницы успеха». | Комментируя, решают примеры на умножение многозначного числа на однозначное. Комментируя, решают примеры на умножение именованных чисел. Осуществляют самооценку . | Познавательные: общеучебные: привитие навыков самостоятельного усвоения учебного материала; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, развивать умение слушать и понимать других. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать выполнение самостоятельной работы на применение новых знаний, организо-вать взаимопроверку. | 1.Самостоятельная работа. Проведём небольшую самостоятельную работу. Проверьте, правильно ли решены данные примеры. Найдите ошибки и вычислите их правильно: слайд 7. 7 327 16 145 * 6 * 4 (43962) (64580) Молодцы. Вы быстро справились с работой. Работа в парах. Взаимопроверка. Проверяем примеры. - Кто нашёл ошибки? - Кто испытывал затруднения? | Находят ошибки в решении, доказывают правильность решения.
Взаимопроверка по эталону. Проверяют примеры по слайду № 14. | Познавательные: общеучебные: привитие навыков самостоятельного усвоения учебного материала; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
Электронная физминутка для глаз. | Электронная физминутка для глаз. Слайд 8. | Выполняют физминутку . | Здоровьесберегающие технологии. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( продолжение) Цель: организовать выполнение самостоятельной работы на применение новых знаний по уровням. | 1.Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями. (карточки каждого уровня определённого цвета) 1 уровень: решить примеры на умножение, записывая их в столбик. 4455 * 3 2298*5 4359* 2 2 уровень: найти среди этих примеров примеры на умножение и реши их. - увеличить 6 075 на 6 - увеличить 6 175 в 5 раз - уменьшить 5 643 в 3 раза - увеличить 5 643 в 4 раза 3 уровень: из двух задач выбери и реши только одну, связанную с действием умножения.Задача 1В Арктике грозы бывают очень редко(менее одного раза в год) и напротив – в Центральной Америке могут быть до 216 раз в году. Вычисли количество гроз в месяц в Центральной Америке. Решение: 1) 216 : 12 = 18(г.) Ответ: 18 гроз в месяц. Задача 2 Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка? Решение: 1) 80 * 60 = 4800(в.) 2) 4800 * 60 = 288 000(в.) Ответ: 288 000 взмаха. 2.Самопроверка: Ребята, все задания 1, 2 и 3 уровня с «сюрпризом», «ключи» на обратной стороне карточки. 3. Самооценка. Оценочный лист: 6 ступенька. |
Выбирают примеры и задачи по уровням и решают их.
Осуществляют самопроверку. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности . | Познавательные: общеучебные: привитие навыков самостоятельного усвоения учебного материала; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, умение структурировать знания.
Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные: Контроль и самооценка результатов деятельности. |
8.Итог урока: Цель: подведение итогов, осознание метода построения границ применения нового знания. | 1.Подведение итогов. Наш урок подошел к концу. Слайд 9. - С каким новым способом умножения мы с вами сегодня познакомились? Давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? - Достигли ли вы этих целей? 2.Прием «Незаконченное предложение» . -Я научился… -Надо ещё поработать…. - Мне удалось… -Самым трудным было … 3.Применение знаний. - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? | Вспоминают поставленную цель в начале урока, делают выводы по уроку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. |
Домашнее задание. Цель: намечают перспективу последующей работы.
| 1.Инструктаж по домашнему заданию: Слайд 10. - Вам нужно потренироваться дома. Послушайте, что нужно подготовить к следующему уроку. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся задание. 1.Правило, стр. 77 № 333 (2). 2. Составить 3 примера на умножение многозначных чисел на однозначное с «сюрпризом» (ответы на перевёрнутой стороне листа) для своих одноклассников, а на следующем уроке вы будете меняться примерами и решать их. Возможно, кто-то выполнит все задания. | Выбирают и записывают домашнее задание. | Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
|
9.Рефлексия учебной деятельности Цель: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.
| 1.Лестница успеха. Слайд 11. Подсчитайте результаты в оценочном листе и мысленно выберите ту ступеньку «Лестницы успеха», на которую вы поднялись. Нижняя ступенька: Я приложил мало усилий, поэтому не понял, у меня ничего не получилось; Средняя ступенька: Я работал, но не все получилось, у меня были проблемы; Верхняя ступенька: Я работал хорошо и продвинулся вперед, мне всё удалось. 2.Выбор настроения, впечатления от урока. На доске прикреплён круг от солнышка, на столах лучики и облачка. Если понравилось занятие, и было интересно, прикрепить к солнышку лучики желтого цвета . Было неинтересно - прикрепить облачка голубого цвета. Оценивание работы. - Я довольна вашей работой на уроке. Молодцы! | Осуществляют рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.
Дети делятся впечатлениями об уроке и оценивают свою работу. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
Приложение
ТЕСТ: 1.Компоненты умножения : А) уменьшаемое, вычитаемое, разность Б ) множитель, множитель, произведение 2.От перестановки множителей произведение А) не меняется Б) меняется. 3.При умножении любого числа на 0 получается А) 1 Б) 0 4.При умножении любого числа на 1 получается А) 1 Б) тоже число 5.Чтобы найти неизвестный множитель, надо А) произведение умножить на известный множитель Б) произведение разделить на известный множитель
| ТЕСТ: 1.Компоненты умножения : А) уменьшаемое, вычитаемое, разность Б ) множитель, множитель, произведение 2.От перестановки множителей произведение А) не меняется Б) меняется. 3.При умножении любого числа на 0 получается А) 1 Б) 0 4.При умножении любого числа на 1 получается А) 1 Б) тоже число 5.Чтобы найти неизвестный множитель, надо А) произведение умножить на известный множитель Б) произведение разделить на известный множитель
|
Лист самооценки «Лестница успеха». Лист самооценки «Лестница успеха».
№ | Вид задания | Оценка: |
| Проверка домашней работы. |
|
| Математическая разминка. | |
| Целеполагание. | |
| Знание алгоритма умножения. | |
| Работа с учебником . | |
| Самостоятельная работа. |
|
| Итого: « !» ______, « +» _____, «-»_______. |
№ | Вид задания | Оценка: |
| Проверка домашней работы. |
|
| Математическая разминка. | |
| Целеполагание. | |
| Знание алгоритма умножения. | |
| Работа с учебником . | |
| Самостоятельная работа. |
|
| Итого: « !» ______, « +» _____, «-»_______. |
Лист самооценки «Лестница успеха». Лист самооценки «Лестница успеха».
№ | Вид задания | Оценка: |
-
| Проверка домашней работы. |
|
| Математическая разминка. | |
-
| Целеполагание. | |
| Знание алгоритма умножения. | |
| Работа с учебником . | |
| Самостоятельная работа. |
|
| Итого: « !» ______, « +» _____, «-»_______. |
№ | Вид задания | Оценка: |
| Проверка домашней работы. |
|
| Математическая разминка. | |
| Целеполагание. | |
| Знание алгоритма умножения. | |
| Работа с учебником . | |
| Самостоятельная работа. |
|
| Итого: « !» ______, « +» _____, «-»_______. |
1 уровень: решить примеры на умножение, записывая их в столбик. 4455 * 3 2298*5 4359* 2
| 2 уровень: найти среди этих примеров примеры на умножение и реши их. - увеличить 6 075 на 6 - увеличить 6 175 в 5 раз - уменьшить 5 643 в 3 раза - увеличить 5 643 в 4 раза
| 3 уровень: из двух задач выбери и реши только одну, связанную с действием умножения.Задача 1В Арктике грозы бывают очень редко (менее одного раза в год) и напротив – в Центральной Америке могут быть до 216 раз в году. Вычисли количество гроз в месяц в Центральной Америке. Задача 2 Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка? |
1 уровень: решить примеры на умножение, записывая их в столбик. 4455 * 3 2298*5 4359* 2
| 2 уровень: найти среди этих примеров примеры на умножение и реши их. - увеличить 6 075 на 6 - увеличить 6 175 в 5 раз - уменьшить 5 643 в 3 раза - увеличить 5 643 в 4 раза
| 3 уровень: из двух задач выбери и реши только одну, связанную с действием умножения.Задача 1В Арктике грозы бывают очень редко (менее одного раза в год) и напротив – в Центральной Америке могут быть до 216 раз в году. Вычисли количество гроз в месяц в Центральной Америке. Задача 2 Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка? |
3 уровень: Задача 2 Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка? Решение: 1) 80 * 60 = 4800(в.)- за 1 минуту. 2) 4800 * 60 = 288 000(в.) Ответ: 288 000 взмахов сделает эта птичка за час.
| 2 уровень: - увеличить 6 175 в 5 раз (30875) - увеличить 5 643 в 4 раза (22572)
| 1 уровень: 13365 11490 8718
|
3 уровень: Задача 2 Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка? Решение: 1) 80 * 60 = 4800(в.)- за 1 минуту. 2) 4800 * 60 = 288 000(в.) Ответ: 288 000 взмахов сделает эта птичка за час.
| 2 уровень: - увеличить 6 175 в 5 раз (30875) - увеличить 5 643 в 4 раза (22572)
| 1 уровень: 13365 11490 8718 |