Урок обобщения и систематизации знаний по математике по теме "Четырёхзначные числа"
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний по математике по теме "Четырёхзначные числа" с элементами краеведения. Проект урока подходит для использования по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 40.27 КБ |
urok_matematiki_chetyryohznachnye_chisla.ppt | 2.02 МБ |
карточки для работы в паре | 13.15 КБ |
лист продвижения по теме заполняется учащимися с начала изучения темы | 13.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа»
Мамонтовского района Алтайского края
Урок обобщения и систематизации знаний по теме:
«Нумерация четырёхзначных чисел.
Умножение на 100, 1000»
Иванова Ю. В.,
учитель начальных классов
с. Мамонтово
2019 год
Цель урока: выявление уровня знаний и умений о четырехзначных числах в ходе практической работы.
Задачи урока:
- Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к изучению математики, навыки самосовершенствования.
- Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, рефлексия способов и условий действия; развивать коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
- Образовательная:
-систематизировать знания о нумерации четырёхзначных чисел; формировать умение умножать на 100, 1000;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-формировать у обучающихся способность к рефлексии; отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре, группе.
Оборудование: проектор, презентация, заготовленные карточки с заданиями, калькулятор.
Планируемый результат:
- Личностный: осознают ценность изучения математики, проявляют навыки самосовершенствования.
- Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Предметный: демонстрируют знания по нумерации четырехзначных чисел, применяют вычислительные навыки.
Принцип природосообразности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
- Комплексное применение и систематизация знаний.
- Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
- Рефлексия учебной деятельности.
Список литературы:
1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2. Учебник Н.Б. Истомина "Математика 3", часть 2 / Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014;
3. Н.Б.Истомина, З. Б. Редько «Тетрадь по математике 3» часть 2, /Смоленск «Ассоциация XXI век», 2018.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
Приветствие. Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Чтобы всё на уроке получилось, какими нужно быть? Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. (слайд1) | Настрой на урок. Внимательными, собранными … Работа в тетради. |
| |
Назовите тему, над которой мы работали в течение последних уроков. (Слайд 2) Чему мы учились на уроках по теме? Какую цель на сегодняшний урок поставим? (Слайд 3) Сегодня на уроке наша задача оценить свои знания по теме, совершенствовать свои вычислительные навыки, подготовиться к контрольной работе по теме. Как мы это будем делать? В течение урока, выполняя различные задания, вы будете заполнять лист продвижения по теме, где будете оценивать свои знания и умения по теме «Четырёхзначные числа» и отмечать продвижение. Надеюсь, в конце урока каждый из вас повысит свой уровень знаний по теме.
Какие знания необходимы, чтобы безошибочно читать, записывать, сравнивать четырёхзначные числа? Математика – гимнастика для ума. Любые тренировки начинать нужно с разминки. Начнём нашу работу с разминки.
Блиц-опрос Правила: отвечать нужно быстро и чётко
Молодцы! С заданием справились. У кого были затруднения? Кто безошибочно смог ответить на все вопросы? Оцените, насколько хорошо вы знаете последовательность и название четырёхзначных чисел в листе продвижения. 2) А сейчас мы проведём математический диктант, в котором оценим, насколько хорошо вы научились записывать четырёхзначные числа, для этого вспомним и узнаем некоторые факты о родном селе. Чтение и запись многозначных чисел. - Посмотрите, как красиво наше село (фото на слайде 4) Наше село основано в 1780 году.(слайд 5) Запишите это число в тетрадях. Что вы можете сказать об этом числе? Запишите данное число в виде суммы разрядных слагаемых. - До 1922 года наше село носило другое название, какое? Запишите год, с которого наше село носит название Мамонтово. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. - Запишите в таблице число, обозначающее площадь Мамонтовского района - 2297. (Что значит «занимает площадь»?) Подчеркните общее число десятков в числе. - Запишите численность населения нашего села – 9400 человек. (подчеркни, сколько сотен в этом числе) Давайте проверим, все ли числа вы записали верно. Верно ли записаны два первых числа в виде суммы разрядных слагаемых? (слайд 6) Подчеркните и назовите числа, в записи которых использованы одинаковые цифры. Выпишите эти числа в порядке убывания. Проверьте правильность (слайд 7)Что общего между этими числами? Расскажите всё о самом большом четырёхзначном числе из записанных чисел. Какие ещё четырёхзначные числа можно записать, используя цифры 9, 0, 4 Предлагаю, чтобы не пропустить ни одного числа, записать сначала числа, у которых в разряде тысяч цифра 9, а затем с цифрой 4 в разряде единиц тысяч. Проверьте (слайд 8) Какое из записанных чисел самое большое? Почему? Самое маленькое? Почему нельзя записать другие числа? Если вы записали всё правильно, а в листах продвижения оцените свою работу. Какие умения будем оценивать? (запись четырёхзначных чисел, умение записывать четырёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых) С самого раннего возраста человек сталкивается с необходимостью считать. Вся наша жизнь состоит из арифметики. Всюду и повсеместно, каждое мгновение наша жизнь наполнена цифрами и числами: день недели, год, масса при рождении, рост, количество калорий в пирожном, сколько дней осталось до каникул… Мы очень редко задумываемся о значимости чисел в нашей жизни. Но заинтересовавшись, порой узнаем о них столько интересного… Послушайте стихотворение и подумайте, о каком важном свойстве цифры 0 идёт речь. Сценка про цифру 0 Вот это ноль иль ничего Послушай притчу про него. Сказал веселый, круглый ноль Соседке единице: - С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Она окинула его Сердитым грозным взглядом: - Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом! Ответил ноль: - Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою. Так одинока ты сейчас, Мала и худощава, Но будешь больше в десять раз, Когда я буду справа. Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Мы двойку в двадцать превратим. Из троек и четверок Мы можем, если захотим, Составить тридцать, сорок. Пусть говорят, что мы ничто, - С двумя нолями вместе Из единицы выйдет сто, Из двойки – целых двести! О каком важном правиле записи и чтения чисел говорится в этом стихотворении? (Слайд 9) Великим достижением математиков было изобретение десятичной системы записи чисел. В ней используются только десять цифр – их обычно называют арабскими: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 В этой системе значение цифры зависит от того, в каком разряде она находится. Поэтому система называется позиционной. (Слайд 10) Изобретение десятичной системы заняло несколько веков. А самая главная трудность состояла… в отсутствии цифры 0, которая показывает отсутствие единиц соответствующего разряда. Цифра 0 была изобретена в Индии только в IX в. А в наши дни мы пользуемся этим величайшим открытием древних математиков. И сегодня на уроке цифра ноль для нас главная! Как вы думаете, почему в листе продвижения по теме пустые строчки? Ребята для процветания нашему селу нужны умные и трудолюбивые люди, умеющие упорно добиваться своей цели и которые заботятся о своём здоровье. Вы готовы к открытию нового знания? Чтобы открыть новый секрет чисел нам нужно быть внимательными и наблюдательными, поэтому предлагаю выполнить упражнения на внимание. (Физминутка: упражнения на внимание)
Запишите число 1 (Какое это число?), увеличьте его в 10 раз (Что значит увеличить число в 10 раз?) Запишите полученное число, отступив клетку справа , полученное число увеличьте в 10 раз, запишите результат, полученное число увеличьте в 10 раз, запишите значение произведения.
1 10 100 1000 (слайд 11) Можно ли сказать, что у нас записаны разрядные единицы? Как по-разному можно прочитать получившиеся числа? Что обозначает в каждом числе цифра 1? Каким правилом вы пользовались, когда при умножении числа на 10?
Как вы думаете, есть ли подобное правило для умножения числа на 100? На 1000? Давайте проверим наши предположения. Как будем проверять? Вычислите в парах значение выражений на карточках, заменяя умножение сложением (карточки с заданием) + слайд 12 100*3=100+100+100 100*5=100+100+100+100+100 100*9=100+100+100+100+100+100+100+100+100 Каким свойством умножения воспользуемся, чтобы вычислить: 3*100 5*100 9*100 Сделайте вывод об умножении на число 100 и запишите его в таблицу на карточку! Каким правилом можно пользоваться при умножении любого числа на 100? Вывод (слайд 13) Аналогичную работу проведём для самого маленького четырёхзначного числа. Какого? Заполняем карточку в парах, проверяем работу друг друга. (слайд 13) Сделаем вывод (слайд 14) Можно ли составить общее правило на умножение любого числа на 10, 100, 1000? (слайд 15) Для чего нам нужно эти правила? Может быть, на калькуляторе вычислять быстрее? Давайте посоревнуемся с вычислительной техникой. Я буду называть пример, гости попробуют вычислять на калькуляторе, а ребята, пользуясь правилом умножения на 10,100, 1000, будут записывать только ответы, называя полученный результат по «цепочке». Заодно, проверим и наш вывод с помощью калькулятора, всегда ли он действует или даёт сбой. 5*100, 1000*9, 25*100, 1000*5, 7*100, 36*100, 1000*4, 0*100, 8*100, 1000*7, 16*100, 25*100, 100*40, 75*100, 4*1000
Ребята, какой вывод вы сделали об умножении счислами 100, 1000. Повторите этот вывод каждый своему соседу по парте. Можно в листах продвижения по теме заполнить пустую строку? Как сформулируем? В конце урока по итогам выполнения практических упражнений оценим своё новое умение. | Четырёхзначные числа Выполняя различные задания. Отвечают на вопросы
Ученики оценивают себя в листах продвижения Самопроверка с числами на доске. 9400, 2297, 1922 9400, 9040, 9004 4900,4090, 4009 Т.к в записи чисел есть 0 Самооценивание своих умений в листах продвижения Ребята разыгрывают сценку
Значение места\позиции цифры в числе очень важно! Значение числа зависит от места, которое цифра занимает в числе Показ слайдов
Слайд с записанными числами (1 десяток, 1 сотня, 10десятков, 1 тысяча, 10 сотен, 100 десятков) Дети высказывают предположения Выполним задания. Работают в парах, ответы записывают на карточках. Переместительным а * 100= а__ а * 100= а00 При умножении на 100 можно к числу приписать справа два нуля При умножении числа на 1000 можно к числу справа приписать три нуля.
Для быстроты вычислений. Соревнование на быстроту вычислений: дети по цепочке записывают и называют ответы, гости считают на калькуляторе Я знаю или я умею … умножать на число 100, 1000 |
Упражнение в применении правил умножения на 100 и 1000 | |
Правило умножения с числами 100, 1000, вы знаете, что необходимо сделать, чтобы мы эти правила научились их применять?
Что нужно сделать в задании? Как будете выполнять? Нужно посмотреть на значение произведения, сравнить с известным множителем, сколько нулей добавилось. Если в записи значения произведения добавились 2 нуля, то умножали на 100, если 1, то на 10. (по вариантам) После выполнения организуется взаимопроверка.
Взаимопроверка с оцениванием. Оценим, всё ли получилось сделать правильно.
Перед выполнением этого задания предлагаю повторить таблицу умножения. Фиксируем время выполнения работы, работаем быстро и слаженно, как единая команда. Выпишите из таблицы все числа, которые делятся на 4.(можно сказать, что они чётные?) Используя правило умножения на 100, увеличьте их в 100 раз. Какие числа получились? Однозначные числа увеличьте в 1000 раз. Кто сможет, увеличьте и двузначные числа, а результат запишите. Самопроверка на доске Выполнение задания ТПО с.53 №81 | Выполнить задания Учащиеся работают по вариантам, осуществляют взаимопроверку. Критерии оценивания:
Пара, выполнившая задание первой, зачитывает равенства. Оцените своё умение умножать на 100, 1000 Знание табличных случаев, свойства умножения По цепочке на время дети записывают числа из таблицы, называя множители. взаимопроверка
|
Обобщение и систематизация знаний | |
Подведение итога урока. Рефлексия. | |
Оцените свою работу на уроке. В листах продвижения отметьте свой уровень освоения темы. Кому удалось сегодня повысить собственный уровень по теме «Четырёхзначные числа»? Как будут называться, по-вашему мнению, следующие числа? Почему? Какие разряды появятся в 5-значных, 6-значных числах? Как вы думаете, будут ли выполняться все математические операции с этими числами также, как с 4-значными? Где мы можем использовать полученные знания? Кто приобрёл новые знания по теме? Кто смог сам сделать вывод? Какие новые умения вписали в лист продвижения? Где можно использовать новое умение? Кто еще не очень доволен своими достижениями? Почему? Над чем стоит поработать? А сейчас сдайте листы продвижения по теме, я сравню вашу оценку каждого умения со своей. Проверим, совпадут ли наши оценки. Насколько правильно вы оценили уровень прохождения темы, покажет контрольная работа по теме работа по теме. Оцените свою работу на уроке, выбрав подходящее выражение, хлопнув в ладоши: СЛУШАЛ КРАЕМ УХА ШЕВЕЛИЛИ МОЗГАМИ СЧИТАЛ ВОРОН ЛОМАЛ ГОЛОВУ НАБИРАЛСЯ УМА ХЛОПАЛ УШАМИ РАБОТАЛ В ПОТЕ ЛИЦА
Домашнее задание: придумать и записать на листке 20 примеров для своего товарища для проверки умения умножать на 100, 1000. | Учащиеся оценивают свою работу, делают отметки в листе продвижения по теме |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
15 марта. Классная работа.
ЧЕТЫРЁХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА
Цель: -оценить знания по теме; -выявить и устранить затруднения; -подготовиться к контрольной работе по теме.
Проверь: 1780=1000+700+80 1922=1000+900+20+2 229 7 94 00
9400, 2297, 1922
9040 9004 4900 4090 4009
Великим достижением математиков было изобретение десятичной системы записи чисел. В ней используются только десять цифр – их обычно называют арабскими : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 В этой системе значение цифры зависит от того, в каком разряде она находится. Поэтому система называется позиционной .
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Изобретение десятичной системы заняло несколько веков. А самая главная трудность состояла… в отсутствии цифры 0, которая показывает отсутствие единиц соответствующего разряда. Цифра 0 была изобретена в Индии только в IX в.
1 10 100 1000
Умножение на 100 100 * 3 100 * 5 100 *9 3 * 100 5 *100 9 *100
Умножение на 1000 1000 * 3 1000 * 5 1000 *9 3 * 1000 5 *1000 9 *1000
Запиши ответ
Проверь 8 12 16 20 24 28 32 36
Проверь 400 800 1200 1600 2000 2400 2800 3200 3600
Проверь 4000 8000 12000 16000 20000 24000 28000 32000 36000
СЛУШАЛ КРАЕМ УХА ШЕВЕЛИЛ МОЗГАМИ СЧИТАЛ ВОРОН ЛОМАЛ ГОЛОВУ НАБИРАЛСЯ УМА ХЛОПАЛ УШАМИ РАБОТАЛ В ПОТЕ ЛИЦА
Домашнее задание Придумать и записать на листке для товарищей 20 примеров (по 10 с умножением на 100 и на 1000)
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Умножение с числом 100 | Умножение с числом 1000 |
Вычислите значение выражений, заменяя умножение сложением 100×3=________________________________ 100×5= ________________________________ 100×9=________________________________ ______________________________________ Пользуясь переместительным свойством умножения, вычислите: 3×100=________________________________ 5×100=________________________________ 9×100=________________________________ | Вычислите значение выражений, заменяя умножение сложением 1000×3=________________________________ 1000×5= _______________________________ 1000×9=________________________________ _______________________________________
Пользуясь переместительным свойством умножения, вычислите: 3×1000=________________________________ 5×1000=________________________________ 9×1000=________________________________ |
Сделай вывод: а × 100 = а___ 100 × а = а___
При умножении с числом 100 можно к числу приписать справа ____ нуля | Сделай вывод: а × 1000= а____ 1000 × а = а_____ При умножении с числом 1000 можно к числу приписать справа ____ нуля |
Умножение с числом 100 | Умножение с числом 1000 |
Вычислите значение выражений, заменяя умножение сложением 100×3=________________________________ 100×5= ________________________________ 100×9=________________________________ ______________________________________
Пользуясь переместительным свойством умножения, вычислите: 3×100=________________________________ 5×100=________________________________ 9×100=________________________________ | Вычислите значение выражений, заменяя умножение сложением 1000×3=________________________________ 1000×5= _______________________________ 1000×9=________________________________ ________________________________________
Пользуясь переместительным свойством умножения, вычислите: 3×1000=________________________________ 5×1000=________________________________ 9×1000=________________________________ |
Сделай вывод: а × 100= а___ 100 × а = а___ При умножении с числом 100 можно к числу приписать справа ____ нуля | Сделай вывод: а × 1000= а____ 1000 × а = а___ При умножении с числом 1000 можно к числу приписать справа ____ нуля |
Предварительный просмотр:
ФИ | |||
Оцени свои знания и умения по теме «Четырёхзначные числа» по четырёхбалльной системе: 3 - самостоятельно, правильно выполняю задания 2 - допускаю при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые могу исправить сам 1 - допускаю много ошибок, нужно подучить 0 – ничего не знаю по теме | |||
Я знаю: | 7.03 | 15.03 | 21.03 |
последовательность и название чисел от 1 до 9999 | |||
соотношение разрядных единиц | |||
разрядный состав чисел | |||
Я умею: | |||
читать и записывать четырёхзначные числа | |||
сравнивать четырёхзначные числа | |||
указывать число единиц каждого разряда в четырёхзначном числе | |||
представлять четырёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых | |||
Выполнение контрольной работы | отметка |
ФИ | |||
Оцени свои знания и умения по теме «Четырёхзначные числа» по четырёхбалльной системе: 3 - самостоятельно, правильно выполняю задания 2 - допускаю при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые могу исправить сам 1 - допускаю много ошибок, нужно подучить 0 – ничего не знаю по теме | |||
Я знаю: | 7.03 | 15.03 | 21.03 |
последовательность и название чисел от 1 до 9999 | |||
соотношение разрядных единиц | |||
разрядный состав чисел | |||
Я умею: | |||
читать и записывать четырёхзначные числа | |||
сравнивать четырёхзначные числа | |||
указывать число единиц каждого разряда в четырёхзначном числе | |||
представлять четырёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых | |||
Выполнение контрольной работы | отметка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Материал презенации поможет обобщить и систематизировать знания по теме "Глагол" в 3 классе...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе"
Предлагаю модель проблемно-диалогического урока русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" в 4 классе по ФГОС. К уроку предлагается красочная презентация. Изюминкой урока яв...
Урок обобщения и систематизации знаний "Перенос слов", 1 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Урок обобщения и систематизации знаний способствует приведению в единую систему полученных по этой теме знаний....
Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».
Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...
Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс
Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова...
- Мне нравится (1)