Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике

Слепова Ольга Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_nauki.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Приложение №1  к образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №4 от

«16» мая 2019г.

Согласовано:

 Зам.дир. по ВР

Громовая С.И

________________

 «30» августа 2019г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

___________  Т.В. Бачинина              

Приказ № 295 от «30» августа. 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ НАУКИ

начальное общее образование

(уровень образования)

2019-2020 учебный год

(срок реализации программы)

Слепова Ольга Ивановна

Оглавление

  1. Аннотация к рабочей программе
  2. Планируемые результаты изучения учебного курса
  3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности .
  4. Тематическое планирование

  1.   АННОТАЦИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательные науки» составлены  в соответствии с нормативными документами:

  • Закона от 29.12.2013 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785); на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  
  • О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  • Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  • Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Это программа обучения на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ НАУКИ» (1 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-осознание роли математики в жизни людей;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

-работать по предложенному учителем плану;

-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД :

-осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-слушать и понимать речь других;

-работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и -сотрудничества.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-понимать, как люди учились считать;

-работать с пословицами, в которых встречаются числа;

-выполнять интересные приёмы устного счёта;

-находить суммы ряда чисел;

-решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

-разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

-находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

-анализировать расположение деталей ( треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ НАУКИ» (2 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Обучающиеся должны знать:

-правила правописания слов с изученными орфограммами;

-признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

-главные члены предложения;

-состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

-различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;

-разбирать предложения по членам предложения;

-обозначать на письме интонацию перечисления;

-разбирать слова по составу;

-проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

-писать правильно слова с удвоенными согласными;

-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;

-определять число, время глаголов;

-писать НЕ с глаголами;

-работать со словарем;

-группировать и подбирать слова на определенные правила;

-различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

-составлять рассказы по картинке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ НАУКИ» (3  класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Обучающиеся должны знать:

-правила правописания слов с изученными орфограммами;

-признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

-главные члены предложения;

-состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

-различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;

-разбирать предложения по членам предложения;

-обозначать на письме интонацию перечисления;

-разбирать слова по составу;

-проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

-писать правильно слова с удвоенными согласными;

-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;

-определять число, время глаголов;

-писать НЕ с глаголами;

-работать со словарем;

-группировать и подбирать слова на определенные правила;

-различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

-составлять рассказы по картинке.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                          (1 класс)

1. Исторические сведения о математике (4ч)

Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.

2. Числа. Арифметические действия (7 ч)

Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

3.В мире ребусов (6 ч)

Числовые головоломки. Заполнение судоку Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.

4. Мир занимательных задач(8ч)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.

5. Геометрическая мозаика (8 ч)

Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Танграм.

Основные виды деятельности обучающихся:

-      решение занимательных задач;

-      оформление математических газет;

-      знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-      проектная деятельность

-      самостоятельная работа;

-      работа в парах, в группах;

-      творческие работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                          (2 класс)

1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

2.Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

3.Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

4. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

5.Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

 6.Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

7.Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

8.Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

9.Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

 10.Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

11.Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

12.Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

13.В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

14.В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

15.Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

 16.Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 17.Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

 18.Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 19.Шарады и логогрифы (2ч.)

 Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

 20.Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

 21.Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

 22.КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Формы проведения занятий

·         лекции;

·         практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·         анализ и просмотр текстов;

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(3 класс)

1.Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности –

фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука».

Составление транскрипций. Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций

с этими словами.

 «Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу

«Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

2.Лексикология (27 Часов)

Имена вещей.

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Лексическое значение слов.

Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов - омонимов».

Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Об одном и том же - разными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Как возникают названия. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Слова – антиподы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Словари «чужих» слов. Р

ассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Капитан и капуста. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

 «Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Слова, придуманные писателями.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Слова  уходящие и слова – новички. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

Смуглая Чернавка. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Какой словарь поможет избежать ошибок? Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Словарь- грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Научная этимология. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Какие бывают имена? 

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Древнерусские имена. 

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Отчество и фамилия. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Надо ли останавливаться перед зеброй? 

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Формы проведения занятий

-лекции;

-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-анализ и просмотр текстов;

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(1 класс)

№ п/п

        Название темы

Количество часов

Теоретических

Практических

1

Исторические сведения о математике.

     4 ч.

      2 ч.

       2 ч.

2

Числа. Арифметические действия.

    7 ч.

       2 ч.

      5 ч.

3

В мире ребусов.

     6 ч.

       1 ч.                    

      5 ч.

4

Мир занимательных задач.

    8 ч.

       ----

       8 ч.

5

Геометрическая мозаика.

     8 ч.

        1 ч.

       7 ч.

                     

                             ВСЕГО

     33 ч.

        6 ч.

      27 ч.

                   33 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2 класс)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Сказочное царство слов .  

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого 34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(3 класс)

Разделы /темы

Количество часов

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Лексикология (27 часов)

8

Имена вещей.

1

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Капитан и капуста.

1

20

«Он весь свободы торжество».

1

21

Мы говорим его стихами.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

Смуглая Чернавка.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Какие бывают имена?

1

32

Древнерусские имена.

1

33

Отчество и фамилия.

1

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...