Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс)
Занимательная математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.pdf | 112.72 КБ |
zanimatelnaya_matematika.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по воспитательной работе __________/Гудков С.А. _______ сентября 2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 9 г. Холмска: ____________ / Е.В.Гололобова ______сентября 2019 г приказ № |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для обучающихся 3Г класса
Срок реализации 2019-2020 год
Классный руководитель: Логинова А.А.
2019-2020 год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения);
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие высших психических функций. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
На занятиях внеурочной деятельности в процессе логических упражнений обучающиеся с ОВЗ практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют обучающихся выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у обучающихся с ОВЗ к мыслительной деятельности.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные обучающимися при изучении письма и развития речи, рисования, чтения и развития речи, окружающего мира и т.д.
Цель программы: развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательности.
Задачи:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся с ОВЗ;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Место курса в учебном плане:
Данная программа реализуется во внеурочной деятельности. На изучение программы во 2 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).
Планируемые результаты:
В результате реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» обучающиеся с ОВЗ должны:
- научиться решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи;
- решать логические упражнения;
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно вести исследовательские записи,
-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства ответственности, сплоченности коллектива;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры;
- действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы), записи и выполнения алгоритмов; - умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание программы:
- Вводное занятие.
Знакомство с работой в группе (для чего нужна внеурочная деятельность, чем обучающиеся будут заниматься на занятиях и как будем работать).
Практическая работа: занимательные задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».
- Как предметы можно измерять на глаз.
Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число.
Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Задумай число».
- Сравнение фигур.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.
Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».
- Игра «Задумай число».
Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а.
Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок».
Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). Задачи в стихах на разностное сравнение. Задачи – смекалки. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).
- Математическая газета.
Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).
Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).
- Загадочные слова.
Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 20. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задачи – смекалки. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 20).
- Весёлые задачки.
Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).
Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задачи – смекалки. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
- Любимые фигуры.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
- Экскурсия.
Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашей деятельности. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки. Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает знание нумерации, внимание, память).
Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».
- Викторина.
Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.
Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».
- Равно, больше или меньше?
Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.
Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.
- Весёлые числа.
Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».
Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задачи - смекалки. Игра «Задумай число».
- Развитие глазомера.
Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».
Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми. Игра «Задумай число».
- Наши итоги.
Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов обучающимися, выделение активных и сообразительных ребят. Обучающиеся делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.
Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр, изученных ранее.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Как предметы можно измерять на глаз | 2 |
3 | Сравнение фигур | 4 |
4 | Игра «Задумай число» | 4 |
5 | Математическая газета | 2 |
6 | Загадочные слова | 2 |
7 | Весёлые задачки | 4 |
8 | Любимые фигуры | 2 |
9 | Экскурсия | 2 |
10 | Викторина | 2 |
11 | Равно, больше или меньше? | 2 |
12 | Веселые числа | 2 |
13 | Весёлые числа развитие глазомера | 2 |
14 | Наши итоги | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | ||
2. | Занимательные задачи на сложение | 1 | ||
3. | Как предметы можно измерять на глаз. | 1 | ||
4. | Игра «Задумай число» | 1 | ||
5. | Сравнение фигур. | 1 | ||
6. | Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус? | 1 | ||
7. | Геометрические фигуры. Животные. Ребусы. | 1 | ||
8. | Геометрические фигуры. Ребусы. | 1 | ||
9. | Игра «Задумай число». | 1 | ||
10. | Сравнение фигур. Задачи-смекалки. | 1 | ||
11. | Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. | 1 | ||
12. | Задачи со спичками. Задачи-смекалки | 1 | ||
13 | Математическая газета. | 1 | ||
14 | Математическая газета. | 1 | ||
15 | Загадочные слова. | 1 | ||
16 | Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. | 1 | ||
17. | Весёлые задачки. | 1 | ||
18 | Задачи в стихах на сложение. | 1 | ||
19. | Задача – шутка. Задача-смекалка. | 1 | ||
20. | Загадки. Ребусы. | 1 | ||
21. | Любимые фигуры. | 1 | ||
22. | Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. | 1 | ||
23. | Экскурсия. | 1 | ||
24. | Занимательные задачки. | 1 | ||
25 | Викторина. | 2 | ||
26 | Турнир «смекалистых». | |||
27 | Равно, больше или меньше? | 1 | ||
28 | Задачи в стихах. Логические упражнения | 1 | ||
29 | Весёлые числа. Занимательные квадраты. | 1 | ||
30 | Занимательные задачи. | 1 | ||
31 | Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. | 1 | ||
32 | Составление ребусов. Загадки – шутки. число». | 1 | ||
33 | Загадки, ребусы, весёлые задачи. | 1 | ||
34 | Математический КВН | 1 |
Используемая литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3.Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4.Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...