Обучение младших школьников умению решать текстовые задачи
статья по математике
УМК "Гармония". Работа над задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_mladshshih_shkolnikov_umeniyu_reshat_tekstovye_zadachi.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
В основу построения курса математики Н.Б.Истоминой положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения методического содержания, предусмотренного программой.
Реализация данной концепции обеспечивается:
1. Тематическим построением курса.
2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий.
3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и
умений.
4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи. В их число входят:
- навыки чтения;
- условие конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше меньше на», разностного сравнения;
- приобретение опыта в соответствии предметных, вербальных, схематических и символических моделей;
- сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение);
- умение складывать и вычитать отрезки;
- знакомство со схемой как способом моделирования.
Овладение данными умениями является необходимым условием целенаправленной работы над развитием мышления школьников в процессе обучения решению текстовых задач.
При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы (виды) текстовых задач, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе различных текстовых конструкций, формирование умения представлять их виде схематических и символических моделей, усвоения структуры задачи и осознание процесса ее решения.
Средством организации этой деятельности могут быть специальные обучающие задания, включающие методические приемы сравнения, выбора, преобразования, конструирования.
Для приобретения опыта в семантическом и математическом анализе текстов задач используется прием сравнения текстов задач. Для этой цели предлагаются задания:
1. Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую не можешь? Почему?
а) На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах?
б) На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах?
2. Подумай, будут ли эти тексты задачами?
а) На одной тарелке 3 огурца, а на другой 4. Сколько помидоров на двух тарелках?
б) На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов росло на клумбе?
3. Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми?
а) Возле дома росло 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
В приведённых примерах использованы тексты задач:
а) с недостающими и лишними данными;
б) с противоречивым условием и вопросом;
в) с вопросом, в котором спрашивается о том, что уже известно.
Такие задания позволяют школьникам сделать первые шаги в осмыслении структуры задачи.
С целью формирования умения выбирать арифметические действия для решения задач предлагаются задания, в которых используются приёмы:
1. Выбор схемы.
В портфеле 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле?
Маша нарисовала к задаче такую схему: _______________________
Миша-такую: ______________________________
Кто из них невнимательно читал текст задачи?
2. Выбор вопросов.
От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, потом ещё 4 дм. Подумай, на какие вопросы можно ответить, пользуясь этим условием:
а) Сколько всего дециметров проволоки отрезали?
б) На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз, чем во второй?
в) На сколько дециметров проволока стала короче?
г) Сколько дециметров проволоки осталось?
3. Выбор выражений.
На велогонках стартовало 70 спортсменов. На первом этапе с трассы сошли 4 велосипедиста, на втором - 6. Сколько спортсменов пришло к финишу?
Выбери выражение, которое является решением задачи:
6 - 4 6 + 4 70-6
70-6-4 70-4-6 70-4
4. Выбор условия к данному вопросу.
Подбери условия к донному вопросу и реши задачу. Сколько всего детей занимается в студии?
а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.
б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
б) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
д) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
5. Выбор данных.
На аэродроме было 75 самолётов. Сколько самолётов осталось?
Выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный в ней вопрос:
а) Утром прилетело 10 самолётов, а вечером улетело 30.
б) Улетело на 20 самолётов больше, чем было.
в) Улетело сначала 30 самолётов, а потом 20.
6. Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
Подумай, что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9 - 6 было решением каждой?
а) На двух скамейках сидели 6 девочек. На первой - 9 девочек. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
б) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду?
в) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?
7. Постановка вопроса, соответствующего данной схеме.
Коля выше Пети на 20 см, а Петя выше Вовы на 7 см. Рассмотри схему и подумай, на какой вопрос можно ответить, пользуясь данным условием.
К,-
П.-
В,-
8. Объяснение выражений, составленных по данному условию.
Фермер отправил в магазин 45 кг укропа, петрушки на 4 кг больше, чем укропа, и 19 кг сельдерея. Сколько всего килограммов зелени отправил фермер в магазин? Что обозначают выражения, составленные по условию задачи:
45- 19 45 + 19 45 + 4 45-4
9. Выбор решения задач.
Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько собака тяжелее курицы? На сколько курица легче собаки?
Маша решила эту задачу так: 8 + 4=12 (кг)
А Миша - так: 8-4 = 4 (кг)
Кто прав?
Проверь себя, обозначив данные и искомое задачи на схеме.
К -
З - _______________________
С -
Следует иметь в виду, что эффективность таких обучающих заданий зависит от определённых условий:
Все математические понятия, необходимые для решения задач на сложение и вычитание, изучены до знакомства с задачей.
Проведена подготовительная работа к обучению решению задач, которая была связана с выполнением различных действий с предметами или с их моделями в соответствии с предлагаемой ситуацией.
Деятельность детей в процессе обучения решению задач направлена не на отработку умения решать задачи определённых типов, а на формирование общих умений: читать текст задачи, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, данными и искомыми, выбирать арифметическое действие для её решения
Для организации продуктивной деятельности учащихся, направленной на формирование умение решать текстовые задачи, учитель может использовать обучающие задания, включающие различные сочетания методических приёмов.
Работу с обучающими заданиями на уроке целесообразно построить фронтально. Это создаст условия для обсуждения ответов детей и для включения их в активную мыслительную деятельность.
Использование различных методических приёмов практически исключает постановку однотипных вопросов, которые учитель задаёт классу:
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи?
Для самостоятельного решения учащимся предлагаются задачи, которые даны в разделе: «Проверь себя! Научился ли ты решать задачи?»
Если они не могут решить задачу самостоятельно, учитель использует различные методические приёмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие умений решать текстовые задачи у учащихся 4 класса" (экспериментальная работа)
Достигнутые изменения в уровнях сформированности умений у учащихся решать текстовые задачи произошли вследствие обеспечения индивидуального подхода к младшими школьника...
формирование у младших школьников умения решать комбинаторные задачи
в работе описана методика обучения младших школьников решать комбинаторные задачи...
Формирования умения решать текстовые задачи
Из опыта работы по формированию навыков анализа задач. Представлены разные способы краткой записи, виды задач....
доклад Развитие аналитико - синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач
обмен опытом...
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ СОСТАВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ
В статье дано общее представление о моделировании и текстовой задаче, описана психолого-педагогическая и методическая основа формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи, представл...
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленных на формирование умения решать орфографические задачи на уроках русского языка в начальной школе....
Формирование общего умения решать текстовые задачи на уроке математики в начальной школе
В статье отражены основные этапы формирования у младших школьников общего умения решать текстовые задачи...