Приём вычитания в случаях "вычесть из 10". 1 класс.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Терентьева Наталья Викторовна

Технологическая карта урока. 1 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mat.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Технологическая карта открытого урока в 1 «А» классе.

Учитель: Терентьева Н.В..

Дата проведения урока: 26.02.2020г.

Урок: математика

Класс: 1

Дидактическое обоснование: «Математика 1 класс» (2 часть) М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, УМК «Школа России».

 Раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» .  

Тема урока: " Приём вычитания в случаях «вычесть из 10»

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с приёмом вычитания вида 10 - □.

Задачи урока:

Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 10; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов;

Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.

Планируемые результаты:

Предметный результат:

  • Знать: состав числа 10.
  • Уметь: выполнять приём вычитания вида: 10 - □.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

-  положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников, самоконтроль процесса и результата деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал (карточки для индивидуальной, парной, групповой работы), мультимедийная презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

(3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Слайд 2

Встало солнышко давно.

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс.

Математика у нас! 

Запись даты.

-К нам на урок заглянуло солнышко.  

-Я очень рада, что у вас  хороший настрой на работу.

-У меня тоже сегодня отличное настроение и я уверена, что у нас всё получится и урок будет интересным.

- Какой сегодня день недели? (среда) Вчера был? (вторник)

- Через сколько дней будет выходной? (через два)

- А какое сейчас идёт время года? (зима) А после зимы какое наступит время года? (весна)  Назовите весенние месяцы.

- Ребята, а когда приходит весна? (календарная – 1 марта, фенологическая (природная, по погоде) – 21 марта)

- Я неспроста задала вам этот вопрос. Дело в том, что в период с 1 марта по 21 марта зима встречается с весной, и между ними происходит борьба: зима не хочет уходить, отдавать свои права весне.

- Скажите, а вы любите весну? Хотите, чтобы она поскорее к нам пришла? Тогда я приглашаю вас отправиться к ней на встречу! Только у меня условие: у нас все-таки математическое путешествие будет, так что давайте в дороге постараемся добыть новые знания, обрести умения и навыки, а еще повторим уже изученное. Хорошо? Тогда – вперёд!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают число в своих тетрадях, включаются в учебную деятельность.

Словесный метод.

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Волевая саморегуляция.

Действие смыслообразования.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.  Актуализация знаний учащихся

и фиксация затруднений в деятельности  

(7 мин).

Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Слайд 3.

- Прочитайте девиз урока: Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться!

- Но сначала перед долгой дорогой нужно размяться!

-Проведём разминку.

Задание 1: Какое число лишнее?(10) Слайд 4

4 1 6 9 7 10 8 2 3 5

- Почему?

Задание 2: Решить примеры, разделить их на две группы. Прочитать разными способами первый пример каждого столбика. Слайд 5

7+2=9           8+1=9          7-2=5        10-2=8

7+3=10         8-2=6        7-3=4        10-3=7

Задание 3: Решить цепочку примеров. Слайд 6 

6+3+1-2-2-3+2+2+3 =10

-Молодцы! Разминка проведена достойно.

Читают девизы урока, делятся на группы, выполняют задания в своих группах, выступают с ответами от своих групп, обосновывают выбор правильного ответа, производят самоконтроль, отвечают на вопросы учителя, одноклассников.

Групповая, индивидуальная, фронтальная формы.

Оценивание одноклассников.

Проблемный, частично – поисковый метод.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Умение осознавать ответственность за общее дело;

Умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

3.  Постановка учебной задачи  

(3 мин)

 

Цель: выявить и зафиксировать учебную задачу урока, цель и тему.

- Итак, мы отправляемся в путь навстречу Весне.     - Какие же цели мы перед собой поставим в этом путешествии? Для этого давайте вспомним темы предыдущих уроков. (Вычитание из 6, 7, 8, 9) Проанализируйте работу во время разминки  и сформулируйте тему урока. (Вычитание из числа 10)

- Какие цели поставим перед собой?

1.Научиться вычитать из числа 10.

2.Повторить изученный материал.

3.Встретить Весну - Красну.

- Ну, что ж? В путь!

Формулируют тему и задачи урока.

Словесный метод. Фронтальная форма.

Регулятивные

Коммуникативные

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

4. Проектирование   нового знания.

(3 мин.)

 Цель: рассмотреть состав числа 10.

- Посмотрите, что это?   Слайд 7. Здесь какое-то задание!  Узнали? Состав какого числа нам нужно вспомнить? Давайте заполним таблицу и вспомним состав числа 10.

10

   1

    7

    5

    9

 
4

    8

    3

   

6

   

2

- Как вы думаете, зачем мы вспоминали состав числа 10? (Для того, чтобы научиться вычитать из 10).

- Знание состава числа 10 поможет нам разобраться в новом вычислительном приёме.

Погружаются в проблему;

Повторяют состав числа 10, самостоятельно работают по карточкам, меняются со своим соседом выполненной работой, проверяют карточку своего соседа и оценивают.

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Проблемный метод.

Индивидуальная форма.

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения. Коррекция.

5. Фиксация нового знания.

(7 мин.)

Цель: познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида

 10 - □.

- Откройте учебник на с. 34. Посмотрите на верхние рисунки. Дети делали на уроке труда красивые закладки для книг.

- Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на каждой закладке? (10)

- Сколько кругов уже наклеено на верхнюю закладку? (8) Слайд 8

- Сколько кругов ещё осталось наклеить? (2)

- Значит 10 – это 8 и сколько? (10 – это 8 и 2)

- Сколько получится, если из 10-8? (2)

- Сколько квадратов уже наклеено на следующую закладку? (7)

- Сколько квадратов ещё осталось наклеить? (3)

- Значит 10 – это 7 и сколько? (10 – это 7 и 3)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 7? (3)

По аналогии разбираются остальные случаи.

- Путь свободен, пора отправляться.

 - А это кто еще? Злой Снеговик завалил нашу лыжню! Давайте освободим путь, решив примеры на вычитание из числа 10. Скажите, ребята, а что нам поможет решить эти примеры? Правильно, знание состава числа 10.

- Приготовьте для работы тетрадь.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

-Запишите число.

 (Работа с комментированием.) 

-Если мы правильно решим примеры №1, то Снеговик освободит нам путь!

Решение примеров №1 самостоятельно с проверкой. 

- Ох и заморозил нас этот снеговик! Не пора ли нам погреться?

Самостоятельно в парах решают примеры, сами проверяют свою работу по образцу и оценивают сами себя.

Парная форма, самопроверка, самооценка.

Фронтальная форма. Поисковый и словесный методы.

Коммуникативные

Регулятивные

Управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения.

6.   Физминутка  

(2 мин)  

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

7.  Работа над задачей.  

 (6 мин.)

Цель: решить задачу.

- Ой-ой-ой! Что это? Это снежная буря заметает нам дорогу! Что ей надо? Она хочет, чтобы мы решили задачу №4. Один ученик решает у доски, остальные в тетради.

-Что известно в задаче?

-Сколько деревянных домов?

-Сколько каменных?

-Какие главные слова возьмём для записи условия задачи?

Деревянных – ?д.        10д.

Каменных – 3д.

-Что спрашивается в задаче?

-Как изобразить вопрос в условии задачи?

-Какой тип этой задачи? (на сравнение)

-Как узнать, сколько деревянных домов?

-Запишите решение и ответ.

Отвечают на вопросы учителя, решают задачу.

Фронтальная форма.

Словесный метод.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Планирование, прогнозирование.

Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение выражать свои мысли.

8.Включение в систему знаний закрепления изученного материала и повторения пройденного. Сравнение отрезков

 (5 мин.)

Проектная деятельность: составление «Таблицы вычитания»

Цель: закрепить новый материал и повторить пройденный.

- Посмотрите, пейзаж уже изменился, уже весенние проталинки появились на земле!

 - А вот и сама Весна-Красна! И Солнышко выглянуло!  

-А давайте порадуем Весну, она так любит, когда дети в школе учатся хорошо, любят трудиться, ведь это она отпускает школьников на каникулы.

 - Покажите Весне, как вы умеете выполнять задания на сравнение отрезков. (№3)

Ребята, мы изучили все случаи вычитания и сегодня мы можем составить «Таблицу вычитания из 10» которой будем пользоваться на последующих уроках. Слайд 10.

Выполнение заданий

Словесный метод.

Фронтальная форма.

Регулятивные

Умение структурировать знания, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельнос

ти.

9.Итог урока.  (2мин.)

Цель: подвести итоги работы на уроке.

- Итог урока. Весна задаёт вам вопросы, давайте ответим на них.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Своей работой на уроке…

Слайд 14.

Отвечают на вопросы, формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют  основные позиции учебного материала и как они его усвоили.

Фронтальная

Коммуникативные

Познавательные

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Умение структурировать знания, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

10. Рефлексия

(2 мин.)

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оцените свою работу на уроке сегодня.

- Я попрошу вас подумать и решить для себя, как прошёл наш урок. Если урок был полезен и всё понятно, покажите зелёный цвет, если на уроке было лишь кое-что чуть-чуть неясно – выберите жёлтый цвет, а если надо ещё серьёзно потрудиться – выберите красный цвет.

Слайд 15

 Урок полезен, всё понятно.

 Лишь кое – что чуть -чуть неясно.

 Ёщё придется потрудиться.

 Да, трудно всё – таки учиться!

Оценивают свою работу на всём уроке.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Оценка процесса и результатов деятельности.

Волевая саморегуляция.

Оценка, контроль, коррекция.

Умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Самоанализ.

Достижения:

Сложности:

Предложения:

Использованные ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/urok-matematiki-1-klass-vychitanie-iz-10

http://www.proshkolu.ru/user/Gal-Bit/file/4495439/

http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/25729.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...

Устные приёмы вычитания и сложения 2 класс

Мультимедийная презентация к уроку математики во 2 классе по программе "Школа России" по теме "Устные приёмы вычитания 36-2, 36-20 и сложения 27+2, 27+20"...

Конспект урока математики во 2 классе на тему: "Письменный приём вычитания в случаях вида: 40 - 8" УМК "Школа России".

Урок формирования новых знаний с использованием электронной презентации, игровых моментов, различных форм работ....

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему: "Письменный приём вычитания в случаях вида: 40 - 8", УМК "Школа России".

Электронная презентация поможет занимательно и интересно познакомить учащихся с новым приёмом письменных вычислений....

Урок математики "Закрепление приёмов вычитания и сложения" 2 класс

Здесь представлена разработка урока по математике во классе по теме "Закрепление приёмов вычитания и сложения"...

Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»

«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...