ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ.
статья по математике
В настоящее время наиболее актуальной становится проблема одарённости. Связано это, прежде всего, с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современное общество требует от человека проявления не только высокой активности, но и способности нестандартного поведения.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Одарённость многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ. | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ
Ботова К.А.
МБОУ НШ №24
В настоящее время наиболее актуальной становится проблема одарённости. Связано это, прежде всего, с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современное общество требует от человека проявления не только высокой активности, но и способности нестандартного поведения.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Одарённость многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребёнка. В настоящий момент растёт количество специализированных школ для одарённых детей (Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина для одарённых детей, Школа Интеллектуал, Школа одарённых детей (ШОД), Самарский региональный центр для одарённых детей, школа одаренных детей им. А.П. Гужвина, ГБ НОУ «Республиканский лицей для одарённых детей» (г. Саранск), ГБОУ Лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана (г. Москва) и др.), но занятия в школе проводятся в групповой форме, без учёта индивидуальных особенностей. Одарённых детей единицы (Российская статистика показывает 7% от общего числа детей [13]) и каждый из них индивидуален.
Одной из главных социальных задач общества является создание условий, обеспечивающих выявления и развитие одарённых детей, а также реализацию их возможностей.
На сегодняшний день в литературе приводятся различные определения, связанные со словом «одарённость».
По мнению Г.М. Коджаспировой «одарённость» - это общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности [9; с.98].
В толковом словаре С.И. Ожегова одарённость определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант» - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности [7; с.336].
По мнению А.А. Мельник-Пашаева у понятия «детская одарённость» есть аналог – «потенциал личности». И об определённом уровне одарённости можно говорить применительно к каждому ребёнку. Словосочетанием «одарённые дети» обознается некая исключительность [6; с.14].
По определению авторов «Рабочей концепции одарённости» одарённость – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [13; с.92].
Сравнивая приведённые выше определения «одарённости» можно заметить, что основными признаками одарённости служит наличие у человека выдающихся, находящихся на высоком уровне, способностей; а также развитый интеллект, опережающее развитие познания, психологическое развитие, повышенный уровень умственного развития, творческий подход, возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности.
Таким образом, анализируя всё вышесказанное можно говорить о том, что однозначного понимания данного понятия нет. Можно лишь принимать мнение каждого автора, анализировать в отдельности и делать выводы, либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий. Однако при этом, указывает Н.С. Лейтес, следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте: детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития [5; с.5].
Одарённые дети – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические трудности. Всё это обуславливается множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одарёнными детьми.
По мнению А.И. Савенкова, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциальном к таким достижениям [10; с.73].
Одарённость ребёнка – это устойчивая особенность именно индивидуальных проявлений незаурядного интеллекта ребёнка. Очень важно своевременно выявить и не упустить черты относительно постоянной индивидуальности детей, опережающих в умственном отношении свой возраст.
Также дети, склонные к высоким достижениям, могут демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании) [1; с.87]:
- общие интеллектуальные способности;
- конкретные академические способности;
- творческое, или продуктивное, мышление;
- лидерские способности;
- художественные и исполнительские искусства;
- психомоторные способности.
Математическую одарённость можно выделить как пример академической одарённости, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам.
Существует несколько определений математической одаренности [8; с.27]:
- Математическая одаренность – это в первую очередь математические способности плюс опыт, трудолюбие и сила воли (Де Гоот).
- Математическая одаренность – понятие индивидуально-психологическое, в котором математические способности находятся в своеобразном сочетании (Б.М. Теплов).
- Математическая одаренность – общий интеллект плюс интерес к математике и склонность заниматься ею (Бине, Ревиш, Адамар, Пуанкаре).
- Математическая одаренность – качественно своеобразное сочетание математических способностей, которое открывает возможность успешного творческого овладения предметом (В. А. Крутецкий).
В настоящее время педагоги разрабатывают и реализуют в общеобразовательных школах различные авторские программы, которые направлены на развитие одаренности детей, в том числе и на развитие математической одаренности.
В своей программе по работе с одарёнными детьми «Путь к успеху» И.Р. Сакова [11] предлагает следующие формы работы с математически одарёнными учащимися: участие в комплексе мероприятий «Неделя математики» и научно-исследовательская работа по предмету. Целью её программы является организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Данная программа рассчитана в большей степени на учащихся 5-11 классов, однако она затрагивает и младшую школу. Например, такое мероприятие как «Неделя математики» проходит в школе с 1-11 класс, участие в олимпиадах и работа в математических кружках. Однако младший школьный возраст не рассматривается как сензитивный в развитии математической одарённости.
Педагогический коллектив в лице И.В. Вдовиной, С.Н. Вольниковой и И.А. Сидоровой предлагает свою программу, направленную на развитие интеллектуальных способностей учащихся [3]. Коллектив авторов предлагает следующие формы работы с одарёнными учащимися: организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одарёнными детьми; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня; проведение массовых мероприятий внутри объединения.
Данная программа рассчитана на детей 9-11 лет, то есть охватывает последние два года обучения в начальной школе. Целью данной программы является создание условий для формирования математического мышления, углублений знаний и умений по курсу математики.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий (интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов; задания с отсроченным вопросом; интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; решение частично-поисковых задач; творческие задачи) для стимулирования творческого мышления.
В данной программе мало внимания уделено детям с признаками математической одарённости. Прогнозируемыми результатами является развитие общей эрудиции, расширение кругозора, развитие творческих способностей, логического мышления, повышение качества знаний и умений. Таким образом, данная программа рассчитана на развитие общих математических способностей у младших школьников, не учитывается специфика математической одарённости.
В своей программе «Система работы с одарёнными детьми по математике» О.И. Еремеева [4] предлагает следующие формы работы с математически одарёнными детьми: проведение «Четверти физико-математических наук», во время которой старшеклассники охватывают всех учащихся школы с 1-11 класс; научно исследовательская работа по предмету.
Целью программы является развитие математических способностей учащихся во внеурочной деятельности. Программа состоит из 4 ступеней. Первая ступень рассчитана на младший школьный возраст и предполагает создание математического кружка «Юные математики». Однако сама по себе ступень не рассчитана на развитие математической одарённости и математических способностей. Данная ступень программы рассчитана на сохранение преемственности в обучении, чтобы на основе полученных знаний в начальной школе в последующем развивать математическую одарённость.
Учитель начальных классов Н.В. Черемухина предлагает свою программу развития одарённых детей по математике (3-4 класс) [14]. Целью данной программы является: создание условий (разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности; использование технического моделирования и опытничества как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников; ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности), обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Работа с одаренными школьниками осуществляется в следующих формах: творческие мастерские; групповые занятия; занятия исследовательской деятельностью; участие в конкурсах и научно-практических конференциях; участие в олимпиадах и работа по индивидуальным планам.
Данная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, призвана выявлять математически одарённых детей и развивать математическое мышление. Целесообразно был выбран возраст обучающихся 9-10 лет - это именно тот возраст, когда начинает формироваться устойчивый интерес к математике и выявить склонность по данному курсу намного легче. Работа с математически одарёнными детьми по данной программе переориентирована с рутинного труда ученика, связанного с запоминание и воспроизведением решения шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующего самостоятельности решений.
На основе теоретического анализа существующих программ развития математической одаренности можно сделать вывод о том, что в методиках организации выявления математически одарённых детей и дальнейшего развития их способностей существует много неразрешённых проблем. Прежде всего, многие программы разработаны для развития общих математических способностей и логики, а как таковую математическую одарённость не рассматривают. У данного вида одарённости есть своя специфика. Такие исследователи, как А.В. Брушлинский, А.Н. Колмагоров, В.В.Давыдов, Н.В.Виноградова и др., отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически одарённого ребенка, как [2; с.296]:
- гибкость мышления (умение варьировать способы решения познавательной задачи, легкость перехода от одного пути решения к другому, неординарность решения проблемы);
- глубина мышления (умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями, выявлять скрытые особенности в изучаемом материале);
- целенаправленность и широта мышления (способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей).
Программы обучения и развития одарённых детей с признаками математической одаренности необходимо разрабатывать, учитывая специфику данного вида одаренности. Каждый одарённый ребенок, в том числе математически одаренный, индивидуален и ему требуется индивидуальный подход. Педагог должен учитывать не только специфику данного вида одарённости, но и индивидуальные способности самого учащегося. Индивидуальную работу с учащимся можно организовать с помощью создания индивидуальной образовательной траектории, которая учитывала бы не только специфику определённого вида одарённости, но и индивидуальные способности ребёнка. Правильность определения траектории индивидуального образовательного маршрута, а также слаженная работа учителя с учащимся, позволит одарённому ребёнку своевременно развивать свой потенциал и стать в дальнейшем более успешным. Такие учащиеся будут демонстрировать свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в современном конкурентном мире.
Литература
- Бабаева, Ю.Д., Лейтес, Н.С. Психология одарённости детей и подростков / Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – 416с.
- Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников /А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. - 399с.
- Вдовина, И.В., Зольникова, С.Н., Сидорова И.А. Программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей учащихся [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/620576
- Еремеева О.И. Система работы с одарёнными детьми по математике [Электронный ресурс] // «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества [Офиц. сайт]. URL:http://www.openclass.ru/node/290653
- Лейтес, Н.С. О признаках детской одарённости / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 2003. - №4. – С.5-18.
- Мельник-Пашаев, А.А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие/ А.А.Мельник-Пашаев, З.Н.Новлянская, А.А.Адаскина. – М.: Феникс плюс, 2006.-112с.
- Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Н.Ю.Шведова, С.И.Ожегов. – 4-е изд., доп.- М.: ИТИ – Технологии, 2003.-944с.
- Омельченко, Е. А. Математически одаренные дети и работа с ними / Е. А.Омельченко // Современный мир и человек в нем: интерпретация гуманитарных и общественных наук: материалы Международной научно-практической заочной конференции (Москва, 16 июня 2012 г.). – М.: Логос, 2012. – С. 25-31
- Педагогический словарь / гл ред. Г.М.Коджаспирова. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
- Савенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: учебно-методическое пособие для высших пед.учеб.завед. – М.: Академия, 2000. – 232с.
- Сакова И.Р. Программа работы с одарёнными детьми по математике [Электронный ресурс] // Конспекты [Офиц. сайт]. URL: http://promotionjob.ru/studentu/programma-raboty-s-odarennymi-detmi-put-k-uspekhu/
- Синягина, Н.В. Работа с одарёнными детьми: проблемы и перспективы / Н.В.Синягина, Н.В.Зайцева // Одарённый ребёнок. – 2006.-№6.-С.92-97.
- Синягина, Н.Ю. Роль социального партнёрства в развитии одарённых детей [Электронный ресурс] // Опыт работы с одарёнными детьми в современной России [Офиц. сайт]. URL:http://odardeti.ru/images/onlydoc/stavropolnu_2008.doc
- Черемухина, Н.В. Программа работы с одарёнными детьми по математике (3-4класс) [Электронный ресурс] // Хостинг документов ученикам и учителям [Офиц. сайт]. URL:http://doc4web.ru/matematika/programma-raboti-s-odaryonnimi-detmi-po-matematike-klass.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
Теоретические основы обучения выразительности речи и чтения.
В докладе говорится об основных приёмах обучения выразительному чтению....
Теоретические основы работы над творческим изложением в системе обучения младших школьников письменной речи
Психологические основы обучения связной письменной речи...
Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе учеников – инофонов
Язык является важнейшим средством человеческого общения, формирования духовного развития личности. Российская школа сегодня отражает срез межкультурных, духовно-нравственных процессов, происходящ...
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...
Теоретические основы обучения решению составных задач по программе «Школа Россия»
В начальном обучении математике велика роль текстовых задач.Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логич...
Методический семинар. Тема: Теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Между традиционной деятельностью учителя, где учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться; учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию,...