Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
I Организационный момент. | На доске расположены 3 облака разного цвета (голубого,синего,фиолетового) - Какому цвету, облака соответствует ваше настроение? - Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу. - Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи. - Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”. – Чем в математике является Х – ? (Неизвестным числом, которое надо найти.) - Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного. Вам нужно будет выполнять роли: Экспертов – должны хорошо считать, Инспекторов – проверять, доказывать свою правоту. В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу и проставлять на полях вашей тетради баллы. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности
Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
II Актуализация опорных знаний. | Повторить правила работы в группах и инструкцию. Ребята, работаем по группам: 1. «Весёлые примеры». Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске. 1 группа: - Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
- Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
(54 : 9 = 6) - Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
2 группа: - Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
- Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
- Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)
3 группа: - У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.
- (3 • 7 = 21)
- Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.
(50 : 10 = 5) - Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)
Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку.
Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание. -Продолжают работать в группах. (на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)
Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.
| Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.
|
III Целеполагание и мотивация. | Постановка проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ) - Расскажите, что вы знаете о делении? Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: 10:5 9:3 17:2 Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) - Почему? В чём было затруднение? 17:2 Чем похожи примеры и чем отличаются? ( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления) -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Диме и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. - Попробуем. - Разделили? - Делаем вывод. Сколько получит каждый?(по 8) - Все ли тетради разделили? (нет)
- Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)
- Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)
Давайте запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17 : 3 = 5 (ост. 2) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка?(16) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×) -Так ск-ко раз по 2содержится в 17? (8 ост. 1) - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.
- Так какая тема урока? (Деление с остатком)
Открыть вторую часть темы ДЕЛЕНИЕ С………………………. На доске высвечивается тема урока: Деление с остатком - Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научится выполнять действие деление с ………….. ВОПРОСЫ: Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти …………..? ( Из числа вычесть разделившееся ) Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. Физминутка | Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи.
Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
IV Первичное усвоение новых знаний. | Эксперимент 2 : – Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления. Работа в парах: (полоски = 10 см). Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10? – Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1) – Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток). – Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком). | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные : сохранять заданную цель урока
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
V Осознание и осмысление учебного материала. | Практическая работа - а сейчас поработаем практически нам необходимо рассадить котят по корзинкам. Как это можно сделать? - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. - На поляну прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы. - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток, А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям) Памятка Как разделить число с остатком. - Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
- Данное число делим на делитель. Это значение частного.
- Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
| Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.
Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод |
VI Первичное закрепление. | Какая тема нашего урока? Какое открытие вы для себя сделали? Физминутка Самостоятельная работа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56 : 9 = 45 : 8 = 96 :16 = 60 : 5 = 83 : 40 = 63 : 5 = Выполни деление с остатком: 9 : 4 = 50 : 9 = 48 : 7 = 15 : 6 = 84 : 9 = - Сейчас проверим как, вы, справились с работой. (критерии оценки) «0» ошибок – 3 балла «1» ошибка – 2 балла «2» ошибки – 1 балл «3 и более» - 0 баллов А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке? | Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
VII Контроль и самопроверка. | - Радуга. Это капельки дождя, которые отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем установить связь между множеством натуральных чисел и цветами радуги. В этом нам поможет счастливое число 7. (В таблице каждому числу соответствует цвет радуги) Таблица №1 Рисунок 1. (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, красный) - А, начиная с числа 8, все цвета повторяются.
- Давайте, определим, какого цвета дата вашего рождения. Учащиеся выполняют деление даты своего рождения и по таблице определяют цвет. После приведенного примера. 13 : 7 = 1(ост. 6) – цвет- синий Если частное получится без остатка, то это число и будет соответствовать цвету вашего дня рождения. (Учитель заранее делает табличку с вычислениями для самопроверки детей и если в классе есть даты рождения меньше числа 7, данное задание не проводить) Проверка: за правильный ответ 1 балл | Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.
Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.
Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания. |
VIII Подведение итогов, рефлексия. | – Какое открытие помогла нам совершить “ИКС-педиция”? Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего? Достигли мы поставленной цели? Отметьте теперь себя на лесенке знаний? - Давайте подсчитаем баллы, выставим отметки. ( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока). 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! | Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.
Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.
Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. |