Методическая разработка по окружающему миру "Память о героях Великой отечественной войны 1941-1945 годов".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Птицына Валентина Ивановна

Содействует осознанию учащимися ценности изучаемого материала.Знакомит с героями Великой отечественной войны, достопримечательностями и памятными местами Москвы, связанными с этим событием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_okr._mira.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  окружающего  мира                                                                                                        (УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс)

Тема:  Память  о  героях  Великой  Отечественной  войны  1941 – 1945 годов.                                

Цель  урока: познакомить  учащихся  с  героями,  достопримечательностями  и памятными местами  Москвы, связанными с Великой Отечественной войной.                                         

Задачи:

Образовательные:  расширить представление учащихся  о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов, через решающее сражение  битвы под Москвой.

Развивающие: развивать навыки  чтения вслух  и про себя, развивать умение делать выводы  из  увиденного и услышанного.

Воспитательные: воспитывать  позитивное  эмоционально – ценностное отношение к истории Отечества; воспитывать нравственные качества: любовь к Отечеству, ответственность за всё происходящее, гражданскую ответственность; воспитание потребности изучать историю Отечества через достопримечательности её столицы.

Формирование  УУД:

Личностные:  формировать  положительное  отношение к учебной деятельности.

Регулятивные:    уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь прогнозировать, осуществлять контроль  и  самооценку.

Коммуникативные:  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от  уже  известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя  жизненный  опыт и   информацию, полученную на уроке.

Материалы и оборудование: компьютер,  проектор, экран,  презентация Power Point, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 2, энциклопедии.

Форма проведения: урок (фронтальная, групповая).

План-конспект урока

1. Организационный  этап. (1 мин.)  

-  Ребята, начинаем урок окружающего мира! Давайте  поприветствуем   наших гостей!  Улыбнемся  друг другу!

Не будем терять драгоценных минуток.

Сегодня нам с вами совсем не до шуток.

Урок нас ждѐт уж больно важный.

Про нашу Родину  и наш народ  отважный.

 

- Приглашаю  Вас на салют. Выберете огонёк салюта, который  вы хотите  взять  для своей  работы.

любознательность

уверенность

дружелюбие

радость

спокойствие

лень

страх

капризность

грусть

безразличие

(Дети выбирают  и приклеивают слово к своей парте. Учитель спрашивает несколько детей, какое слово они выбрали.)

 - Итак, с хорошим настроением мы отправляемся в путешествие к новым знаниям!

2. Проверка  домашнего  задания. (5 мин.)

 - Вспомним  материал  прошлого  урока.  Проверим  домашнее задание  с помощью тестов по вариантам.  Переверните карточки на вашей парте.

  1 вариант.

  1. В  каком году французы  напали  на русскую землю?

А) 1814 году

Б) 1812 году

В) 1810 году

  1. Французской армией руководил:

А) Наполеон  Бонапарт

Б) Михаил Кутузов

 3.  Как  называлось  великое  сражение  с французами?

        А) Московское  сражение

        Б) Бородинское  сражение

 4. В честь кого была построена Триумфальная  арка?

       А) В честь  М. И. Кутузова

       Б) В честь победы  русских войск  над армией  Наполеона

5. В  Москве  есть  главное  здание музея – панорамы………

       А) Бородинская  война

       Б)  Бородинская  история

       В) Бородинская  битва

 2 вариант.

  1. В  каком году французы  напали  на русскую землю?

А) 1810 году

Б) 1814 году

В) 1812 году

  1. Русской  армией руководил:

А) Михаил Кутузов

Б) Наполеон  Бонапарт

3.  Как  называлось  великое  сражение  с французами?

        А) Бородинское  сражение

        Б) Московское  сражение

 4. В честь кого была построена Триумфальная  арка?

       А) В честь  М. И. Кутузова

       Б) В честь победы  русских войск  над армией  Наполеона

5. В  Москве  есть  главное  здание музея – панорамы………

       А) Бородинская  война

       Б)  Бородинская  история

       В) Бородинская  битва

Взаимопроверка. Поменяйтесь работами, проверьте со слайда. Оцените друг друга.

1 вар. Б А Б Б В

2 вар. В А А Б В

3. Актуализация знаний. (5 мин)

- Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся? (в 21веке)

- Какие события произошли в России в начале 20 века? (первая мировая война в 1914году, революция в 1917 году, гражданская война)

- Сегодня мы продвинемся в  20 веке ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень тяжёлый для нашей страны.

- Прослушайте аудиозапись и определите, на пороге, какого события нашей страны мы находимся.

Звучит «Священная война» ( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача)

- Итак, как называлась священная война  20 века? (Великая  Отечественная Война)

- С кем воевал советский народ в годы Великой Отечественной войны?                                (с фашистской Германией)

       Учитель:  Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены.

- Ребята, скажите,  какой великий праздник   отмечала наша страна? (9 МАЯ, День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. )

       Учитель:   День Победы — это праздник всего  человечества. В этот день мир освободился от фашизма. Именно советский народ сыграл в этом решающую роль.  Из  года в год, мы чтим память о тех, кто ценой своей жизни добывал эту победу. Практически, не было ни одной семьи, которой  бы,  не коснулась эта ужасная война. Каждый из нас обязан помнить героев, знать своих родственников, участников тех событий, и гордится их подвигом.

3. Постановка  цели  и  задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.   (2 мин.) 

- Где  проходит  главный  парад в честь дня победы? (В Москве на Красной площади и в других  городах)

- Как День Победы  проходит в нашей стране? (парад, бессмертный полк)

- Как в вашей семье принято чтить память павших?  (митинг, минута молчания)

1) Формулирование темы.

- О чём будет наш сегодняшний урок?  Попробуйте сами сформулировать тему урока. (о событиях той страшной войны, о героях, которые боролись против фашистов)

2) Постановка проблемы.

- Ребята, а вы знаете какие подвиги, совершали люди, чтобы уберечь нашу Родину  от врага?

- Знаете ли вы героев, которые изменили ход событий во время войны?

3) Постановка целей и задач.

- Что нам предстоит узнать на уроке?

1. Имена  героев  Великой Отечественной Войны?

2. Великие события  Отечественной  Войны.

4. Изучение нового материала. 

   Учитель: Никогда не забудет советский народ  те тревожные минуты  воскресного утра  22 июня 1941 года, когда по московскому радио были прерваны все передачи и люди услышали сообщение:

1) Дети слушают аудиозапись сообщения.

- Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

- Немецкие  войска  неожиданно  напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться  с нашей страной  за 6 недель.

2) Послушайте сообщение.  Носова Милена

         Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

         Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Пограничники оказали  сопротивление. Целый месяц сражались наши пограничники.

        Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осыпали снарядами. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона.  Защитники крепости  около месяца вели непрерывные бои. Но враг всё же  двигался вперёд.

   Учитель:  Фашисты  наступали на нашу Родину   по  трём направлениям.

3) Дети рассматривают карту.

1. На север – Ленинград.

2. Центр, главный удар – Москва.

3. На юг к Чёрному морю.

- Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали?

-  Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины. Все люди, все народы Советского союза сплотились перед лицом страшной опасности. Эту войну стали называть Великой Отечественной войной) 

 4) Чтение учащимися, работа со словарём.     

  - Что означает слово «союз»?  Найдите в словаре  (учебник с.159 ч.2) (Объединение людей, организаций, республик для решения общих вопросов.)

В состав нашей страны входило 15 республик, и поэтому наша страна называлась Союз  Советских Социалистических  Республик,  или  Советский  Союз.

 5) Ребята у войны много памятных дат и сражений.   Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и разрушить, чтобы от него ничего не осталось.

6)  Работа в группах.  

- Ребята,  предлагаю  вам  стать историками - исследователями и разделиться на несколько микрогрупп .  Каждая группа  получает конверт с заданиями с которыми вы должны справиться.  

 1 группа - работа с текстом «Битва за Москву».  

 2 группа -  оборона Москвы, сообщение о заслуге Георгия  Константиновича Жукова.

3 группа  - рассказать о подвиге Талалихина.            

4 группа - рассказ о подвиге Панфиловцев

5 группа - рассказ о символах и памятниках  ВО войны  в Москве.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

Задание  1 группы     

1.Прочитайте  в учебнике на с. 100 (1 абзац текста).

     - В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С  собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

2. Прочтите  этот текст  «Битва за Москву»

      30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву.  «Тайфун» - так назывался план фашистов. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган.  Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. Обойти Москву с севера, с юга. Окружить советские войска. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков  у фашистов план и вера в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу самолетов, много пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов руководили вражескими  войсками. Началось наступление.

Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, из Сибири, с дальнего Востока. И  в январе 1942 года наша армия перешла в наступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал из столицы. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий  Константинович Жуков.                           

  1. Приготовьтесь  к выступлению  по вопросам.
  1. Великая Отечественная война началась в …………
  2. Фашистской армией руководил…………
  3. План фашистов по захвату Москвы назывался .............

      - Как понимаете слово тайфун? (Тайфун – ……………………………………………….

      - Кто командовал советскими войсками во время освобождения от  гитлеровцев нашей  столицы? Прославленный полководец………………………………………

Задание 2 группы     

  1. Прочтите  этот  текст  «Оборона  Москвы».  

    Оборона – означает защита.  Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец  Георгий  Константинович  Жуков.      

     Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по защите Москвы.  Вокруг столицы рыли окопы, огораживали  проволочными заграждениями, устанавливали  «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. 

       Вблизи Москвы были взорваны мосты, предложили сделать неузнаваемыми  с воздуха важнейшие исторические  памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола  Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков.

        В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

2. Приготовьтесь  к выступлению  по вопросам.

- Западным  фронтом командовал  …………………………………

- Для обороны Москвы рыли…………………….., устанавливали  «ежи»…………………………………………….

«аэростаты»…………………………………………………………….

3. Один человек пусть прочитает о  Г.К. Жукове.  

          Заслуга   Георгия Константиновича Жукова заключалась в том, что он обладал хорошей  интуицией и предвидел, развитие событий по наступлению фашистов  на Москву. Сумел  и выбрал наиболее выгодное  время для перехода  наших  войск от обороны к наступлению.  В результате чего немецкие войска отступили и были разгромлены.  В этом и есть заслуга великого полководца Г. К. Жукова.


Задание  3 группы.

1. Прочитайте.

- «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.  

 - Храбро сражались наши солдаты с фашистами.

2. Подготовьте  рассказ о Викторе Талалихине.

     В ночь с 6 на 7 августа 1941 года поднялся в небо навстречу рвущимся к Москве фашистским самолётам,  истребитель младшего лейтенанта Виктора Талалихина.

   Он заметил немецкий самолёт. Сомнений быть не могло – впереди  враг. И уже через несколько минут истребитель Талалихина зашёл в хвост вражескому бомбардировщику и ринулся в атаку, не давая экипажу сбросить бомбы на спящую Москву.

     Атака следовала за атакой. Вскоре у нашего лётчика закончились патроны. Решение пришло мгновенно: идти на таран! Самолёт Талалихина приблизился к бомбардировщику на 8-10 метров и бросил свой самолёт на прямой таран. Раздался страшный треск.

Это был первый в Великой Отечественной войне ночной воздушный таран. Совершил его советский летчик Виктор Талалихин.

Задание  4 группы

1.Прочитайте  в учебнике .

- Фашисты готовились к параду на Красной площади.

Но на Красной площади…………. . 100, 101 (2,3 абзац текста).

 2. Прочтите  этот текст  « 28 панфиловцев»

      Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал – майор, герой Советского союза Иван Васильевич Панфилов. 

      Очень любили солдаты генерала Панфилова. Заботливый, с хорошим юмором.
К сожалению, не дожил генерал до победы. Защищая Москву от фашистов,
смертью храбрых погиб в бою.  Погиб генерал, да оставил панфиловцев – отважных и стойких воинов.

       Пять  дивизий фашистов воевали с  одной дивизией Панфилова. Бои не прекращались  целых 30 дней. Их было 28. Герои – панфиловцы преградили фашистам путь. В неравном бою герои не дрогнули,  подбили около 50 танков. Отдав свои жизни во имя Родины.

       Немецкие войска под Москвой понесли большие потери, после которых они уже не могли оправиться.  Разгром фашистских войск под Москвой стал главным событием первого года войны и первым крупным поражением Германии.   

3. Приготовьтесь  к выступлению  о 28 панфиловцах.

Задание  5 группы

  1. Прочтите  этот  текст

        Великая Отечественная война, продолжавшаяся  1418  дней  и ночей, закончилась. 9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником ПОБЕДЫ.
        Победа досталась дорогой ценой. За время войны Советский Союз потерял                
27миллионов человек. Из них 13 миллионов детей.
       Но даже эта огромная цифра приблизительна: уже нельзя точно подсчитать пропавших без вести.

И всё - таки ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕНЬ НАСТАЛ.  ПОБЕДА СТАЛА БОЛЬШИМ И РАДОСТНЫМ СОБЫТИЕМ.

     2.Приготовить рассказ о символах и памятниках ВО войны  в Москве.

   - Война была давно  более  70 лет назад, но мы должны знать и помнить, кому мы обязаны, должны  с уважением относиться к истории нашей Родины. В честь Великой Отечественной войны названы многие московские улицы, проспекты, бульвары. Например: проспект Маршала Жукова,  проспект  Героев – Панфиловцев, и другие.

     В Москве есть  Парк  Победы, там размещается выставка военной техники времен  войны.  На главной аллее парка расположено 1418 фонтанов, число которых соответствует количеству дней войны.

Главный  объект  в Москве , это  Центральный музей Великой Отечественной войны. В здании музея — Зал Памяти, в котором в специальных витринах расположены  Книги Памяти,  в которые вписаны имена людей, павших на войне;  Зал Славы, посвящён основным событиям войны. В музее хранится Знамя Победы, водружённое 30 апреля 1945 года над Рейхстагом в Берлине.

- Многие города нашей большой  Родины хранят память о героях ВОВ.

5. Итог урока (5 мин.)

Вернёмся к целям нашего урока

 - Достигли  ли мы их?

 - Что нового вы узнали?

Тест на слайде

  1. Великая Отечественная война началась…  (22 июня 1941г)
  2. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен генерал … (Г.К.Жуков)
  3.  Сколько было героев-панфиловцев?…( 28 солдат)
  4. В воздушном бою пошёл на таран…(В. Талалихин)
  5. Отечественная война названа так потому, что …(весь народ сражался за родину)

Оцените свои знания на уроке  по «лесенке успеха»

Сегодня на уроке мы…..   (знаю, умею,) приклейте смайлик.

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

  1. Домашнее задание: инструктаж по его выполнению. (2 мин.) 
  1. учебник с.100-103, пересказ
  2. творческое задание, написать о  «Памятных местах  Белгородчины в ВОВ»
  3. подготовить сообщение о  героях  ВО войны нашего посёлка.  (это  может быть устный рассказ, презентация, доклад, рисунок).

  1. Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите с урока?   Поднимите смайлик

   *кто доволен своей работой – поднимите красный смайлик;

   *если некоторые вопросы  вызвали затруднение -  поднимите синий смайлик.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

Методическая разработка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий смотра художественной самодеятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г....

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка классного часа по теме: "Великая Отечественная война 1812 года в русской литературе и кинематографе"

В русскую литературу Великая Отечественная война 1812 года вошла сразу же, в самые первые её дни. Многие считают эту войну самой поэтичной в русской истории.  Велик...

Методическая разработка внеурочного проекта по теме “Книга Памяти. Героям Великой Отечественной войны посвящается” для учащихся 3-4 классов»

Адресат: Данный проект предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель: Сформировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества, героическому прошл...

Методическая разработка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «По страницам военного альбома»

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну, единения с людьми в борьбе за мир....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» - 4 класс

Тема урока «Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о военных д...