Методическая разработка урока математики в 1 классе «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10»
методическая разработка по математике (1 класс)

Пронина Надежда Фёдоровна

 Данный урок был проведён в 1 классе по теме «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10» (1 – 4, традиционная система, учебник М. И. Моро).

Целью урока является закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10, состава чисел первого десятка. Форма организации учебной деятельности – коллективная, групповая и индивидуальная.

Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности, воспитывает чувство доброты и отзывчивости к окружающему миру, морским животным. Используемые приёмы и методы работы на уроке способствуют развитию логического мышления младших школьников.

Применение ИКТ на уроке реализует принципы новизны и научности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей  г. Козьмодемьянска»

   Конспект открытого урока

математики в 1 классе

Урок – морское путешествие

Провела:

учитель нач. кл.

Пронина Н. Ф.

Козьмодемьянск

2018

Тема: Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Цели: 

1) закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10; знание состава чисел первого десятка; составлять и решать задачи изученных видов, работать с геометрическим материалом;

2) развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, математическую речь, интерес к предмету;

3) воспитывать чувство доброты и отзывчивости к окружающему миру, морским животным; создание на уроке благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование:

для учителя: учебник; рисунки с изображением корабля, корабельных атрибутов, синего кита и дельфина, морской звезды, медузы, моллюска жемчужницы, чайки, маяков; для физкультминутки: 8 зелёных рыбок, 6 крабиков, 9 рыбок-петушков, 4 медузы; магнитофон с аудиозаписью морского прибоя; тетради в подарок с изображением подводного мира.

Опорные слова: открытое море, дельфин, синий кит.

для учеников: рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой карандаш, карточки со знаками «+», «-», шифр – карта.

Ход урока

I. Орг. момент  2 мин.

Слайд 1

Звенит звонок,

Начинается математики урок.
Урок не просто повседневный,
А даже необыкновенный.

Тихонечко сядет 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

У. Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправимся с вами в морское путешествие, закрепим таблицу сложения и вычитания в пределах 10, будем решать задачи, примеры, сравнивать числа и выражения. Каждый из вас станет капитаном, ведущим своё судно через море. Но море это не простое, а математическое.

На каждом судне ведут бортовой журнал, в который записывают всё, что произошло за время путешествия. Так вот, сегодня каждый из вас будет вести свой личный бортовой журнал, а в конце путешествия мы объединим все в один большой и познакомим с ним ваших родителей. Поэтому нужно постараться записывать всё аккуратно и  правильно выполнять задания.

У. Путешествие будет долгое, в пути вас могут подстерегать различные опасности, поэтому вам надо быть умными, сообразительными, дружными. Согласны со мной? Тогда - в путь! Счастливого вам пути!

У. Открываем бортовые журналы, записываем сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний учащихся – 10 мин.

У. Давайте же узнаем, на чём мы отправимся в путешествие.

1) Проведём математический диктант: 

 

У. Все нашли задание № 1.

Работаем в каждой клеточке, клеточки не пропускаем.

- Запишите число, которое следует за числом 3;

- Запишите число, которое стоит перед числом 7;

- Запишите число, которое на 1 больше 9;

- Запишите число, которое на 3 меньше 10;

- Запишите, на сколько 6 больше 4?

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, запишите, чему равна сумма?

- Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, запишите, чему равна разность?

Слайд 2.        На доске открываются числа:    

4, 6, 10, 7, 2, 8, 3.

У. Сверьте свои ответы.

  • У кого нет ни одной ошибки? Молодцы!
  • У кого есть ошибки? Будьте повнимательней.

 2) Состав числа 10.

У. Чтобы выйти в открытое море и показать хорошие знания по теме, нам нужно повторить состав числа.

- Из данного числового ряда получите 10 разными способами.

- А какие ещё случаи состава числа 10 вы знаете? Приведите примеры.

- Посмотрите внимательно на числа. В правильном ли порядке они записаны?

- Давайте запишем их в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания?

- Запишите их самостоятельно в задании под № 2.

У доски работает ученик:2, 3, 4, 6, 7, 8, 10.

- Проверьте, так ли у вас?

- Какие числа вам хотелось бы добавить до полного числового ряда? (0, 1, 5, 9)

- Найдите в своих бортовых журналах задание № 3 - запись чисел от 0 до 10.
- 1 вариант - зачеркните красным карандашом каждое второе число.

- 2 вариант - зачеркните зелёным карандашом каждое третье.

- А теперь поменялись журналами, сделаем взаимопроверку.

- 2 вариант читает хором ответы 1 варианта. (1,3,5,7,9)

- 1 вариант читает хором ответы второго. (2,5,8)

- У кого нет ни одной ошибки? Молодцы! У кого ошибки исправляйте.

У. У вас на партах лежит шифр - карта. Найдите все числа по порядку, как они были записаны в математическом диктанте (№1) и прочитайте, какое слово получилось?

Слайд 3.

4

6

10

7

2

8

3

к

о

р

а

б

л

ь

3) Задача на смекалку.

Слайд 4.

- Итак, мы отправляемся путешествовать на корабле (на доске рисунок корабля). 

- Ребята, а какие виды водного транспорта вы ещё знаете? (Показ иллюстраций.)

- Назовите мне, пожалуйста, самого известного капитана, который плавал на яхте под названием «Победа»? (Капитан Врунгель)

- Давайте решим о нём задачу.

Задача: На яхте капитана Врунгеля 3 сундука. В них хранятся золото, серебро и жемчуг. Отгадайте, что в каком сундуке, если в 3 сундуке – серебро, а в первом – не золото.

4) Поиск закономерностей.

Слайд 5.

У. Итак, отправляясь в путь, необходимо знать некоторые корабельные атрибуты.

  • На корабле должен быть флаг. Флаг какой страны перед вами?
  • А что произойдёт, если переставить 1 и 2 полоски флага?
  • А действительно ли это будет флаг РМЭ или чего-то не хватает?
  • Штурвал – руль корабля.
  • Якорь – приспособление для остановки корабля.

У. Рассмотрите таблицу в задании № 4.

- Подумайте, что нужно вставить на месте пропусков и выполните самостоятельно.

- Что вставили во 2 строчке в первой ячейке? (якорь)

- Что вставили в 3 строчке, в первой и третьей ячейках? (штурвал и флаг)

- Молодцы! Вы быстро справились. А теперь отправляемся в открытое море.

 Проведём дыхательную гимнастику: «Надуваем паруса» (под музыку).

III. Закрепление изученного материала – 21 мин.

Слайд 6.

1) Составление и решение задач по краткой записи.

У. Ребята, давайте возьмём свои бинокли и посмотрим. Кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды? (На доске — картинка с изображением кита, дельфина).

Правильно, это синие киты. А кто невдалеке от них? Молодцы!

У. Рассмотрите их внимательно и составьте о них задачу по краткой записи:

Киты — 6

Дельфины —? на 4>

6 + 4  = 10 (д.)

Ответ: 10 дельфинов.

Дети составляют задачу.

- Кто знает, как решать задачу? Самостоятельно запишите решение в задании № 5.

- Кто не знает, как решать, встаньте. Разбираем вместе со мной.

- Итак, что известно в задаче?

- Что значит на 4 больше? (столько же, да ещё 4)

  • Что требуется найти?
  • Каким действием будем решать? (сложением)

- Записываем решение в журнал под № 5.

(Один ученик решает задачу у доски.)

У. А сейчас хочется сообщить вам интересную информацию об этих животных.

Синий кит – самое крупное животное на нашей планете, он достигает 30 метров в длину и весит 150 тонн. Их лёгкие имеют большой объём, поэтому могут длительное время находиться под водой, не дыша, и даже погружаться на глубину 500 метров. Люди издавна охотились на китов. В наши дни их осталось совсем мало, поэтому они взяты под охрану.

Дельфины – самые разумные морские обитатели. К людям они относятся по-особому. Нередко они подплывали к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. А в случае кораблекрушения, не раз спасали моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.

У.  А сейчас, всё внимание на вас.

Вы трудились, вы устали – физкультминуточка у нас.

2) Морская физкультминутка.

 Слайд 7.

  1. Физкультминутка «Море волнуется…».
  2. Физкультминутка для глаз (под музыку).

Пройтись взглядом по каждой волне 3 раза.

(Дети совершают под музыку плавные покачивающиеся движения.)

3) Решение неравенств: задание № 6.

Слайд 8.

Дельфинчик плавает в воде,
И приглашает нас к себе,
Просит обратить внимание

И выполнить его задание.

 

7 – 4 … 6          6 + 2 … 9        1 + 6 … 7

3 + 7 … 10        5 … 8 – 4        5 + 4 … 2

(Дети выполняют на доске и в тетради по рядам, с объяснением.)

4) Решение простых задач (устно).

У. А сейчас мы совершим экскурсию в подводный мир. Все готовы? Погружаемся в воду (под музыку). Давайте узнаем, кто живёт на самом дне моря. Итак, кого вы узнали? (Картинки медузы, морской звезды и т.д.). Давайте познакомимся с ними поближе — решим о них задачи.

У. Правильно решив задачи, я познакомлю вас с одним из удивительных украшений морского дна. Но, чтобы до него добраться, вам нужно как следует потрудиться: найдите задание № 7.

  • Сейчас я буду вам читать задачи.
  • Если задача решается со знаком «+», то вы рисуете круг.
  • А если при помощи знака «-», то овал.
  • Работаем в каждой клеточке, клеточки не пропускаем.

(Учитель читает задачи, дети рисуют узор.)

  1. На морских просторах свободно плавают 4 медузы и 5 морских черепах. Сколько всего морских животных плавает на просторах? (+) на нахождение суммы;
  2. На самом дне моря было 10 морских обитателей. 7 из них были морские звёзды, а остальные – морские ежи. Сколько морских ежей было на дне моря? (-) на нахождение неизвестного слагаемого;
  3. В подводных пещерах прячутся 3 осьминога и 8 крабов. На сколько больше крабов прячется в пещерах, чем осьминогов? (-) на разностное сравнение;
  4. У морского побережья плавало 2 акулы, а дельфинов – на 6 больше. Сколько дельфинов плавало у побережья? (+) на увеличение числа на несколько единиц.

У. Давайте проверим, какой узор у вас получился.

Слайд 9.

1.  круг – овал – круг - овал

2. круг – овал – овал - круг

У. У кого второй вариант записи, тот решил задачи правильно, остальные у кого не так – исправляйте.

У. Подумайте, какое правило в узоре и продолжите его до конца. Пока вы рисуете, послушайте, это интересно знать:

  1. Акула опасна для жизни человека. Самая крупная – китовая, достигает 19 метров. Голодная акула может набрасываться на всё, что видит поблизости. В желудках выловленных акул часто находили консервные банки, тряпки, обломки лодок.
  2. У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Длина её щупалец достигает 30 метров. На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, в которых находится яд, способный вызвать у человека смертельные ожоги.
  3. Краб – морской доктор. Он поедает гниющие останки морских животных, очищая океан от вредных веществ.
  4. Морская звезда – хищник, который питается моллюсками и морскими ежами. В случае опасности они, как ящерицы могут отбрасывать часть своего тела. Мало того! Учёные проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превратилась в морскую звезду.

У. Скажите, а на что похож получившийся узор? (На бусы.)

У. Правильно, на бусы. Среди всех бус существуют самые дорогие и самые красивые бусы,  они собраны из жемчуга. (Учитель показывает бусы.)  А что такое жемчуг и откуда он берётся, знаете? Так вот, на самом дне моря обитает моллюск жемчужницы. А называют его так потому, что если песчинка попадёт внутрь раковины, то затем она покрывается слоем перламутра, и образуется жемчужина, из которой можно сделать различные украшения. Ради жемчужин люди и ловят этих животных. (Рисунок жемчужн.)

Слайд 10.

5) Физкультминутка.

Слайд 11.

У. Настало время отдохнуть. Выполним подводную физкультминутку:

(На доску приклеены 4 медузы, 8 зелёных рыбок, 6 крабиков, 9 рыбок-петушков, дети выполняют упражнение и хором считают: раз, два ...).

На носочки встали — до медуз достали;

Столько сделаем наклонов — сколько рыбок здесь зелёных;

Приседаем столько раз, сколько крабиков у нас;

Столько сделаем прыжков — сколько рыбок-петушков.

6) Решение примеров  (самостоятельно, по вариантам).

У. Закончилась наша подводная экскурсия. Поднимаемся на корабль, а чтобы немного прийти в себя от подводного плавания, решим примеры —

1 вариант – 1 строчка, 2 вариант – 2 строчка.

У. Найдите в журналах задание № 8 и приступайте к его выполнению.

(Дети самостоятельно решают примеры. 2 учениками устно зачитывается решение, чтение примеров разными способами).

У. Встаньте те, кто решил правильно. Молодцы!

IV. Итог урока –2 мин.

У. Смотрите, какая красивая чайка показалась на горизонте. Каждый моряк знает, что если увидели чаек, значит скоро берег. Итак, мы подплываем к берегу, и уже виднеются маяки. У каждого, посмотрите, свой огонек.

Слайд 12.

Если вам урок понравился, и вы на уроке всё поняли, то поднимите красный огонёк.

Если всё понравилось, но было не всё понятно – поднимите зелёный огонёк.

Если ничего не поняли – то жёлтый огонёк.

  • Наше путешествие подошло к концу.
  • Вам понравился урок?
  • Какие задания вам понравились?
  • Как нужно относится к подводному миру нашей планеты?
  • Я благодарю вас за работу.
  • И в память о сегодняшнем уроке вы получаете от меня тетради с изображением морского подводного мира.
  • И ещё, ребята, чуть не забыла, чайка принесла с собой задание: « В свободное от учёбы время составить из геометрических фигур любого морского животного».

Слайд 13.

  • Спасибо вам за урок. Отдыхайте.

_______________________________

-1-

-2-

 

-3-

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

-4-

-5-

-6-

7 – 4 … 6          6 + 2 … 9        1 + 6 … 7

3 + 7 … 10        5 … 8 – 4        5 + 4 … 2

-7-

+

 

-8-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку-путешествию в лес, математика 1 класс "Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20"

Интегрированный урок-путешествие в лес. Математика+окружающий мир+чтение. На уроке отрабатываются навыки сложения и вычитания в пределах 20. Разные виды работ, в конце урока тестирование. Учащиеся зак...

Урок математики 2 класс . "Закрепление пройденного. Сложение и вычитание в пределах 100"

Подробный конспект открытого урока по математике во 2 классе по традиционной программе....

Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток" УМК Перспектива

Урок математики 1класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток"УМК Перспектива по учебнику Дорофеева...

Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 10"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Сложение и вычитание в пределах 10"...

Презентация к уроку математики 1 класс" Закрепление.Связь сложения и вычитания в пределах 10"

В презентации представлен материал к уроку математике 1 класса по учебнику Моро 2 часть.закрепляется знание состава чисел, умение составлять задачи по рисунку, решать пройденные задачи. повторить рабо...

Конспект урока в 1 классе «Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач».

Урок - закрепление изученного материала. Проводится в игровой форме....