Методическая разработка по математике "Единицы стоимости: рубль, копейка". 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс)

Емельянова Наталья Станиславовна

Во втором классе вводится понятие денег, их функции. Учащиеся продолжают расширять свои знания о денежных знаках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 277 г. Санкт-Петербург






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету «Математика»



Тема: «ЕДИНИЦЫ СТОИМОСТИ: РУБЛЬ, КОПЕЙКА»





Автор: учитель начальных классов Емельянова Н.С.

2020


Оглавление

2.1. План урока 

с. 4

2.2. Ход урока

с. 5

3.

Список использованной литературы

с. 9

4.

Приложение

4.1. Индивидуальная работа (карточки)

с. 10

4.2. Конверт с монетами

с. 11

4.3. Задачи для работы в группах

с. 12

4.4. Список покупок

с. 13

5.

Рекомендации

с. 14




Пояснительная записка

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.

В свою очередь важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. 

Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально – педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально – экономические роли: домохозяина, инвестора, заёмщика, налогоплательщика и т.д.

Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности. Это касается всех основных направлений, таких как:

рациональное использование денежных ресурсов на потребление;

культура сбережения с целью формирования активов;

эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно.  Ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.


План урока по математике

Тема: Единица стоимости: рубль, копейка.

Цель: формирование знаний и умений учащихся по теме «Единица стоимости»

Задачи урока:

  1. Раскрыть сущность понятий единицы стоимости: деньги, монеты;
  2. Формировать умение вести расчёт монетами разного достоинства, вести преобразование величин;
  3. Способствовать совершенствованию вычислительных навыков;
  4. Побуждение детей к самоанализу.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: урок-практикум.

Термины и понятия: единица стоимости, деньги, монеты, рубль, копейка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты достоинством 1 коп., 1 р., 10 – 50 – 100 рублей.


План урока


Ход урока

Мотивация

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Устный счёт

  1. Задачи на смекалку
  • У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука? (6 ног)
  • На верёвку завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку? (на 6 частей)
  • Сумма двух чисел равна 8, а их разность 4. Угадайте, какие это числа? (6,2)
  1. Индивидуальная работа

Карточка 1: заполни пропуски, преобразуй единиц.

1 м = … см

70 см = … дм

3 см 8 мм = … мм

100 мм = … дм

1 м 2 см = … см

Карточка 2: замени суммой разрядных слагаемых числа

43 =

77 =

95 =

Карточка 3: используя цифры 2, 6, 8, запиши всевозможные двузначные числа. Запиши их в порядке убывания.

  1. Цепочка

-10 + 4 - 30 + 8 - 6 + 10

Изучение нового материала

- Отгадайте загадку

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (деньги)

- Какова тема нашего урока? (Единица стоимости)

- Что такое деньги? (это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления)

- Монеты какого достоинства вам знакомы? (рубли, копейки)

- Какая денежная единица самая маленькая? (копейка)

- Как выглядит копейка? (это металлическая монета)

- Какие металлические монеты вы знаете? (1,5,10,50 коп. 1,2,5,10 рублей)

Работа в парах

Задание 1: с помощью монет наберите 100 копеек разными способами.

Вывод: Принято считать, что 100 копеек – это 1 рубль.

- Для чего нужны деньги? (чтобы покупать то, что мы хотим или то, что нам нужно)

- Чтобы более точно ответить на этот вопрос вы поработаете в группах, попробуйте сами найти ответ, решив экономические задачи.

Работа в группах

1 группа: У Маши в кошельке 20 рублей. В школьном буфете она купила пирожок за 10 рублей. Сколько денег у неё осталось? Какую функцию выполняет деньги в данной задаче?

2 группа: У Лёни в копилке было 30 рублей. В понедельник папа дал ему 50 рублей на карманные расходы. Лёня решил их не тратить, а положить в копилку. Сколько денег стало у Лёни? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?

3 группа: в магазине игрушек машинка стоит 100 рублей, а кукла на 20 рублей дешевле. Какова стоимость куклы? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?

- Какие функции выполняют деньги в нашей жизни? (Деньги выполняют функцию средства накопления богатства, средства обмена на товары и услуги, меру стоимости)

- А что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, уважение, дружбу, погоду и т.д.)

Физкультминутка

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)


Закрепление изученного материала

- У вас на партах лежат конверты с деньгами. На доске вы видите продукты питания с указанными на них ценами. Представьте, что ваша группа – это семья. Попробуйте приобрести товары, согласно составленному списку. Определите, сколько денег у вас останется.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Я использую полученные знания …
  • Мне понравилось как работал на уроке …

Итог урока

На уроке не скучали:

Ценность денег изучали.

Знаем мы, как их копить,

Чтобы что-нибудь купить.

Будь ты молод или стар,

Знай, что деньги – твой товар.

Все мы вдумчиво считали;

Что дороже узнавали.

Будем мы, чтоб проще жить,

С экономикой дружить.


Список используемой литературы

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Ч. 1 / М.И.Моро, М.А.Бантова, Г. В. Бельтюкова – М.: Просвещение, 2013. – 128с.
  2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро: 2 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с.
  3. Устный счёт: 2 класс к учебному комплекту М.И. Моро и др.\ В.Н. Рудницкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 – 96 с.


Приложение

«Индивидуальная работа»

Карточка 1: заполни пропуски, преобразуй единиц.

1 м = … см

70 см = … дм

3 см 8 мм = … мм

100 мм = … дм

1 м 2 см = … см

----------------------------------------------------------------------

Карточка 2: замени суммой разрядных слагаемых числа

43 =

77 =

95 =

-----------------------------------------------------------------------

Карточка 3: используя цифры 2, 6, 8, запиши всевозможные двузначные числа. Запиши их в порядке убывания.


--------------------------------------------------------------------------------------


Конверт с монетами












                                                       Задачи

1 группа: У Маши в кошельке 20 рублей. В школьном буфете она купила пирожок за 10 рублей. Сколько денег у неё осталось? Какую функцию выполняет деньги в данной задаче?


-----------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа: У Лёни в копилке было 30 рублей. В понедельник папа дал ему 50 рублей на карманные расходы. Лёня решил их не тратить, а положить в копилку. Сколько денег стало у Лёни? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?


--------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа: в магазине игрушек машинка стоит 100 рублей, а кукла на 20 рублей дешевле. Какова стоимость куклы? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?


-------------------------------------------------------------------------------------------------


Список покупок

1 группа:

Молоко

Хлеб

Макароны

Масло

2 группа:

Молоко

Гречка

Масло

Хлеб

3 группа:

Соль

Хлеб

Масло


Цена продуктов питания

Молоко – 15р

Хлеб – 10р

Макароны – 20р

Гречка – 23р

Масло сливочное – 40р

Соль – 8р


Рекомендации

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается за счёт взаимодействия и взаимопонимания преподавателя и обучающихся.

При решении проблемного вопроса можно использовать другие задачи, если класс сильный, тогда можно дать по 2 задачи на группу. Например,

1 группе: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов мёда и заплатила за это 2 зёрнышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу – 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

2 группе: Цена телевизора 15 золотых монет. Цена телефона 6 золотых монет. Какой товар дороже?  Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

3 группе: Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Так же он поступил и после того, как построил Лисе новый курятник. Какую функцию здесь выполняют деньги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единицы стоимости: рубль, копейка.

Урок математики с презентацией во 2 классе УМК "Школа России"....

Конспект урока математики в 1 классе.Тема: Меры стоимости- рубль, копейка.

Данный урок расчитан на учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью)...

УМК «Школа России», 1 класс «Математика» Технологическая карта Тема: Единицы стоимости: рубль, копейка

Тема:     Единицы стоимости: рубль, копейкаЦели:   познакомить с денежными  единицей рубль, соотносить рубль и копеек; переводить одни единицы в другие.Задачи:...

План-конспект урока для 2 класса по математике на тему : "Единицы стоимости. Рубль, копейка."

План-конспект урока для 2 класса по математике на тему : "Единицы стоимости. Рубль, копейка."...

Конспект по математике, для 2 класса. Тема "Единицы стоимости. Рубль. Копейка"

Конспект по математике, для 2 класса. Тема "Единицы стоимости. Рубль. Копейка"...

Разработка плана-конспекта математике для 2 класса «Работа с величинами. Единицы стоимости: рубль, копейка»

Цель: ознакомление с единицами стоимости – рубль и копейка.Задачи:Образовательная: научиться соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках; научить учащихся использовать при...