Использование игровых технологий на уроке математики.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко.
В практике автора опыта уроки с использованием игр или игровых ситуаций достаточно часты, так как являются эффективным средством обучения и воспитания.
Современные реалии жизни таковы, что с 2-3 лет ребенка начинают активно обучать. Многие родители, боясь прослыть отсталыми, записывают малыша в кружки, секции, центры развития. Почти все мамы стараются как можно раньше научить ребенка читать. В результате малыш буквально захлебывается в потоке ненужной ему информации, которую он еще не в состоянии оценить и полноценно усвоить. А родителям невдомек, что наиболее развивающей деятельностью для ребенка в этом возрасте является игра.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умения самостоятельно оценить получаемую информацию, а также умения применить ее. Развивать подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, получаемых на уроке и во внеурочное время.
По Л.С.Выготскому, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности для старших дошкольников. Как раз в этом возрасте современные дети становятся обучающимися школ. Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами. К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Не секрет, что учащиеся часто мечтают отдохнуть от традиционного построения урока, и введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, применить свои знания и умения, привести эти знания в систему. В игре невозможно оставаться пассивным, каждый участник игры обязательно проявит свои знания и умения для получения результата.
На уроках математики можно применять и дидактические, и логические игры. Но, по мнению автора опыта, такие игры приемлемы в достаточно подготовленной аудитории. В нашей же школе обучаются дети со средним и низким уровнем подготовленности. Поэтому в этом исследовании основное внимание будет уделено сюжетно-ролевым играм.
Многие педагоги уверены, что игровая деятельность на уроке требует огромной подготовки – это и множество иллюстраций, и музыкальное сопровождение, и расстановка мебели, и костюмы, и еще тысяча мелочей… Для театрализованных форм это верно. Но автор опыта убедилась, что громадная подготовка для игрового момента не всегда нужна. Привести на урок сказочного героя очень легко. Пусть он даст ребятам учебное задание – с каким же удовольствием это задание будет выполняться! И с какой гордостью в глазах обучающиеся будут демонстрировать полученный результат!
Еще интереснее, как кажется автору опыта, чтобы целый учебный год ребят сопровождал какой-то сказочный персонаж. Кем он будет – слоненком, забавным щенком или крохотным динозавром – решать вам. Только лучше будет уступить в этом вопросе детскому вкусу.
В прошлом году в нашем классе появилась кошка. Ребятишки сами придумали ей имя – Глупышка, ведь она совсем не умела считать, а примеры и задачи решала с ошибками. С каким восторгом дети находили ошибки в ее работах! С утра спрашивали, не оставила ли им задания Глупышка. Этот сказочный зверь годился для любого этапа любого урока, будь то русский язык, математика или окружающий мир.
Во втором классе дети с первых дней обучения стали вспоминать про кошку, которая целый год училась с ними. Пришлось вернуть полюбившегося персонажа. Теперь, кроме заданий с ошибками, кошка просит накормить ее. Каждый правильно решенный пример или задача дарит кошке ее любимое лакомство – вкусную плюшку. Так что все стараются на уроке успеть как можно больше, чтобы кошка Плюшка насытилась.
Еще кошка может позвать ребят попутешествовать, сходить в гости к её другу. Выполняя учебные задания одно за другим, мы можем добраться до домика, в котором живет – кто? увидим в конце урока. Так обычный урок превращается в захватывающее приключение, и только в конце урока на этапе рефлексии обучающиеся осознают, что они научились чему-то новому, необходимому и важному.
Чтобы игра-путешествие не потеряла новизны, автор опыта рекомендует сделать за дверцами домика две вертикальные прорези, чтобы в образовавшееся окошко помещать новые картинки с изображением зверей, птиц, сказочных и мультипликационных персонажей. Обучающиеся скоро привыкнут к тому, что в конце урока им обязательно встретится новый герой.
Совсем немного подготовки требуется и для другого варианта игры-путешествия. Эта игра уместна на уроках закрепления или обобщения знаний. Например, на урок математики автор опыта подготовила две задачи, выражения, содержащие скобки, уравнения и сравнение величин. Пока более слабые обучающиеся решают математический диктант, 5 более сильных получают по заданию из плана урока, решают его, проверяют правильность решения у преподавателя, а затем становятся начальниками станций.
Каждый обучающийся получает путевой лист и становится машинистом своего поезда. Обучающийся приходит к станции, на которой ему выдают карточку с заданием, уходит на свое место, выполняет задание и отправляется с тетрадью на ту же станцию. Начальник станции проверяет выполненную работу и, если она верна, ставит в путевом листе машиниста отметку о выполнении. Для отметок проще всего раздать начальникам станций фломастеры разного цвета.
Начальник станции сделал в путевом листе отметку? Все, можно двигаться к другой станции. А в конце урока все машинисты сдают свои путевые листы учителю. Если задание оказывается выполненным неправильно, а обучающийся не может сам справиться с ним, на помощь приходит эксперт-помощник. Он подскажет, в чем ошибка и как ее исправить. Автор опыта рекомендует на роль эксперта-помощника назначать наиболее сильных в математике обучающихся.
Уроки подобного рода весьма распространены в Германии. Обучающимся очень нравится такой тип урока. Их привлекают в основном два момента. Первый – игровой («Я – машинист!», «Мы сегодня сами, без учителя!»), второй – возможность выбора. Ученик сам выбирает последовательность выполнения заданий. Один начинает с самого легкого, другой, наоборот, с самого трудного. Но работают все. Пассивное списывание с доски исключено. Автор опыта тоже делает для себя выводы – Сережа испытывает затруднения в решении задач, а Арине трудны уравнения. Нужно учесть и позаниматься с ребятами. И как приятно видеть гордость в глазах обучающихся, когда преподавателю несут до конца заполненный путевой лист!
Кроме привлечения внимания обучающихся и тренировки сугубо математических знаний и умений, игра содействует воспитанию дисциплинированности, ведь любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, обучающийся вынужден соблюдать их, причем он делает это не по принуждению, а совершенно добровольно. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Итак, если педагог решил включить в урок математики сюжетно-ролевую игру, автор опыта рекомендует придерживаться следующих необходимых требований. (на слайде)
В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащие для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Главное – выбрать игру с умом и по душе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики
В данной статье описывается деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики....
Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах
Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах...
Особенности использования игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода
Особенности использования игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода. Этот материал будет полезен учителям начальных классов....
Использование игровых технологий на уроках математики для социализации учащихся с ОВЗ
Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации. Математическая игра как форма работы играет огромную рол...
Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе
ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...
Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время ...
Доклад "Использование игровых технологий на уроках математики"
Доклад содержит информацию об используемых игровых технологиях на уроках математики в начальной школе...