Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Самоопределение к деятельности Словесный – Беседа | 1 минута | – Здравствуйте, ребята. ! Сегодня нас ждет необычный урок математики. Понять, в чем его необычность, нам поможет высказывание известного русского ученого- физика Александра Леонидовича Чижевского. Прочитайте его Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия»
| (приветствуют учителя)
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II.Актуализация знаний и мотивация
| 5 минут | -Как вы его понимаете?
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого высказывания? Я вам желаю новых открытий и интересной, продуктивной работы на уроке.
- Чтобы совершать открытия, нужно много знать. Вспомним то, что нам уже известно. Посмотрите на доску, что на ней изображено?
- Как можно разделить эти фигуры на группы? Объясните, по каким признакам можно это сделать.
- Разделите, пожалуйста, эти фигуры на плоские и объёмные
- Назовите фигуры в 1-ой группе
- Чем они отличаются друг от друга?
- Чем они похожи? Спасибо, ребята увидели все признаки сходства и отличия! Как эти фигуры можно назвать одним словом?
- Как называются объемные фигуры во 2-ой группе?
- Расскажите всё, что вы знаете о кубе
| Каждый из нас может открывать что-то новое, информация о новых понятиях может содержаться в объектах, которые находятся рядом. Мы будем что-то открывать новое сами.
Геометрические фигуры
Цвет, объем, форма
один ученик выполняет деление фигур на группы Треугольник, четырехугольник, пятиугольник Количеством сторон, вершин, углов.
Это многоугольники. Все эти фигуры-многоугольники
Это кубы Куб - это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рёбра куба равны между собой, грани являются квадратами
| П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
III.Постановка учебной задачи
Словесный – Формулировка темы и цели урока
| 3-4 минуты | - Как вы думаете, для чего мы повторяли всё, что мы знаем о геометрических фигурах?
-Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока - Действительно, тема нашего урока: «Пирамида».
- Что вы знаете о пирамиде?
- Кто из вас встречал или видел подобные фигуры?
- Ребята, известно ли вам, что древние египтяне не случайно использовали форму пирамиды для своей постройки. Пирамида имеет много интересных свойств, которые мы сегодня попытаемся узнать.
-Постарайтесь поставить перед собой цель урока Цели: - узнаю, что такое пирамида, ее элементы;
- узнаю виды пирамид;
- узнаю свойства пирамиды;
- смогу находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.
- Что нам поможет достичь поставленных целей? Я предлагаю не сразу обращаться к учебнику и ко мне с вопросами, а попробовать самим достичь поставленных целей.
| Чтобы открыть что-то новое.
Пирамида
на слайде пирамида Хеопса
Учебник, тетрадь, знания учителя и одноклассников | Л:анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV.Открытие нового знания Практический –фронтальная работа
Словесный – инструктаж
| 10-12 минут | - С какой цели начнем?
- -В математике часто новое знание открывается путем сравнения уже известного и нового. Возьмите из коробки фигуры синего и желтого цветов. Назовите их
- Давайте поработаем в парах. Найдите как можно больше признаков сходства у этих фигур
- Из каких элементов состоит пирамида?.
Покажите грани, ребра, вершины пирамиды Кто хочет дополнить ответ? - Предлагаю записать то, что мы узнали о пирамиде.
- 1). Эти элементы есть и у куба.
-В паре попробуйте найти отличия между пирамидой и кубом Если ученики испытывают трудности, то возможны вспомогательные вопросы:
- Обратите внимание на грани пирамиды, что вы можете о них сказать?Чем они отличаются от граней куба?
- Все ли грани пирамиды одинаковы? Какую грань можно назвать «лишней»?
Меня очень радует, когда ученики умеют размышлять! Сколько открытий мы уже сделали! - Что нам поможет проверить, верны ли наши версии о признаках пирамиды?
- Прошу вас, откройте учебник. Что нового вы узнали о пирамиде?
Покажите боковые грани на пирамиде. Покажите основание пирамиды. - Какая геометрическая фигура может быть основанием пирамиды?
- Покажите основание у желтой пирамиды. Какой это многоугольник
| Узнаю, что такое пирамида Куб и пирамида.
Пары высказываются: пара называет один признак - остальные пары показывают на моделях этот признак Из вершин, ребер и граней Ученики показывают элементы на моделях. Дети высказывают предположения: боковые грани пирамиды - треугольники, есть грань, которая отличается от остальных. Гранями пирамиды являются треугольники, сходятся в одной вершине, грани куба - квадраты, у пирамиды есть грань, которая является квадратом. Не все грани одинаковы: есть грань –четырехугольник. Проверить гипотезы и узнать ещё больше о пирамиде нам поможет учебник. У пирамиды есть боковые грани и основание. Любой многоугольник? Четырехугольник, квадрат. |
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: анализ.
Л: синтез. |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический – Работа с учебником, фронтальная работа | 5-6 минут | - Обобщим все признаки пирамиды, которые мы узнали.. Прочитайте его и допишите
- Какая наша следующая цель?
- Возьмите из коробки модели пирамид всех трех цветов, куб можно убрать в коробку.
- Чем они похожи?
- Какие фигуры находятся в основании пирамид?
-Предположите, как могут называться данные пирамиды? Объясните, от чего зависит название пирамиды?
Физминутка Немного отдохнем. Прошу вас встать. Давайте нарисуем левой рукой в воздухе основание пятиугольной пирамиды, правой рукой четырехугольной, левой ногой - треугольной, правой- четырехугольной . Садитесь. | Все боковые грани пирамиды треугольники, а её основанием является многоугольник. Узнаю, что такое пирамида, ее элементы. Учусь определять виды пирамид. Боковые грани - треугольники, есть основания, вершины, ребра. У них разные основания. Треугольник, четырехугольник, пятиугольник. Название пирамиды зависит от фигуры основания Научились определять виды пирамид. | П: смысловое чтение;
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Самостоятельная работа
Практический – Самостоятельная работа
| 5-6 минут | -Сегодня мы уже узнали основные признаки пирамиды, поэтому мы уже можем поработать конструкторами. Попробуем сконструировать пирамиду с помощью спичек и пластилина. - Первый ряд сконструирует четырехугольную пирамиду, второй ряд - пятиугольную, третий ряд - треугольную.Предлагаю обсудить, как будем выполнять задание.
Какой элемент пирамиды будут представлять карандаши? Что будет являться вершинами пирамиды? - Что может вам помочь при конструировании пирамиды?
С чего удобнее начать конструирование? В случае затруднений учащихся можно спросить, что будет основанием пирамиды у каждого ряда
|
Ребра. Шарики из пластилина. Можно посмотреть на модель С основания. Четырехугольник, пятиугольник и треугольник. | П:структурирование знаний;
П: рефлексия способов и условий действия;
Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний Словесный – инструктаж
Практический – Самостоятельная работа | 5 минут | - Какая следующая цель стоит перед нами?
- Возьмите сконструированную пирамиду и поставьте ее перед собой.
- Посмотрите на лист. Рассмотрите таблицу
Виды пирамид | В | Г | Р | В+Г-Р=? | Треугольная |
|
|
|
| Четырехугольная |
|
|
|
| Пятиугольная |
|
|
|
|
- Что означают буквы?
- .Как предлагаете заполнять таблицу - по строкам или по столбцам? Почему? С какой строкой будет работать первый ряд? 2-ой ряд? 3-ий?
- На доску выносим варианты ответов - заполняем таблицу и проверяем. Кто не согласен?
- Рассмотрите получившуюся таблицу.
- Как изменяется количество вершин у пирамид? Сравните название пирамиды и количество ее вершин? Что вы замечаете?
- Как изменяется количество граней?
- Сравните количество граней и вершин пирамиды. Какую закономерность вы обнаружили?
- Кто может прочитать формулу, записанную в последнем столбце таблицы? Посчитайте результаты по этой формуле для каждой пирамиды. Какую закономерность установили?
Сформулируйте словами ту закономерность, которая записана с помощью формулы.
У кого другой вариант?
- Чем было полезно задание с таблицей? Зачем мы его выполняли?
-Что нового мы узнали о пирамиде?
| Узнать свойства пирамиды
Вершины, грани, ребра
Дети записывают свои варианты ответов и обосновывают их.
На 1 увеличивается.
На 1 увеличивается Их количество одинаково.
Если число вершин сложить с числом граней и вычесть количество ребер, то получится Сумма числа вершин и числа граней каждого многогранника на два больше числа его рёбер. Открывали свойства пирамиды Признаки пирамиды, виды пирамид, свойства пирамиды.. | П: рефлексия способов и условий действия;
К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности
Практический – Подведение итогов | 2 минуты | Вернемся к теме урока. Назовите её. - Зачем нам нужно знать признаки и свойства пирамиды?
- -Какие цели достигнуты?
-Какая цель еще не достигнута? -Где в жизни встречаются предметы имеющие форму пирамиды? -Найдите и сфотографируйте предмет дома или на улице, имеющий форму пирамиды, определите вид этой пирамиды Спасибо за урок. | Будем изучать геометрию в средней школе и старших классах, можем применять в жизни строить модели, чтобы становиться умнее, развивать воображение и т.п.). Узнавать пирамиды вокруг | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: рефлексия способов и условий действия; |