КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Пирамида
план-конспект урока по математике (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Дата:23.04.19

ФИО учителя:Контробаева А.В. ________

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»

                                ФИ студента:Печеркина А.И.

Класс:4 «В»

ФИО методиста:Шакирова О.Г _________

Кабинет: 2

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Пирамида

 

Цели деятельности учителя: формирование представления о признаках пирамид;

Планируемые результаты:

Предметные:

·        знать понятие пирамида ее элементы («основание», «боковые грани», «вершины», «ребра») и некоторые свойства, распознавать виды пирамид по их основанию;

·        уметь конструировать пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды;

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока:«открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», 4кл. презентация, модели объемных фигур, рабочий лист и лист для самоконтроля, схемы для обозначения элементов пирамиды, таблица с видами пирамид.

 

 

 

Челябинск, 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23042020_piramida.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:23.04.19

ФИО учителя:Контробаева А.В. ________

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»

                                ФИ студента:Печеркина А.И.

Класс:4 «В»

ФИО методиста:Шакирова О.Г _________

Кабинет: 2

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Пирамида

Цели деятельности учителя: формирование представления о признаках пирамид;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать понятие пирамида ее элементы («основание», «боковые грани», «вершины», «ребра») и некоторые свойства, распознавать виды пирамид по их основанию;
  • уметь конструировать пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока:«открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», 4кл. презентация, модели объемных фигур, рабочий лист и лист для самоконтроля, схемы для обозначения элементов пирамиды, таблица с видами пирамид.

Челябинск, 2020 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

Словесный – Беседа

1 минута

– Здравствуйте, ребята. ! Сегодня нас ждет необычный урок математики. Понять, в чем его необычность, нам поможет высказывание известного русского ученого- физика Александра Леонидовича Чижевского. Прочитайте его

Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия»

(приветствуют учителя)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

5 минут

-Как вы его понимаете?

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого высказывания?

Я вам желаю новых открытий и интересной, продуктивной работы на уроке.

- Чтобы совершать открытия, нужно много знать. Вспомним то, что нам уже известно. Посмотрите на доску, что на ней изображено?

  • Как можно разделить эти фигуры на группы? Объясните, по каким признакам можно это сделать. 
  • Разделите, пожалуйста, эти фигуры на плоские и объёмные

 

  • Назовите фигуры в 1-ой группе

  •  Чем они отличаются друг от друга?

  • Чем они похожи? Спасибо, ребята увидели все признаки сходства и отличия! Как эти фигуры можно назвать одним словом? 

  • Как называются объемные фигуры во 2-ой группе?
  • Расскажите всё, что вы знаете о кубе

Каждый из нас может открывать что-то новое, информация о новых понятиях может содержаться в объектах, которые находятся рядом.

Мы будем что-то открывать новое сами.

Геометрические фигуры

Цвет, объем, форма

один ученик выполняет деление фигур на группы

Треугольник, четырехугольник, пятиугольник

Количеством сторон, вершин, углов. 

Это многоугольники. Все эти фигуры-многоугольники

Это кубы 

Куб - это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рёбра куба равны между собой, грани являются квадратами

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

Словесный – Формулировка темы и цели урока

3-4 минуты

  • Как вы думаете, для чего мы повторяли всё, что мы знаем о геометрических фигурах? 

-Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока

  • Действительно, тема нашего урока: «Пирамида».
  • Что вы знаете о пирамиде?
  • Кто из вас встречал или видел подобные фигуры?
  • Ребята, известно ли вам, что древние египтяне не случайно использовали форму пирамиды для своей постройки. Пирамида имеет много интересных свойств, которые мы сегодня попытаемся узнать.

-Постарайтесь поставить перед собой цель урока

Цели:

  1. узнаю, что такое пирамида, ее элементы;
  2. узнаю виды пирамид;
  3. узнаю свойства пирамиды;
  4. смогу находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.

  • Что нам поможет достичь поставленных целей? Я предлагаю не сразу обращаться к учебнику и ко мне с вопросами, а попробовать самим достичь поставленных целей.

Чтобы открыть что-то новое. 

Пирамида

 на слайде пирамида Хеопса

Учебник, тетрадь, знания учителя и одноклассников

Л:анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

Практический –фронтальная работа

Словесный – инструктаж

10-12 минут

  • С какой цели начнем?
  • -В математике часто новое знание открывается путем сравнения уже известного и нового. Возьмите из коробки фигуры синего и желтого цветов. Назовите их
  • Давайте поработаем в парах. Найдите как можно больше признаков сходства у этих фигур

  • Из каких элементов состоит пирамида?. 

Покажите грани, ребра, вершины пирамиды Кто хочет дополнить ответ?

  • Предлагаю записать то, что мы узнали о пирамиде.
  • 1). Эти элементы есть и у куба.

-В паре попробуйте найти отличия между пирамидой и кубом 

Если ученики испытывают трудности, то возможны вспомогательные вопросы:

  • Обратите внимание на грани пирамиды, что вы можете о них сказать?Чем они отличаются от граней куба? 

  • Все ли грани пирамиды одинаковы? Какую грань можно назвать «лишней»?

 Меня очень радует, когда ученики умеют размышлять! Сколько открытий мы уже сделали!

  • Что нам поможет проверить, верны ли наши версии о признаках пирамиды? 

  • Прошу вас, откройте учебник. Что нового вы узнали о пирамиде?

 

Покажите боковые грани на пирамиде. Покажите основание пирамиды.

  • Какая геометрическая фигура может быть основанием пирамиды?

 

  • Покажите основание у желтой пирамиды. Какой это многоугольник

Узнаю,  что такое пирамида

Куб и пирамида.

Пары высказываются: пара называет один признак - остальные пары показывают на моделях этот признак

Из вершин, ребер и граней

Ученики показывают элементы на моделях.

Дети высказывают предположения: боковые грани пирамиды - треугольники, есть грань, которая отличается от остальных.

Гранями пирамиды являются треугольники, сходятся в одной вершине, грани куба - квадраты, у пирамиды есть грань, которая является квадратом.

Не все грани одинаковы: есть грань –четырехугольник.

Проверить гипотезы и узнать ещё больше о пирамиде нам поможет учебник.

У пирамиды есть боковые грани и основание. 

Любой многоугольник?

Четырехугольник, квадрат.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ.

Л: синтез.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический – Работа с учебником, фронтальная работа

5-6 минут

  • Обобщим все признаки пирамиды, которые мы узнали.. Прочитайте его и допишите

  • Какую цель мы достигли?

  • Какая наша следующая цель?
  • Возьмите из коробки модели пирамид всех трех цветов, куб можно убрать в коробку.
  • Чем они похожи?

  • Чем отличаются? 

  • Какие фигуры находятся в основании пирамид?

 

-Предположите, как могут называться данные пирамиды?

Объясните, от чего зависит название пирамиды? 

  • Какую цель достигли? 

Физминутка

Немного отдохнем. Прошу вас встать. Давайте нарисуем левой рукой в воздухе основание пятиугольной пирамиды, правой рукой четырехугольной, левой ногой - треугольной, правой- четырехугольной . Садитесь.

Все боковые грани пирамиды треугольники, а её основанием является многоугольник. Узнаю, что такое пирамида, ее элементы.

Учусь определять виды пирамид. Боковые грани - треугольники, есть основания, вершины, ребра.

У них разные основания. Треугольник, четырехугольник, пятиугольник. Название пирамиды зависит от фигуры основания

Научились определять виды пирамид.

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа

Практический – Самостоятельная работа

5-6 минут

-Сегодня мы уже узнали основные признаки пирамиды, поэтому мы уже можем поработать конструкторами. Попробуем сконструировать пирамиду с помощью спичек и пластилина.

  • Первый ряд сконструирует четырехугольную пирамиду, второй ряд - пятиугольную, третий ряд - треугольную.Предлагаю обсудить, как будем выполнять задание.

Какой элемент пирамиды будут представлять карандаши?

 Что будет являться вершинами пирамиды?

  • Что может вам помочь при конструировании пирамиды?

С чего удобнее начать конструирование? В случае затруднений учащихся можно спросить, что будет основанием пирамиды у каждого ряда

        

Ребра.

Шарики из пластилина.

Можно посмотреть на модель

С основания.

Четырехугольник, пятиугольник и треугольник.

П:структурирование знаний;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – инструктаж

Практический – Самостоятельная работа

5 минут

  • Какая следующая цель стоит перед нами?
  • Возьмите сконструированную пирамиду и поставьте ее перед собой.
  • Посмотрите на лист. Рассмотрите таблицу

Виды пирамид

В

Г

Р

В+Г-Р=?

Треугольная

Четырехугольная

Пятиугольная

  • Что означают буквы?
  • .Как предлагаете заполнять таблицу - по строкам или по столбцам? Почему? С какой строкой будет работать первый ряд? 2-ой ряд? 3-ий?
  • На доску выносим варианты ответов - заполняем таблицу и проверяем. Кто не согласен? 
  • Рассмотрите получившуюся таблицу.
  • Как изменяется количество вершин у пирамид? Сравните название пирамиды и количество ее вершин? Что вы замечаете? 
  • Как изменяется количество граней? 
  • Сравните количество граней и вершин пирамиды. Какую закономерность вы обнаружили?
  • Кто может прочитать формулу, записанную в последнем столбце таблицы? Посчитайте результаты по этой формуле для каждой пирамиды. Какую закономерность установили?

Сформулируйте словами ту закономерность, которая записана с помощью формулы. 

У кого другой вариант?

  • Чем было полезно задание с таблицей? Зачем мы его выполняли? 

-Что нового мы узнали о пирамиде? 

Узнать свойства пирамиды

Вершины, грани, ребра

Дети записывают свои варианты ответов и обосновывают их.

На 1 увеличивается.

На 1 увеличивается

Их количество одинаково.

Если число вершин сложить с числом граней и вычесть количество ребер, то получится

Сумма числа вершин и числа граней каждого многогранника на два больше числа его рёбер.

Открывали свойства пирамиды Признаки пирамиды, виды пирамид, свойства пирамиды..

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический – Подведение итогов

2 минуты

Вернемся к теме урока. Назовите её.

  • Зачем нам нужно знать признаки и свойства пирамиды? 
  •  -Какие цели достигнуты? 

-Какая цель еще не достигнута? 

-Где в жизни встречаются предметы имеющие форму  пирамиды?

-Найдите и сфотографируйте предмет дома или на улице, имеющий форму пирамиды, определите вид этой пирамиды

Спасибо за урок.

Будем изучать геометрию в средней школе и старших классах, можем применять в жизни

строить модели, чтобы становиться умнее, развивать воображение и т.п.).

Узнавать пирамиды вокруг

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. Тема урока: «Неравенства. Знаки > , < .»

Цель: Познакомить с понятием  «неравенство».Задачи:1) познакомить со знаками сравнения < , > ;2) сформировать у школьников умения читать и записывать числовые неравенства;3) преобразовывать...

Самоанализ + конспект урока по математике. Тема: «Заниматика - занимательное путешествие в страну юных математиков».

Цели: сплочение классного коллектива; развитие речи, кругозора учащихся; развитие внимания, навыков устного счёта, абстрактного мышления;  развитие логики; повышение интереса к математике.Задачи:...

Конспект урока по математике Тема: «Что узнали. Чему научились.» 2 урок. 3 класс.

Конспект урока по математикеТема: «Что узнали. Чему научились.»Цели деятельности учителя:  создание условия для закрепления вычислительных навыков; закрепление умений решать задачи и ...

Конспект урока по математике. Тема: Контрольная работа по теме "Умножение и деление" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: создание атмосферы для проверки у обучающихся вычислительных навыков, умения решать задачи на умножение и деление, сравнивать выражения, устанавливать связи между компонента...

Конспект урока по математике. Тема: Контрольная работа по теме: "Умножение и деление" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление умения решать задачи умножением и делением, заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, находить периметр прямоугольника.Планируемые ре...