Урок математики в 4 классе по теме «Величины»
план-конспект урока по математике

Цели урока:

Содержательная – повторение и закрепление знаний соотношений единиц длины, массы, времени, совершенствование устных и письменных вычислительных навыков, умений преобразовывать величины, решать задачи с величинами.

Деятельностная – развитие познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, формирование у ребят способности к самоанализу, фиксации своих трудностей,  выявлению причины затруднений, нахождению способов их преодоления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_velichiny.docx928.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе по теме «Величины»

Цели:

Содержательная – повторение и закрепление знаний соотношений единиц длины, массы, времени, совершенствование устных и письменных вычислительных навыков, умений преобразовывать величины, решать задачи с величинами.

Деятельностная – развитие познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, формирование у ребят способности к самоанализу, фиксации своих трудностей,  выявлению причины затруднений, нахождению способов их преодоления.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач.

Предметные:

  1. уметь работать с единицами времени;
  2. самостоятельно искать ответы на вопросы и правильно строить ход своих мыслей;
  3. демонстрировать навыки табличного и внетабличного умножения;
  4. уметь читать и дополнять таблицы, пользоваться схемой для выполнения заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

  • осуществлять анализ;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений;
  • осуществлять запись (фиксацию);
  • осуществлять обобщение;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

  • владеть диалогической речью;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

     

      Тип урока - обобщения и закрепления знаний  

Методы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная работа, рефлексия своих результатов.

Дидактический и наглядный материал: у каждого ребенка на парте лежат рабочие листы трех вариантов, который зависит от возможностей ребенка: 1 вариант - повышенный уровень, 2 вариант - базовый уровень, 3 вариант - стандартный уровень; карточки с величинами; листы рефлексии; презентация; листы с изображением кадров мультфильма.

Ход урока:

I. Орг.момент. Определение цели урока.

- Ребята, сегодня у нас гости и, как гостеприимные хозяева, давайте их поприветствуем.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады.

-Улыбнитесь друг другу и гостям.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о величинах)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Закрепим знания о величинах)

II. Устный счет. Работа в группах.

- На уроке мы вспомним то, что уже изучили по теме «Величины» и будем работать микро группами.

-Девиз урока вы узнаете, когда расположите единицы измерения в порядке возрастания. Карточки с величинами находятся на столах в конвертах. Данную работу будем выполнять в группах. Время выполнения 1 мин.

Проверка выполнения работы.

- Какую величину измеряют  единицами измерения, которые расположены в 1 столбике? (единицы длины)

- Что скажите о единицах измерения, которые расположены во 2 столбике? (единицы времени)

- И в третьем столбике? (единицы массы)

-Переверните карточки и назовите девиз нашего урока. Первая группа оформите  девиз нашего урока на доске.

Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Как понимаете смысл – всегда нужно быть в движении. Не позволять себе лениться, и тогда достигнешь цели.

Эти слова принадлежат То́масу Э́дисону — всемирно известному американскому изобретателю и предпринимателю. Он сделал много открытий, и  именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».

  III. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы будем в роли мультипликаторов и попробуем сочинить новую серию про Леопольда и двух мышатах.  Назовём мультипликационный фильм «Новые приключения Леопольда в стране Величин»

- Ребята у каждого из вас на парте лежат листы, на которых указан вариант. Задания вы сможете прочитать как на экране, так и на ваших листах. Сегодня нам не понадобятся тетради, учебники, а мы будем работать в этих  листах. Кроме того у каждого из вас есть листок рефлексии, который вы будете заполнять в ходе выполнения заданий.

КАДР 1 – «Мыши в магазине»

Чтение условия задачи.

- Леопольд отправил мышей в магазин за продуктами, намекнув, чтобы они купили для него больше любимой еды, чем для себя. Но хитрые мыши сделали наоборот.

Масса каких продуктов больше (кошачьих или мышиных)?

На сколько граммов масса сметаны меньше массы крупы?

Во сколько раз масса сыра больше массы сосисок?

1 вариант готовит ответы на все вопросы.

3 вариант на второй вопрос.

2 вариант - на третий вопрос.

ПРОВЕРКА С ОПОРОЙ НА ЭКРАН И КОММЕНТАРИЕМ

Ребята 1 варианта ответят на первый вопрос. 

Ребята 3 варианта ответят на второй вопрос.

Ребята 2 варианта ответят на третий вопрос.

КАДР 2 – «Сборы»        

Чтение условия задачи.

- Собираясь на рыбалку, Леопольд отмотал для удочки 12м 94 см лески. Но мыши тайком отрезали от лески Леопольда для своих удочек кусок такой длины, что у Леопольда осталось 763 см лески. Сколько денег сэкономили мыши, если 1 см лески стоит 2 к.?

- Ребята, как вы понимаете вопрос задачи?

- 1 вариант работает самостоятельно,

 - 2 вариант заполняет необходимые сведения в схемах. (1 ребенок выходит к доске, изображает схему, составляет план решения задачи. Далее дети работают самостоятельно)

- Ребята 3 варианта работают со мной. 

САМОПРОВЕРКА ПО ЭКРАНУ

- Как решать задачи с величинами, имеющими разные наименования?

Всегда надо помнить одно правило – сравнивать, складывать и вычитать можно только именованные числа с одинаковыми единицами (мерами). Для этого нужно помнить соотношения единиц измерения величин.

КАДР 3 – «Наживка для рыбы»

- Леопольд заранее решил нарыть червей и выкопал несколько ямок следующей формы:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623047/img1.gif 

- В виде каких геометрических фигур изображены ямки?

- Установите закономерность в построении геометрических фигур, и определите, какая фигура будет следующей (квадрат)

- Ребята 1 варианта отвечают на вопросы на своих листах. Остальные ребята работают устно.

- Чему равна сторона квадрата, если его площадь 81 м*? (9 см)

- Ребята 1 варианта должны были ответить на вопрос: на сколько квадратных сантиметров увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить на 1 см. (на 19 см))

- Поясните, как рассуждали.

IV. Физ.минутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз, два, три,
Корпус влево поверни. Корпус вправо поверни
И руками помогай,
Поясницу разминай.

Поработаем руками,
И локтями, и плечами.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы

КАДР 4  - «Время встречи»

- Леопольд с мышами договорились о времени встречи, чтобы отправиться на рыбалку. Но потом запутались, во сколько им нужно встретиться. Нам нужно выяснить, кто из наших героев прав, то есть определить время встречи. Но сначала назовите время на каждом циферблате.

Чтобы узнать о времени встречи, надо 2 и 3 варианту произвести вычисления в своих листах, а 3 варианту разгадать закономерность и найти соответствующую величину.

5 ч 40 мин, 370 мин, 6 ч 40 мин, 430 мин, ...

Ребята работают самостоятельно, после выполнения работы объясняют решение задачи, ребята 3 варианта оформляют решение на доске.

(Время встречи в 7 часов 40 минут. Прав серый мышонок.)

КАДР 5 – «Улов»  

- Леопольд с мышами пришли на озеро ловить рыбу. Улов был удачный. У Леопольда в ведре рыбы больше, чем в котелке у мышей. Хитрые мыши положили в ведро еще 1 кг 200 г рыбы, а в котелок 3 кг 350 г. Где рыбы стало больше и на сколько?

- Почему не удаётся решить задачу? (В данном тексте не хватает данных. Карточка со словом больше, переворачивается обратной стороной, на которой записано "больше на 2 кг 300 г".)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Поменяйтесь с соседом своими работами и проверьте правильность их выполнения по слайду.

- Время урока подошло к концу, и я предлагаю вам полностью рассказать серию мультфильма «Леопольд в стране Величин», которую сегодня мы создавали на уроке.

V. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам продолжить мультисказку и придумать продолжение истории про Леопольда и мышат. Те задачи, которые вы составите, мы будем решать на последующих уроках. Но вы можете выбрать себе и другую работу на дом: на «4» - №377, ТПО № 21, на «3» - № 377(1), ТПО №22.

VI. Итог урока

- А теперь давайте подведем итоги нашей работы. Я предлагаю каждому варианту ответить на свой вопрос:

- Что на уроке повторяли?

- С какими величинами работали на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Ребята, сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке при помощи листов рефлексии, проанализируйте, что удалось вам сегодня на уроке и над чем ещё необходимо поработать.  

VII. Выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Лист самооценки:

Вид задания

Выполнение задания

Устный счет

КАДР 1 – «Мыши в магазине»

 

КАДР 2 – «Сборы»        

КАДР 3 – «Наживка для рыбы»

 

КАДР 4  - «Время встречи»

 

КАДР 5 – «Улов»

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 4 класса по теме"Величины"

Эта презентация к уроку математики в 4 классе  по программе "Школа России" "Закрепление по теме: "Величины"...

Урок- путешествие "Каникулы в Простоквашино"по математике 4 класс по теме "Величины"

Форма урока: Игра - путешествие Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. В системе уроков –    13 урок.Данный урок имеет следующие цели:...

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм."

УМК "Школа 2100" открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм". Урок открытия нового знания...

ЦОР по математике, 1 класс, по теме: «Величины. Решение задач».

Аннотация к ЦОР по математике, 1 класс,  по теме: «Величины. Решение задач».УМК «Школа -2100», учебник Т.Е. Демидовой, С.А.  Козловой,  А.П. Тонких,  Ц...

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Величины" (Математика. Моро и др. УМК "Школа России")

Технологическая карта урока математики по теме "Величины" (километр) в 4 классе...

Контрольная работа по математике 4 класс по теме "Величины"

Конрольная работа содержит  проверку знаний по данной теме...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...