Решение задач на встречное движение
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок математики в 4 классе разработан по программе УМК «Школа России»
Содержание учебного материала направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении урока. Учитывая преобладающую роль наглядного восприятия детей этого возраста, урок сопровождается презентацией. Наглядно – демонстрационный материал сопровождал все этапы урока. На заключительном этапе урока дети продемонстрировали способность давать адекватную оценку своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_reshenie_zadach_na_vstrechnoe_dvizhenie.docx | 728.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Блюдчанская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по предмету
математика и информатика
по теме:
«Решение задач на встречное движение»
4 класс
Учитель: Васина Е.В.
Предмет: математика и информатика
Класс: 4
Тема: «Решение задач на встречное движение»
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий
Основные цели: Способствовать развитию умений решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения действий.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и ведут диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Дидактические материалы: учебник - М.И.Моро «Математика», 4 класс, 2 часть, карточки с дифференцированными заданиями, лист самоконтроля.
Ход урока
- Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Перед тем как начнём работу, давайте вспомним законы работы на уроке Слайд1
- Актуализация знаний
Проверка Д/з
Открыли тетради, проверим д/з. По цепочки прочитайте свои ответы.
Оцените свою работу, соберите тетради. Раздайте тетради, откройте, запишите число и классная работа.
- Устный счёт.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Слайды 2-7
Смотрим на доску. Первое задание. Сравните и назовите ответ.
Решите задачу.
Ребята а кто такой пешеход? ( это человек, который идёт по дороге.) А мы являемся пешеходами? (да)
Спасибо. Оцените себя в оценочных листах.
А сейчас проведём математический турнир. Работа в группах. Каждый ряд это ваша группа.
Задание такое. Решить примеры и ответы записать в порядке уменьшения. Дать ответ, который у вас получиться. Слайд 8-9
Какое слово у вас получилось?
Сели все на свои места. Оцените свою работу в группе.
- Постановка темы и цели урока.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока. (Решение задач на движение)
-Какие виды задач на движение вы знаете? ( задачи на нахождение скорости , времени и расстояния)
- Что нам нужно знать , чтобы правильно решить эти задачи?(знать формулы для нахождения скорости, времени, расстояния, уметь правильно применять эти формулы при решении задач на движение)
- А как найти скорость? ( путь : время)
- Как найти время движения? (путь : скорость)
- Как найти расстояние? (скорость * время)
-Мы повторили формулы для решения задач на движение.
( формулы вывесить на доску)
А скажите мне, вы любите кататься на велосипеде? Со скольки лет детям разрешается кататься по проезжей части? ( с 14 лет). Значит, в каком месте сейчас вам можно только кататься? (около дома)
Слайд 10 Рассмотрите схему. Какие величины нам даны? (величины скорости- 10 км/ч, 80 км/ч)
Как вы думаете, кто может двигаться со скоростью 10 км/ч?(велосипедист)
А что двигается со скоростью 80 км/ч? (автомобиль)
Какое расстояние проехал велосипедист, проехал автомобиль до встречи если они выехали одновременно? ( велосипедист проехал 10 км, автомобиль- 80 км)
Предметы могут двигаться в разных направлениях. Если предметы двигаются навстречу друг другу, как называется это движение? А если в разные стороны?
Д: - Встречное движение и движение в противоположных направлениях.
Слайд 11 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?
Д: Задачи на встречное движение.
Сформулируйте цель урока. (Поупражняться в решении задач на встречное движение, научиться составлять и читать чертежи к таким задачам.)
Задание 3. Работа в парах
Слайд 12-13
Сейчас вы поработаете в парах на карточках.
В первой карточке зачеркните те единицы измерения, которые не используются в задачах на движение. Оставшиеся единицы измерения разделите на группы и запишите во вторую карточку. В каждую группу запишите свои единицы измерения. Работаем дружно, друг другу помогаем.
Свою готовность покажите подняв руку.
Проверка: сверяют свои таблицы с таблицей на доске.
Учитель: Оцените свою работу на листе самоконтроля.
- Физминутка.
Что -то мы ребята за работой подустали и немного отвлечёмся.
Из – за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Сели – встали, сели- встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
А теперь переходим к работе с учебником. Откройте (с. 16). И прочитайте задачу № 61. (ребёнок читает задачу)
Выполняет заранее на доске такой же чертеж, как в задаче.
Как движутся лыжники? (– Навстречу друг другу.)
– Как это показано на чертеже? (– Стрелками.)
– Что известно о времени их выхода? (– Они вышли одновременно.)
– Как обозначено место встречи? (– Флажком.)
– Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник?( – Каждый будет идти 3 часа)
– Известны ли скорости лыжников? (– Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч.)
– Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему? (– Второй лыжник. Он шел с большей скоростью, а времени затратил столько же, сколько первый.)
– Что требуется узнать? (– Расстояние между поселками.)
– Как видим по чертежу, часть этого расстояния прошел первый лыжник, а другую часть – второй лыжник. Как же узнать расстояние между поселками?( – Сначала узнаем расстояние, которое прошел первый лыжник до встречи, затем – расстояние, которое прошел второй лыжник до встречи, после этого можно будет узнать все расстояние.)
На доске и в тетрадях появляется запись:
1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник.
2) 14 · 3 = 42 (км) – прошел второй лыжник.
3) 36 + 42 = 78 (км).
– Эту задачу можно решить другим способом. (Два ученика выходят
к доске.)
– Вы будете лыжниками. Покажите указкой откуда вы начали движение. Вы начали движение одновременно и двигались 1 час.
Сколько километров прошел за это время первый лыжник?( – Прошел 12 километров.)
– Второй лыжник? (14 км)
– Отметим точками эти расстояния и подпишем под ними «12 км» и «14 км». На сколько километров лыжники сблизились за 1 час? (На 26 километров.)
– Прошел второй час. На сколько километров еще сблизились лыжники? – Подпишем «12 км» и «14 км». ( – Еще на 26 километров.)
Прошел третий час. На сколько километров еще сблизились лыжники?– Подпишем «12 км» и «14 км». Встретились лыжники?
– Кто догадался, как по-другому решить задачу? (– Да.)
II способ:
1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения.
2) 26 · 3 = 78 (км).
Ответ: 78 километров между поселками.
Записали.
Рассмотрим задачу 61 под цифрой 2.
Прочитаем…
Рассмотрим чертёж, его чертить не надо, т.к. он у вас дан в учебнике.
Как движутся лыжники? (– Навстречу друг другу.)
– Как это показано на чертеже? (– Стрелками.)
– Как обозначено место встречи? (– Флажком.)
Известно ли расстояние между лыжниками? ( известно, оно составляет 78км.)
– Известны ли скорости лыжников? (– Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч.)
Что требуется узнать по чертежу? (-Время).
А какой формулой будем пользоваться? t=S:v
На какое расстояние сблизились лыжники за один час? – «12 км» и «14 км».
Можем ли мы узнать скорость сближения лыжников за час? ( Да. Надо скорости сложить.)
А зная расстояние и скорость сближения за 1 час можем мы узнать через сколько времени произойдёт встреча?
К доске выйдет…. Остальные самостоятельно решают задачу и проверяют её на доске.
Запись на доске.
- 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения.
2) 78 : 26 = 3 (ч).
Ответ: через 3 часа произошла встреча.
Прочитайте 3 вид задачи и рассмотрим чертёж. (Ребёнок читает задачу)
(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ)
– Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник?( – Каждый будет идти 3 часа)
- Известно ли расстояние между лыжниками? ( известно, оно составляет 78км.)
– Известны ли скорость обоих лыжников? (– Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй –скорость не известна.)
Значит, что мы должны узнать в задаче? (скорость второго лыжника)
а какой формулой узнаётся скорость. V= S:t
А как можно найти расстояние второго лыжника? ( Надо узнать расстояние, которое прошёл первый лыжник и отнять от общего расстояния.)
А зная расстояние и время сможете ли вы найти скорость? Да…
Самостоятельно решите задачу.
Проверка по слайду. Оцените свою работу.
- Рефлексия Самостоятельная работа.
Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник с.16)
VIII. Итоги урока
Обобщение
полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось выполнять?
– Где испытали трудности?
Отвечают на вопросы
IX. Домашнее задание
С. 16, № 64, 62
Слайд 14
Номер задания | Название работы, кто проверяет и оценивает. | Оценка + или - |
1 | Устный счёт | |
2 | Работа в группе | |
3 | Работа в парах | |
4 | Самостоятельная работа (самооценка) | |
Итого за урок: Если все «+» - «5» если 3«+» - «4» 2«+» - «3» |
Оценочный лист
Оценочный лист
Номер задания | Название работы, кто проверяет и оценивает. | Оценка + или - |
1 | Устный счёт | |
2 | Работа в группе | |
3 | Работа в парах | |
4 | Самостоятельная работа (самооценка) | |
Итого за урок: Если все «+» - «5» если 3«+» - «4» 2«+» - «3» |
Номер задания | Название работы, кто проверяет и оценивает. | Оценка + или - |
1 | Устный счёт | |
2 | Работа в группе | |
3 | Работа в парах | |
4 | Самостоятельная работа (самооценка) | |
Итого за урок: Если все «+» - «5» если 3«+» - «4» 2«+» - «3» |
Оценочный лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе
Цели: 1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи, вычислительные навыки;2. Развивать умение читать и сопоставлять ч...
Решение задач на встречное движение
Данная работа представляет собой конспект учебного занятия по математике для 4 класса по теме «Решение задач на встречное движение» и авторскую пре...
Тема урока: «Решение задач на встречное движение»
Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...
Решение задач на встречное движение 4 класс
Конспект открытого урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией. (УУД)...
Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Презентация к уроку математики по теме: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Урок математики в 4 классе по теме: Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Решение задач на встречное движение.
На уроке обучающиеся осуществляют виртуальную экскурсию по красивейшим местам Республики Башкортостан. Знакомятся со способом деление на 10, 100, 1000 с остатком....