Решение задач на встречное движение
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Данная работа представляет собой конспект учебного занятия по математике для 4 класса по теме «Решение задач на встречное движение» и авторскую презентацию из 17 слайдов (все этапы урока). Элементы анимации, «ловушки» от Оли и Коли, «корабль-трансформер» помогают увлечь детей поиском решений задач на встречное движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_vstrechnoe_dvizhenie._hisamutdinova_z.a._magnitogorsk.rar | 772.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение задач на встречное движение» - урок математики в 4-м классе по программе «Школа России»
Хисамутдинова Затия Аседулловна, учитель начальных классов
Класс: 4
Традиционная система, УМК «Школа России»
Программа ОУ Начальные классы (1 - 4) «Математика» (авторы М. И. Моро и др.)
Тема урока: Решение задач на встречное движение.
Тип урока: Закрепление.
Основная цель: Составление обратных задач на встречное движение.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о встречном движении и скорости сближения, о связи между величинами;
- развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать;
- развивать пространственные представления и расширить геометрический кругозор.
- формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию знаний;
- воспитать интерес к предмету, любознательности, самооценку.
Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология деятельностного подхода.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран;
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Скорость движения»» - ООО «Уральский электронный завод» 620137 Россия, Г.Екатеринбург, 2010 г.;
Презентация Хисамутдиновой З. А. «Решение задач на встречное движение»
Дидактические материалы к учебному занятию: учебник «Математика» - 4 класс, М. И. Моро;
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Пусть он принесёт вам радость общения с математикой.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Давайте вспомним, что такое движение? Какое движение происходит вокруг нас?
(Слайд 2)
Итак, тема нашего урока - решение и составление обратных задач на движение, на какое движение узнаем на уроке. Наши знакомые Оля и Коля приготовили для вас задания-ловушки, увидим корабль-трансформер жителей Геометрии. Будьте внимательны. У нас всё получится.
3. Устный счёт.
а) задание на внимание
Жители Геометрии совершают движение вот на таких кораблях. Да вот беда, один корабль затерялся. Скорей начертите в тетрадях затерянный корабль. (Слайд 3) Проверьте, вот он нашёлся.
б) геометрический материал
- работа с классом (Слайд 4)
Учитель: Посмотрите, какой он нарядный вблизи. Давайте рассмотрим его, из каких фигур состоит этот корабль?
- Из скольких состоит корабль? (одинаковых и разных)
- Из скольких состоит корабль?
- Из скольких состоит маленький ? Какой его частью является 1 ?
- Из скольких состоит средний ? Какой его частью является 1 ?
- Из скольких состоит большой ? Какой его частью является 1 ?
(12, 6, 2 , ½, 4, ¼, 8, 1/8)
- индивидуальное задание для сильных (желающих):
«Чему равна площадь жёлтого квадрата, если сторона большого квадрата равна 8 м.»
8*8= 64(м2) - S большого квадрата - задача на нахождении площади
64:2=32(м2) - S жёлтого квадрата
в) счёт по цепочке (Слайд 4)
Учитель: Сейчас корабль-трансформер видоизменился, чтобы мы смогли решить примеры по цепочке. Все промежуточные ответы пишем в тетради.
- У кого последний ответ равняется 80?
- Давайте округлим цепочку. Как из 80 получаем 24? Допишите. Проверка.
Проверка индивидуального задания: (Слайд 5)
г) задача на смекалку (Слайды 6,7)
Учитель: Корабль улетел, оставив нам наших знакомых - Олю и Колю. Оля оказалась на скачках на ипподроме и просит у вас помощи в решении задачи на смекалку.
«Пара лошадей пробежала 24 км за 2 часа. Сколько км пробежала каждая лошадь? Сколько часов пробежала каждая лошадь?»
Проверка.
Физзарядка (Слайд 8)
У.: Отложите-ка тетрадку!
Д. Раз, два!
У. Становитесь на зарядку!
Д. Раз, два!
У. Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?
Д. Да!
У. Ваши губы улыбнулись?
Д. Да!
У. Мы работать будем снова?
Д. Да!
4. Работа по теме урока
а) подготовительная работа к восприятию новой темы (Слайд 9)
- работа над понятием «встречное движение»
Учитель: Посмотрите, медвежата уже готовы нам помочь. Они нам показывают 2 схемы на встречное движение. Чем же они отличаются?
Мы сегодня будем работать над второй схемой. Почему место встречи медвежат не в центре, а ближе ко 2 велосипедисту. О чём это говорит?
Итак, тема нашего урока - решение и составление обратных задач на встречное движение.
- работа над параметрами движения (Слайд 10)
Учитель: Какие единицы измерений движения мы знаем? Как находим расстояние? Как находим время? Что такое скорость?
S = v * t
t = S : v
v = S : t
- работа над единицами величин - «ловушки» от Оли и Коли (Слайд 10)
Учитель: Не зная условий задач, скажите, где допущены ошибки, а какое решение верное?
Наблюдение, анализ решений с ошибками в единицах величин.
- актуализация знаний об обратных задачах (Слайд 11)
Учитель: Коля просит выяснить какой же столбик лишний
v | 60 | ? | 60 | ? |
t | 5 | 3 | ? | 5 |
S | ? | 15 | 300 | 300 |
Комментирование каждого столбика: «известно», «неизвестно», «нахожу».
- Ребята, какой столбик в таблице лишний? Почему? (удаляем лишний столбик)
- Как называются эти задачи, как мы их составляем?
ФИЗМИНУТКА для глаз по тренажёру.
б) Работа над темой урока
- решение задачи (Слайд 12)
«Два велосипедиста вышли одновременно навстречу друг другу из двух малинников и встретились через 3 часа. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км\ч, а второй – 7 км\ч. Найди расстояние между малинниками»
- устный разбор условия задачи
- краткая запись в виде таблицы и чертежа (проверка)
- самостоятельное решение в тетрадях
- сравнение разных способов решения на доске
- составление обратной задачи (Слайд 13)
«Из двух малинников, расстояние между которыми 45 км, вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км\ч, а второй – 7 км\ч. Через сколько часов они встретились?»
- составление задачи по чертежу
- краткая запись в виде таблицы
- самостоятельное решение в тетрадях
- сравнение разных способов решения на доске
- составление 2 обратной задачи (Слайд 14)
«Из двух малинников, расстояние между которыми 45 км, вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста и встретились через 3 часа. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км\ч. С какой скоростью шёл второй велосипедист?»
- составление задачи по чертежу
- краткая запись в виде таблицы
- самостоятельное решение в тетрадях
- сравнение разных способов решения на доске
Вывод: Как составили обратные задачи? (Слайд 15)
v | + | + | ? (vсб.-,vизвест.) |
t | + | ? | + |
S | ?(s1+,s2) | + | + |
в) Закрепление (Слайд 15)
- самостоятельный разбор задачи №95 и её решение.
3 ученика работают за доской, проверка
- сильные ученики получают инд. работу на карточках (Приложение 1);
- по желанию работа за компьютером ( диск «детская энциклопедия»);
- задание для тех, кто быстро справился с предыдущей работой (Приложение 2).
6. Работа над пройденным материалом (Слайд 16)
Решение примеров на умножение и деление чисел с нулями (трёхуровневое задание).
- анализ схем умножений;
- выбор своего уровня;
- решение примеров самостоятельно;
- сверка ответов.
7. Домашнее задание
№97,99
8.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на этом уроке? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе
Цели: 1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи, вычислительные навыки;2. Развивать умение читать и сопоставлять ч...
Тема урока: «Решение задач на встречное движение»
Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...
Решение задач на встречное движение 4 класс
Конспект открытого урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией. (УУД)...
Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Презентация к уроку математики по теме: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Урок математики в 4 классе по теме: Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Решение задач на встречное движение.
На уроке обучающиеся осуществляют виртуальную экскурсию по красивейшим местам Республики Башкортостан. Знакомятся со способом деление на 10, 100, 1000 с остатком....
Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»
Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...