Рабочая программа по по внеурочной деятельности "Пифагор"
учебно-методический материал по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_pifagor.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Пифагор» имеет научно-техническую направленность, предназначена для дополнительного образования детей и разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 26 ноября 2010 №1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 22 сентября 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 18 декабря 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе авторской программы факультатива «?» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2015. – 192 с. – (Начальная школаXXI века).
«Пифагор»- это внеурочный курс для младших школьников, содержание которого развивает математический образ мышления, расширяет учащихся в различных областях элементарной математики; расширяет математические знания в области многозначных чисел; помогает содействовать умелому использованию символики; учит правильно применять математическую терминологию; развивает умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
умеет делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся и на сохранение их здоровья.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Пифагор» реализует познавательную и социокультурную цели:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики предмета «Пифагор»):
- Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний элементов арифметики, величин, логико-математических понятии, элементов геометрии, алгебраической пропедевтики);
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка;
- Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данном уровне, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие уровни образования и во внешкольную практику;
- Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся, обеспечить их безопасность и эмоциональное благополучие;
- Сформировать у ребенка опыт разнообразных социальных отношений, вооружить необходимыми средствами для самореализации в образовательных и других видах деятельности.
- Воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к предмету «Математика», побуждение познавательного интереса к предмету.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.
Особенности содержания программы дополнительного образования «Пифагор».
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается при участии всего класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа «Пифагор» рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметнымирезультатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
Основные требования к знаниям и умениям к концу освоения курса | ||
1 класс | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта. | - находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. | |
2 класс | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов. | - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. | |
3 класс | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов. | -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. | |
4 класс | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание. | - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами. |
1 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Математика — это интересно | 1 |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
3. | Путешествие точки | 1 |
4. | Игры с кубиками | 1 |
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
6. | Волшебная линейка | 1 |
7. | Праздник числа 10 | 1 |
8. | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 |
9. | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 |
10. | Игры с кубиками | 1 |
11. | Конструкторы лего | 1 |
12. | Время. Сутки | 1 |
13. | Конструкторы лего | 1 |
14. | Математические игры | 1 |
15. | «Спичечный» конструктор | 1 |
16. | «Спичечный» конструктор | 1 |
17. | Задачи-смекалки | 1 |
18. | Прятки с фигурами | 1 |
19. | Математические игры | 1 |
20. | Числовые головоломки | 1 |
21. | Математическая карусель( послед запис тема) | 1 |
22. | Математическая карусель | 1 |
23. | Уголки | 1 |
24. | Игра в магазин. Монеты | 1 |
25. | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 |
26. | Игры с кубиками | 1 |
27. | Математическое путешествие | 1 |
28. | Математические игры | 1 |
29. | Секреты задач | 1 |
30. | Математическая карусель | 1 |
31. | Числовые головоломки | 1 |
32. | Математические игры | 1 |
33. | Выпуск математической газеты | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема занятия | По плану | Фактически |
1 | Интеллектуальная разминка | ||
2 | Числа-великаны | ||
3 | Мир занимательных задач. | ||
4 | Кто что увидит? Числовые головоломки. | ||
5 | Римские числа. Секреты задач. | ||
6 | Числовые головоломки. | ||
7 | Секреты задач. В царстве смекалки. | ||
8 | Это было в старину. Решение старинных математических задач | ||
9 | Математический марафон. | ||
10 | От секунды до столетия | ||
11 | Секреты чисел | ||
12 | Выбери маршрут. | ||
13 | Интеллектуальная разминка. | ||
14 | Математические фокусы | ||
15 | Занимательное моделирование. | ||
16 | Занимательное моделирование. | ||
17 | Занимательное моделирование. | ||
18 | Числовые головоломки. Геометрический калейдоскоп. | ||
19 | Математическая копилка. Числовые головоломкм | ||
20 | Мир занимательных задач | ||
21 | Математическая копилка | ||
22 | Математические таблицы | ||
23 | Решай, отгадывай, считай. Математические ребусы | ||
24 | В царстве смекалки. | ||
25 | Числовые головоломки. | ||
26 | Числовые головоломки. | ||
27 | Мир занимательных задач. | ||
28 | Математический лабиринт. | ||
29 | Математические фокусы. | ||
30 | Математическая копилка. | ||
31 | Геометрические фигуры вокруг нас. | ||
32 | Математическая копилка. | ||
33 | Математический лабиринт | ||
34 | Математический праздник. |
Учебно-тематическое планирование
занятий курса «Пифагор» 3 класс
№ п/п | Тема занятия | По плану | Фактически |
1 | Интеллектуальная разминка. | 1 | |
2 | «Числовой» конструктор. | 1 | |
3 | Геометрия вокруг нас. | 1 | |
4 | Волшебные переливания. | 1 | |
5 | В царстве смекалки. | 1 | |
6 | «Шаг в будущее» | 1 | |
7 | «Спичечный» конструктор. | 1 | |
8 | «Спичечный» конструктор. | 1 | |
9 | В царстве смекалки. | 1 | |
10 | В царстве смекалки. | 1 | |
11 | Числовые головоломки. | 1 | |
12 | Интеллектуальная разминка. | 1 | |
13 | Математические фокусы. | 1 | |
14 | Математические игры. | 1 | |
15 | Секреты чисел. | 1 | |
16 | Математическая копилка. | 1 | |
17 | Математическое путешествие. | 1 | |
18 | Выбери маршрут. | 1 | |
19 | Числовые головоломки. | 1 | |
20 | В царстве смекалки. | 1 | |
21 | В царстве смекалки. | 1 | |
22 | Мир занимательных задач. | 1 | |
23 | Геометрический калейдоскоп. | 1 | |
24 | Интеллектуальная разминка. | 1 | |
25 | Разверни листок. | 1 | |
26 | От секунды до столетия. | 1 | |
27 | От секунды до столетия. | 1 | |
28 | Числовые головоломки. | 1 | |
29 | Конкурс смекалки. | 1 | |
30 | Это было в старину. | 1 | |
31 | Математические фокусы. | 1 | |
32 | Энциклопедия математических развлечений | 1 | |
33 | Энциклопедия математических развлечений | 1 | |
34 | Математический лабиринт. | 1 |
ИТОГО: 34 часа
Учебно-тематическое планирование
занятий курса «Пифагор» 4кл
Тема занятия | По плану | Основные виды деятельности | Форма контроля |
2. Как люди научились считать. | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | устный счёт | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | работа с алгоритмами | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | работа с алгоритмом | контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | |
11. Загадки- смекалки. | 1 | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
13. Обратные задачи. | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. | 1 | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
18.Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
20. Школьная олимпиада | 1 | решение заданий повышенной трудности | |
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий | |
22.Математические горки. | 1 | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
23. Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | |
24.Решение логических задач. | 1 | схематическое изображение задач | |
25.Игра «У кого какая цифра» | 1 | творческая работа | |
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Работа в парах по решению задач | |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление знаковых систем | тест |
31.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | индивидуальная работа | |
32.Математический КВН | 1 | работа в группах | |
33-34 Круглый стол «Подведем итоги» | 2 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Здоровячок" по внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС
Рабочая программа (спортивно-оздоровительное направление) по внеурочной деятельности для 1-4 класса в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование1-4 класс. Технологическая карта урока....
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...