Конспект урока математики 4 класс "Решение задач на одновременное встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Копылкова Светлана Николаевна

Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий для открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №8

Пушкинского района Санкт - Петербурга

        

Конспект открытого урока

математики

4Д класс

                                                    31 января 2020 года

ТЕМА.  Решение задач на одновременное встречное движение.

     

Учитель Копылкова Светлана Николаевна

                                                                         

                                                                           

2020

Тема урока

Решение задач на одновременное встречное движение.

Цель

-формировать умение решать задачи на одновременное встречное движение;

- соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий для открытия нового знания

Задачи

  • формировать умение вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение. 
  • познакомить учащихся с понятием «скорость сближения»,
  • закрепить знание  связи между величинами: скорость, время, расстояние;
  • развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать;
  • формировать навык самостоятельной работы
  • развивать любознательность, самооценку.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.

Ресурсы урока

Учебник 4класса, ч.2, с.16; презентация, карточки для групповой работы и составления таблицы.

Методы обучения

словесные, наглядные, практические, частично- поисковые

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная;  
  • индивидуальная
  • групповая

Оборудование

Интерактивная доска , компьютер, проектор

                                                                                                          Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

I.

Организован-ное начало урока.

Мотивация

(самоопределе-ние)

 учебной деятель-

ности

        

Фронтальная.

Слово учителя.

Презентация

Слайд 1

                               

Слайд 2

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

- Прочитайте строки на слайде, как вы их понимаете?

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться– старательно!

И движение вперёд будет обязательно!                                                                                    

- Эти строки будут девизом нашего урока.

- Что значит движение вперёд?

- Здесь слово «движение» в переносном смысле, а, если объяснить слово «движение» в прямом смысле, то, что тогда -движение?

- А на чём можно перемещаться?

-Попробуйте назвать тему урока.

-Как называют людей, которые управляют транспортным средством?

-Как вы думаете, каким должен быть водитель, чтобы движение на дороге было безопасным?

В 21 веке , наверное, каждый из вас станет водителем. Чтобы стать хорошим профессионалом, необходимо проверить себя в различных ситуациях. 

- Испытайте себя, проверьте, можете ли вы быть наблюдательными и сосредоточенными?

-Откройте тетради, запишите число. Это наши путеводные листы, где вы будете отмечать свои успехи.

Организуют свое рабочее место.

Приветствуют учителя.

- Вперёд к новым знаниям.

- Это перемещение в нужном направлении.

-На транспорте.

Задачи на движение.

- Водитель.

- Сосредоточенным, внимательным…

Фронтальный.

II. Актуализация знаний.

III. Самоопреде-

ление к деятельности                    

ФИЗМИНУТКА

IV. Практическая деятельность

(работа по учебнику)

V. Рефлексия. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.

1. Устные вычисления.

Слайд 3

2. Составление задач на движение

Слайд 4

Слайд 5

_______________

Работа по учебнику стр. 16

Решение задач № 61.

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Самооценка.

Выставление оценок.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

1). - Можете ли вы найти значения данных выражений устно? Сосредоточьтесь и будьте очень наблюдательными. Ответы запишите в тетрадь в строчку.

395 448  9 – 395 448  8 =

76 377  0 + 54 276  1 =

0  (6 125 125 – 562 621) =

89:1 + 11:1 + 54:54 =

-Объясните, как удалось так быстро сосчитать.

Оцените свою работу на полях.

- Назовите лишнее число. Последующее, предыдущее. Разбери по составу число.

________________________________

2). Точность расчета и быстрота реакции позволяют водителю без особого труда справляться с любыми преградами.

На доске примеры:

800 : 2 + 8 х 5 =

800 : ( 2 + 8 ) х 5 =

20 х ( 12 – 6 ) х 2 =

20 х ( 16 – 8 х 2 ) =

- Чем интересны примеры?

- Могут ли быть одинаковыми ответы? Почему?

( По цепочке на доске расставляют порядок действий в первых двух выражениях и затем – ответы устно. Вторые два выражения – самостоятельно, потом проверка)

- Оцените свою работу на полях.

______________________________________

3). Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет водителям не попадать в сложные ситуации.

- Какие величины характеризуют движение?

-Какими единицами измеряются данные величины? Что лишнее?

-Теперь поработаем в группах. На карточках данные, которые вы должны использовать при составлении задачи. Краткую запись впишите в таблицу, ниже решение. Продумайте объяснение.

1 группа:  40 км/час ,      3 час.      https://www.simplycars.ru/cache/front/photoalbums/17/33506/1580x1140.jpg

Скорость

Время

Расстояние

Решение:

Ответ:

2 группа:         120 км,     3час      https://www.simplycars.ru/cache/front/photoalbums/17/33506/1580x1140.jpg         

                                                                         

Скорость

Время

Расстояние

Решение:

Ответ:

3 группа:     120км,     40 км/час https://www.simplycars.ru/cache/front/photoalbums/17/33506/1580x1140.jpg

Скорость

Время

Расстояние

Решение:

Ответ:

- Как можно назвать вторые две задачи по отношению к первой?

____________________________________

Пара лошадей одновременно стартовала и пробежала 24 км за 2 часа.

     Сколько километров пробежала каждая лошадь? Сколько часов в пути была каждая лошадь?

- Почему?

Важное понятие в условии задачи

                               ОДНОВРЕМЕННО

                                     

     По команде «СТАРТ» мы все вместе начинаем шагать небольшими шагами вперёд, я буду отсчитывать время –секунды.

СТАРТ!   1  2  3  4  5  6     СТОП!

-Сколько секунд наш весь класс шагал, был в пути?

- Сколько секунд был в пути каждый? Ты –Вадим? Ты - Лера?        Почему?                                                

_________________________________

       Рассмотрите  чертёж к задаче. Что здесь появилось ?

-Сформулируйте цель нашего урока.        

-Чтобы принимать правильные решения, у водителя должна быть развита логика рассуждений. Испытаем себя при решении задач.

__________________________________        

1.Чтение задачи № 61 (1) . Разбор условия задачи.  

-Что известно в задаче?

-Что спрашивается в задаче?

1). Устно составляют план решения задачи и решают её устно:

-Что нужно знать, чтобы узнать всё расстояние?

2). Эту задачу можно решить другим способом, более рационально.

- Вы узнавали расстояние 1 лыжника, потом 2 лыжника, потом общее расстояние.

-Можно узнать их общую скорость –

СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ

V = V1 + V2

- Сколько часов они двигались с такой скоростью?

  - Как узнать всё расстояние, если известна скорость сближения и время?  

Запишите решение задачи. Проверка. Оценка

 2. Чтение задачи № 61 (2) и разбор условия задачи .  

    - Что известно в задаче?

-Что спрашивается в задаче?

-Как найти время движения?

-Общее расстояние будем делить на какую скорость?

-Назови план решения задачи.

-Запишите решение задачи. Проверка. Оценка

 3. Чтение задачи № 61 (3) и разбор условия задачи .  

    - Что известно в задаче?

-Что спрашивается в задаче?

         

-Как найти скорость?

-Полученная скорость будет скоростью сближения, то есть общей скоростью 1 и 2 лыжника. Скорость 1 лыжника известна. Как узнать скорость 2 лыжника?

-Составь план решения задачи.  

-Запишите решение задачи. Проверка. Оценка

-Как можно назвать эти задачи по отношению к первой?

_________________________________      

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

– Какое задание вам понравилось выполнять?

– Где испытали трудности? Оцените свой труд . Посмотрите в свои путеводные листки. Поднимите зелёный карандаш, если вы со всем справились, вам всё понятно.

Жёлтый – если были трудности и небольшие ошибки.

Красный – если вам ещё нужно с этим разбираться .

    Д/з стр. 16 № 62, 64                

395 448

54 276

0

101

Если всё правильно –

Если были ошибки –

400  40  440

10  80  400

6  120  240

16  0  0

Скобки изменяют порядок действий.

Если всё правильно -                

Если были ошибки –

 

               V                        t

                        S

(дети расставляют карточки с единицами измерения к названиям величин)

1 группа:

Скорость

Время

Расстояние

40 км/ч

?

Решение: 40Х 3 = 120 км

Ответ:120 км

                    S=Vx t  

   2 группа:

Скорость

Время

Расстояние

?

120км

 Решение:120:3=40 км/ч

Ответ:40км/ч

V= S : t

3 группа:

Скорость

Время

Расстояние

40 км

?

120км

 Решение:

Ответ:

t = S : V

- Это обратные задачи.

______________________________

-Каждая лошадь пробежала 24 км, в пути каждая была 2 часа.

- Вышли ОДНОВРЕМЕННО.

_______________________________

Научиться решать задачи на встречное движение.

____________________________

Уч-ся на доске заполняют таблицу и выполняют чертёж (ученики в тетрадях только чертёж)

Скорость

Время

Расстояние

12 км/ч

          ?

14 км/ч

                             ?

- 3 часа

-Надо скорость сближения умножить на время.

Если всё правильно -                

Если были ошибки-

Уч-ся на доске заполняют таблицу и выполняют чертёж.

Скорость

Время

Расстояние

12 км/ч

?

78 км

14 км/ч

                             78км

(ученики в тетрадях только чертёж)

Если всё правильно -                

Если были ошибки-                

Уч-ся на доске заполняют таблицу и выполняют чертёж.

Скорость

Время

Расстояние

12 км/ч

3ч.

78 км

?

                             78км

(ученики в тетрадях только чертёж)

Если всё правильно -                

Если были ошибки-                

-Обратные задачи.

_____________________________

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Отвечает 1 ученик от группы

Фронтальная

Коллективная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

наблюдательность и сосредоточенность

точность расчёта и быстрота реакции

умение обосновывать и доказывать

логика рассуждений

Скорость

Время

Расстояние

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

           https://www.simplycars.ru/cache/front/photoalbums/17/33506/1580x1140.jpg                                                              40 км/час,     3 час.  

                       

Скорость

Время

Расстояние

Решение:

Ответ:

https://www.simplycars.ru/cache/front/photoalbums/17/33506/1580x1140.jpg                                                     120 км,     3 час.  

Скорость

Время

Расстояние

Решение:

Ответ:

https://www.simplycars.ru/cache/front/photoalbums/17/33506/1580x1140.jpg       120 км,          40 км/час    

Скорость

Время

Расстояние

Решение:

Ответ:

одновременно

скорость

сближения

V = v1 + v2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение.

Презентация к уроку математики в 4 классе по  УМК "Школа 2000"....

Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»

Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...

Конспект урока для 4 класса "Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях"+презентация

Цель: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыкиПланируемые результаты: Личностные: понимать универсальность математических ...

Конспет урока по математикек на тему "Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях" 4 класс

Цель: развивать умение решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки.Планируемые результаты:ü Личностные: понимать универсальность мате...

Конспект урока по математике «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение», 4 класс

Тема: «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение»Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на различные виды движения: навстречу д...

Задачи на тему "Встречное движение"

8 задач на встречное движение....