Конспет урока по математикек на тему "Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях" 4 класс
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Морозова Ольга Александровна

Цель: развивать умение решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

ü Личностные: понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира, уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений; уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата;

ü Предметные: моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противо­положных направлениях; составлять и решать обратные задачи; определять порядок действий в сложных выражениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: развивать умение решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

  • Личностные: понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира, уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений; уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Предметные: моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; определять порядок действий в сложных выражениях.

Оборудование: учебник, с.33, рабочая тетрадь в клетку, компьютер.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность

учащихся

УУД

Организация начала занятия

1 мин

Приветствие учащихся, настрой на работу.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Л: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся; формирование желания выполнять учебные действия

Актуализация знаний

5 мин

Делимое

720

910

810

660

92

400

Делитель

3

180

65

240

4

5

20

Частное

5

7

3

9

4

3

230

Решите задачи:

1. Автомобиль за 5 ч проехал 450 км, а велосипедист за 2 ч проехал 36 км. Во сколько раз скорость автомобиля больше скорости велосипедиста?

2. Катер за 4 ч прошел 104 км. За сколько часов он пройдет 174 км, если увеличить скорость на 3 км/ч?

Что связывает эти задачи? (Понятия скорость, время расстояние)

Записывают решение задач выражением, объясняют выбор действий

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

Постановка учебной задачи и ее решение

18 мин

Послушайте внимательно задачу. Два пешехода начинают движение одновременно из одного и того же пункта по одной дороге. Скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между пешеходами через 3 ч?

- Составьте чертеж.

- Что надо узнать в этой задаче? Запишите решение.

        1 вариант

1) 5*3=15 (км)

2) 4*3=12 (км)

3) 15+12=27 (км)

        2 вариант

1) 5*3=15 (км)

2) 4*3=12 (км)

3) 15-12=3 (км)

- Почему у этой задачи два варианта решения, но разные ответы? (Потому что не сказано, в каком направлении они пошли, в разные стороны или в одну).

- Чем отличается первый вариант решения от второго?

- О каком виде движения идет речь в этих задачах?

Сегодня на уроке будем решать задачи, которые имеют первый вариант решения.

- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на движение в противоположных направлениях, научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам, составлять и решать взаимообратные задачи)

№125 (с. 33)

- Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления)

- Как узнаем расстояние? (Скорость удаления умножим на время)

- Запишите решение задачи выражением.

          (5+4)*3=27 (км)

- Каким еще способом можно решить задачу? (Узнать, какие расстояния пройдут один и другой пешеходы, и сложить их: 5*3+4*3 = 27(км))

- Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.

- Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

- Как найти время? (Расстояние разделить на скорость)

-  Как узнать скорость удаления?

-  Запишите решение задачи выражением.

           27:(5 + 4) = 3 (ч)

- Прочитайте задачу 3. Рассмотрите чертеж.

- Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

-  Как найти общую скорость?

-  Как узнать скорость второго пешехода?

- Запишите решение задачи выражением.

          27:3—5=4(км/ч)

- Прочитайте еще раз все три задачи. Похожи ли они? Чем? (Задачи на движение в противоположных направлениях.)

- Чем они отличаются? (Если в первой задаче неизвестно расстояние, то во второй и третьей задачах оно дано, но неизвестным во второй задаче становится время, а в третьей — скорость.)

- Как называются такие задачи? (Взаимообратные)

Демонстрируют схемы к задаче. Приходят к выводу, что задача имеет два варианта решения, так как не сказано о направлении движения пешеходов

Формулируют тему урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

Записывают решение задачи выражениями. Объясняют два способа решения задачи

Записывают решение задачи выражением. Объясняют решение задачи

Записывают решение задачи выражением. Объясняют решение задачи

Отмечают, чем похожи и чем различны задачи

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

К: читать вслух и про себя текст учебника и при этом: вести диалог с автором

Р: контроль и самоконтроль учебных действий

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Физ. минутка

1 мин

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили. (Шагаем на месте.)

Повторяют движения

Решение частных задач

18 мин

№126 с. 33

Прочитайте задание. Сейчас поработаем в группах.

1,2 группы составляют на листочке задачу по примеру 1. И решают ее.

3,4 группы составляют задачу по примеру 2, и решают ее.

5,6 группы составляют задачу по примеру 3, и решают ее.

Сейчас группы вывешивают свои задачи, зачитывают задачу и рассказывают как они ее решали. Молодцы, спасибо!

«Проверь себя» с. 33

Самостоятельно решите примеры.

 487*8+45270:3:10=5405

560:7+(3820-850)=3050

Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте ответы.

Составляют задачи, записывают решение

Выполнение взаимопроверки

К: слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя

К: умение работать в группе

Р: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

Итог урока

2 мин

- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

- Почему они называются взаимообратными?

- Как называют общую скорость при движении в противоположном направлении?

Домашнее задание

Учебник: № 127, 128 (с. 33).

Урок окончен.

Делают обобщение по теме урока

Обсуждают выполнение домашнего задания

Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти

П: осознанное и произвольное построение речевого выс-ния в устной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

Конспект урока по математике «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение», 4 класс

Тема: «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение»Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на различные виды движения: навстречу д...

Задачи на тему "Встречное движение"

8 задач на встречное движение....

Конспект урока математики 4 класс "Решение задач на одновременное встречное движение"

Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий для открытия нового знания....

Технологическая карта урока математики по теме \'\'Решение задач на одновременное движение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о решении задач на все случаи одновременного движения.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактическ...

Технологическая карта урока математики по теме \'\'Решение задач на одновременное движение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о решении задач на все случаи одновременного движения.Задачи урокаПланируемые результаты Д...