Интегрированный урок математики и окружающего мира
план-конспект урока по математике (4 класс)

Рудько Галина Григорьевна

Тема урока: «Умножение и деление. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника». Древнерусская деревня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_matematiki_i_okruzhayushchego_mira.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

Учитель высшей квалификационной категории Рудько Галина Григорьевна

Интегрированный урок математики и окружающего мира.

УМК «Начальная школа 21 века»

Технология: модульно – развивающее обучение.

Этап: системно – обобщающий.

Тема урока: «Умножение и деление. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника». Древнерусская деревня.

Цели урока:
1. Обучающие:

  • Отрабатывать вычислительные навыки; устного счета, решение  задач; совершенствовать вычислительные навыки, познакомить учащихся со старинными мерами длины;
  • закрепить умения детей решать  задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;
  • устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий умножения и делениязакрепить;
  • закрепить знания учащихся  о быте людей Древней Руси

.
2. Развивающие:

  • Развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активировать мыслительные процессы, развивать связную   речь, обогащать и активировать словарный запас, прививатьинтерес  к математике,  способность воспринимать  прочитанное, отвечать полными ответами, обосновывать  ход выполненных действий , рассуждать

.             

3. Воспитательные

  • Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний,  бережное отношение к природе.
  • Прививать  аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.

Планируемый результат обучения: 
                    

 Развитие универсальных учебных  действий. (УУД).
 Осознанное применение   обучающимися  полученных знаний

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Постановка темы урока.

– Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите узнать куда?

Мы отправимся в эпоху Древней Руси.

Древняя Русь, Киевская Русь, 9 век-начало 13 века. Князь Рюрикович. В Древней Руси –переход от язычества к христианству (крестил Русь князь Владимир)

Цель урока.

Закрепить………

Вспомнить…………

Узнать…………….

3. Устный счет

– Куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете.

– Найдите значение числовых выражений и отгадайте слова.
(Учащиеся отгадывают слова) 

Найдите значения числовых выражений и отгадайте слова:

3

17

58

75

81

58

17

51

16

16

70

8

60

д

р

е

в

н

е

р

у

с

с

к

а

я

3

58

17

58

75

81

60

д

е

р

е

в

н

я


– Мы отправляемся в Древнюю Русь, а конкретно в деревню.  

Что бы вы хотели узнать об эпохе Древней Руси?

Значит, мы будем говорить и о математике и об окружающем мире.

4. Работа по теме урока

– Русские умельцы одним топором да нехитрым инструментом могли срубить дома. И в старину говорили не «построить» дом, а «срубить».
– А сейчас я предлагаю узнать, сколько необходимо бревен, чтобы построить избу

 Слайд 4

Восстановите «цепочку» и вы узнаете, сколько необходимо бревен, чтобы построить избу


– Решив следующую задачу, вы узнаете площадь такой избы.

Периметр  избы   равен  48 м,   ее ширина равна  6 м. Найдите площадь этой избы.

48-(6х2)=36м

36:2=18м

6х18=108кв.м

– Если сейчас войдем в избу, что мы там увидим? (Ответы учащихся)


– В избах стояли лавки, скамьи, на которых  спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. В каждом доме на самом видном месте висела икона. Когда в дом входил гость, он прежде всего искал глазами икону, крестился, а уж потом здоровался с хозяином.

Почему?


– Решим следующую задачу.


Если площадь избы 108 м2, 1/9 часть избы занимала печь, то сколько квадратных метров оставалось для размещения людей?

108:9=12кв.м

108-12=96кв.м


На этой площади в среднем жили с7 человек, и никто не жаловался на тесноту. А зимой, в лютые морозы, хозяева брали в избу молодых животных, чтобы те не замерзли. Вот так и жили.

Какая пословица подходит к сказанному? (В тесноте, да не в обиде.)

5. Физкультминутка

6. Самостоятельная работа

1) А сейчас мы с вами из избы отправимся во двор, и  что же мы с вами там увидим? (хлев, курятник, конюшню, овин, клеть)

хлев

  1. сельск. крытый загон для крупных домашних животных
  2. перен.разг. грязное, неприбранное помещение 

Овин-постройка для сушки снопов

Клеть-особое помещение при избе или отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая 

Что сегодня сохраняется в деревне?

Чем отличается хлев от курятника? (площадью, размером), давайте узнаем, так ли это

Решите самостоятельно по вариантам следующие задачи:

1 вариант                                                                         2 вариант
Площадь хлева 900 дм2, его ширина                        Периметр курятника 100 дм, его длина 
равна 30 дм. Найди периметр хлева.                       равна 30 дм. Найди площадь курятника.

900:30=30дм                                                                               (100-60):2=20дм

Р=(30+30)х2=120дм                                                                   30х20=600кв.дм

Какая площадь больше, почему?

2) Какие культуры были самыми распространенными в Древней Руси?

 (Капуста, морковь,  горох,  лук,  репа, редьку,  тыква, свекла)
– Что не росло на грядке? 
(Картофель, помидоры)

Картофель в Россию был завезен довольно поздно, в самом начале XVIII столетия. Сделал это Петр I, который в Голландии впервые попробовал различные блюда из картофеля. Одобрив гастрономические и вкусовые качества продукта, он распорядился о доставке в Россию мешка клубней для посадки и выращивания. 

В России картофель прижился очень хорошо, но российские крестьяне испытывали страх перед неизвестным растением и зачастую отказывались его выращивать. Здесь начинается очень забавная история, связанная со способом решения проблемы, к которому прибегнул Петр I. Царь приказал засеять поля картофелем и приставить к ним вооруженную охрану, которая должна была целый день напролет стеречь поля, а на ночь расходилась спать. Соблазн был велик, крестьяне из близлежащих селений не могли удержаться и воровали картофель, ставший для них сладким запретным плодом, с засеянных полей для посадки на своих участках. 

В первое время часто фиксировались случаи отравления картофелем, но это происходило, как правило, из-за неумения крестьян правильно употреблять картофель. Крестьяне ели плоды картофеля, ягоды, напоминающие мелкие помидоры, которые, как известно, не пригодны для пищи и даже ядовиты. 

Разумеется, это не стало помехой на пути распространения картофеля в России, где он приобрел огромную популярность и множество раз спасал значительную часть населения от голодной смерти при неурожаях зерновых культур. Недаром на Руси картофель прозвали вторым хлебом. Ну и, конечно, название картофеля очень красноречиво говорит о его питательных свойствах: оно происходит от немецких слов «крафттойфель», что означает «дьявольская сила». 

Помидор, или томат,— выходец из тропических районов Южной и Центральной Америки. В Европу попал в XVI веке, его привезли испанцы. Но сразу любимым и популярным не стал. В некоторых странах его выращивали как лекарственное и декоративное растение, и в культуре многих европейских государств он появился поздно. В России выращивается с XVIII века.


– Решите задачу


Длина прямоугольной грядки 100 дм, ширина 30 дм. На 1/5 части всей площади посажен лук, а на остальной площади – горох. Чему равна площадь грядки, засаженная горохом?  (2400 дм2)

100х30=3000кв.дм

3000:5=600кв.дм

3000-600=2400кв.дм


– Переведите 2400 дм
2  в 24 м2


– Какие еще единицы измерения площади вы знаете?

7. Знакомство со старинными мерами длины

– До ближайшего населенного пункта от нашей деревни 1 верста. Кто знает, что это за расстояние? (1067 м)

– Пришла пора узнать, что означают слова аршин, вершок, сажень, пядь.

1 верста = 1067 м 
1 сажень =  3 аршина = 2,13 метра 
1 аршин =  71,12 см 
1 пядь = 4 вершка 
17,78 см
1 вершок = 4,44 см

8. Подведение итогов урока

– Продолжите фразу:

1. Я знаю, что …
2. Я понял, что …
3. Мне понравилось …
4. Было трудно …

9. Домашнее задание по выбору.

1. Составьте задачу на нахождение площади или периметра, используя старинные меры длины.

2. Составьте эскиз своей комнаты, вычислите свободную площадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел».Тема «Небесные тела»....

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе.

Цели:продолжить работу над задачами изученных видов;развивать навык устного счета,  формировать умение находить значения выражений, определять разрядный состав числа, умение находить периметр мно...

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: Закрепление приёмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел. Планеты Солнечной системы.Цели и задачи:обучающие: способствовать закреплению  изученных алгоритмов устного...

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе по теме: " Закрепление знаний о мерах длины "

Интегрированный урок- путешествие   математики и окружающего мира по теме "Закреплениео мерах длины" Урок повторения, закрепления иобобщения знаний о мерах длины.Цели и задачи урока: формирование...

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...