Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна волшебной математики"
рабочая программа по математике
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____ _______________
подпись Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Страна волшебной математики»
по _____________________________________________________
2 г
Класс ____________________________________________________________
Хоткевич Ольга Петровна
Учитель _______________________________________________________________
первая
Категория______________________________________________________________
2019– 2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа « Страна волшебной математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы являетсяи стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развиваяучебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы к , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружкажелательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной группы
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок.
Характер материала определяет назначение « Страна волшебной математики»
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображений.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.
- Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальным учебным действиям:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
Предметными результатами изучения курса « Страна волшебной математики»во 2 классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Содержание курса« Страна волшебной математики»
- Из истории математики - 1 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
- Занимательные задачи – 9ч
- Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Страна геометрических фигур – 7ч
Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
Логические задания (10 ч).
Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
- Проектная деятельность, математические праздники, КВН
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану факту | |
1 | Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. Как люди научились записывать числа? | 1ч. |
|
|
2 | Занимательные задачи в стихах | 1ч | ||
3 | Задачи-шутки. Нестандартные задачи | 1ч. | ||
4 | Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. | 1ч. | ||
5 | Решение логических цепочек | 1ч. | ||
6 | Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала | 1ч. | ||
7 | Магические квадраты | 1ч. | ||
8 | Игры с математическими заданиями | 1ч. | ||
9 | Подвижные игры с математическими заданиями. | 1ч. | ||
10 | Путешествие в страну геометрических фигур | 1ч. | ||
11 | Точка. Разновидности линий. | 1ч. | ||
12 | Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. | 1ч. | ||
13 | Многоугольник. | 1ч. | ||
14 | Длина отрезка. Сантиметр. | 1ч | ||
15 | Длина отрезка. Сантиметр. | 1 ч. | ||
16 | Практикум «Подумай и реши» | 1ч. | ||
17 | Занимательные вопросы и задачи. Ребусы. | 1ч. | ||
18 | Математические загадки. | 1ч. | ||
19 | Решение нестандартных задач | 1ч. | ||
20 | Решение задач | 1 ч. | ||
21 | Решение ребусов и логических задач | 1ч. | ||
22 | Математические игры и квадраты 3х3 | 1ч. | ||
23 | Задачи в стихах. Шарады. | 1ч. | ||
24 | КВН математический. | 1ч. | ||
25 | Логические вопросы. Математические лабиринты. | 1ч. | ||
26 | Математическая олимпиада | 1ч. | ||
27 | Прятки с фигурами. | 1 ч | ||
28 | Занимательные задачи. | 1ч | ||
29 | Подготовка к празднику. | 1 ч. | ||
30 | Математический КВН | 1 ч. | ||
31, 32 | Творческие задания. | 2ч. | ||
33, 34 | Подведение итогов работы | 2 ч |
Материально-техническое обеспечение:
- «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
- «Дидактические карточки – задания по математике» 1кл., Истомина Н.Б., - М., 2004.
- «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Михалкова З.А., М., 1985.
- «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В., М.,2002.
- «Математические задания», Волков С.И., Столярова Н.Н., М.,»Просвещение»1994.
- «Наглядная геометрия» тетрадь по математике для 2 кл., истоминан.Б.,М.,2004.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
- Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
- Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс. М., 1999;
- Журналы «Начальная школа».
- Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
- Логическая математика для младших школьников. М., Поматур, 1998;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....