Дециметр
методическая разработка по математике (1 класс)

Емелина Валентина Петровна

Открытый урок математики в 1 классе по теме "Дециметр".Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствуют познавательной активности обучающихся. Материал излагается доступно.Задания соответствуют программным требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detsimetr.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

УМК  «Школа России», авторы учебника М.И.Моро и др.

Тема: Дециметр.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 Технология деятельностного метода.

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи урока:

  1. Образовательные:  учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование урока:

презентация, раздаточный материал (мерки: 1см и 1 дм, лента длиной 20 см, полоски бумаги, фрагмент мультфильма «38 попугаев», CD диск к учебнику М.И.Моро, полоски разного цвета для самооценки деятельности

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок

А чтоб он пошел вам впрок, постарайтесь все понять,

Учитесь думать, рассуждать,

Будьте внимательны и старательны,

И успех к вам придет обязательно.

-Как вы понимаете значение выражения «пойдет вам впрок»?

Вывод: сегодня у нас урок открытия новых знаний, которые вам очень пригодятся в вашей жизни. Будем путешествовать по величине «Измерение длины». Из геометрических фигур сложите вид транспорта на котором отправимся в путь./ ДЕТИ на партах, а один ученик конструирует на доске. (- На машине). Из каких г/ф состоит мащина?

II. Актуализация знаний. (устные упражнения) 1 остановка «Повторяй-ка»

Зарядка для глаз.

Пальчиковая гимнастика.

Откроем тетради, запишем число. Кл раб.

Чистописание: 16   61 Прочитайте числа? Сколько дес. и ед. в каждом числе? Назовите соседей этих чисел. Показ учителем написания цифр каждого числа.

На доске: 10,  …, …, …, 14, …, …, …, 18, …, …

Как называются числа этого ряда? Какое правило знаем, чтобы написать эти числа?

Запишите ряд, вставляя пропущенные числа.

Считаем хором /прямой и обратный счет по указке/

Уменьши на 1 :  16, 11, 13, 20,

Увеличь на 1:  19, 18. 14. 17

.  С этим этапом мы  справились, обозначим его одной из ступенек лесенки трудностей – счет до 20

Едем дальше и 2 остановка «Мультфиьм»

III. Подведение к проблеме

Введение в тему урока.

Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».

-Ребята, что делали зверята?

-Как? При помощи кого?

-Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?

-Какую единицу измерения вы уже знаете? Удобно ли сантиметром  измерять длину удава? Почему?

Итак: у нас возникла необходимость узнать новую единицу длину.

Цель:

-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения.

Следующая остановка «Практическая»

IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.

Проведём практическую работу.

-У вас на партах лежат две мерки.

Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)

-Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)

-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)

Значит, большая мерка равна 10 см.

Проверим по линейке. Как же называется мерка, равная 10 см?

Отгадаем название мерки, если правильно расставим числа. (Слайд)

-Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.  По словарю: деци с латинского – десять , десятая часть метра.

-Кто знает, как записать 1 дм? (Учитель на доске, учащиеся в тетради) 

 -Покажите полоску, длиной 10см. Подпишите (10см)

- Покажите полоску в1дм.

- Подпишите её. (1дм)

- Какой можно сделать вывод?

 -Кто запомнил, чему равен 1дм? (10 сантиметров).

- Правильно 1 дм = 10 см (на доске табличку), (учащиеся делают запись в тетради).

- 10 это 1 десяток, а 1 дм это 10 см.

Зарубите себе на носу. Что означает это выражение?/ Читает ученица.

Дело в том, что "носом" в древней Руси также называли либо специальную деревянную переносную дощечку для записей. Эти дощечки нужны были, что бы человек делал "зарубки" на память. Поэтому в "переводе" на современный язык выражение "зарубите себе на носу "означает сейчас "запомнить".(Показ слайда)

- Вот и вы, ребята, зарубите себе на носу, что 1 дм = 10 см.

Самооценка.(светофор).

Едем дальше и следующая остановка «Закрепляй-ка»

VI. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин).

Цель: Зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий.

Планируемые результаты: понимание, принятие и применение нового открытия.

-А теперь откроем учебники на стр.51 и выполним задание 1.

  1. Задание 1 (с. 51) - в паре.

Задание будете выполнять в паре, поэтому напоминаю вам правила работы в паре.

-Измерьте длину лентыс помощью полоски бумаги длиной 1 дм. Сколько это сантиметров?

- Кто справился с этим заданием? Оцените выполненную работу. (Светофор)

2. Задание 3 (с. 51).

- Решите задачу.

-Костя, прочитай задачу.

- Ребята, назовите условие задачи. Вопрос.

- Самостоятельно запишите решение.

- А. Сережа напиши решение на доске.

- Повторите вопрос. Ответ.

- Сверьте с доской, оцените выполненную работу (Светофор).

VII.Физкультминутка (1 мин).

Цель: избежать нагрузки и перегрузки зрения.

Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил.

У жирафа пятна. пятнышки везде. (Слайд)

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин).

Цель: применить новый способ действий, организовать индивидуальную рефлексию достижения цели.

Планируемые результаты: усвоение новых знаний, решение учебных задач практически.

1.Задание 2 (с. 51) – самостоятельно с проверкой (проверка на слайде)

Проверили, ребята? Кто выполнил верно? Не верно? Оцените.

2. - Работа в рабочих тетрадях с. 25 № 1.

Самооценка. (Светофор)


IX. Итог урока. Рефлексия деятельности (3 мин).

Цель: Оценить результаты деятельности, осознать метод построения, границ применения новых знаний.

Планируемые результаты: определение границ применения новых знаний.

Мы  находимся на конечной остановке «Итоговая»

-Наш урок подходит к концу.

-Скажите, какую цель ставили? (Познакомиться с новой единицей измерения длины и научиться измерять длину с помощью новой мерки).

- Что узнали? (новую мерку – дециметр, и что 1 дм = 1 см)

- Чему научились? (чертить и измерять с помощью новой величины – дециметр)

-Для чего люди придумали такую единицу измерения? (Для удобства измерения длины).

Где может понадобится вам эта мерка?

-Оцените свою работу на уроке:

- Возьмите в руки полоски – это будут лучики солнышка, прикрепите к солнышку на доске.

Зеленые лучики – Молодец! Все получилось!

Желтые лучики– Старался! Но не всё получилось!

Красные лучики – Не получилось!

Вывод: Каких цв. полосок больше? Почему?

-Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дециметр

 К уроку прилагается самоанализПлан урока с хронометражем (35 минут).1.Постановка проблемы проекта                                               1-2 минуты2.Устный счёт                                ...

Измеряем длину в дециметрах

Ход урока. Организационный момент.Повернёмся к нашим гостям, поздороваемся.Проверьте все ли у вас готово (учебник, тетрадь, линейка, пенал, карточки с цифрами) Ввод в тему урока (постановка ...

"Дециметр"

Данный материал можно использовать на уроках математики по любому УМК. Данный материал можно давать и на вводных уроках по данной теме , и на этапах закрепления......

математика, 1 класс, дециметр

урок по математике знакомит ребят с понятием ДЕЦИМЕТР, работаем в парах и группах...

ЦМР к уроку математики в 1 классе "Дециметр - новая единица длины"

Ресурс содержит технологическую карту урока, презентацию учебного материала в программе  Microsoft PowerPoint  2003           ,...

квадратный дециметр

конспект урока...