Связь между компонентами деления и умножения
план-конспект урока по математике (1 класс)

Штарева - Вайнбергер Евгения Викторовна

Конспект + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                Конспект

                                                                                                пробного урока

                                                                                                по математике,

                                                                                                который будет дан 02.11.15

                                                                                                в 1 «В» классе школы №444

                                                                                                у учителя Ахматьяровой Е.В.

                                                                                                студенткой ПК №8 группы 41у

                                                                                                Вайнбергер Евгенией

                                                                                                Викторовной

Подпись учителя ____________________

Подпись методиста __________________

Отметка за урок _____________________

Тема урока: Компоненты сложения

Место урока в системе уроков: закрепление изученного материала (связь между числами при делении, деление суммы на число)

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать связь между числами при делении;

2. закрепить внетабличные случаи умножения и деления.

Сформировать с учащимися правила и  умение пользоваться этими  правилами при вычислении конкретных выражений;

3. Повторить решение задач с пропорциональными величинами. Нахождение четвертого пропорционального.

Повторить порядок выполнения действий.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, мышление, речь, наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математике, расширять кругозор.

УУД, формируемые на уроке

(универсальные учебные действия)

1. Личностные УУД:

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.

1.2. Познавательный интерес к математике.

2. Регулятивные УУД:

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД:

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3.2. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

3.4. Отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД:

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация, листочки в клеточку.

Для ученика: учебник, листочки в клеточку, ручка, карандаш, линейка.

Этапы/время

Содержание урока

Примечание

УУД

I.Самоопределение к

учебной деятельности.

9:25- 9:27

-Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня я проведу у вас урок математики, для этого проверьте свою готовность. На столе у вас должны лежать: учебник, ручка, карандаш, линейка и листочки в клеточку. Ничего лишнего быть не должно.

-Ребята, скажите, пожалуйста, чему вы учились на прошлых уроках?

-Верно! Вы уже изучили тему «Деление суммы на число» и «связь между числами при делении», сегодня мы закрепим эти темы.

Надеюсь, вы будете внимательно слушать и хорошо работать.

Учащиеся приветствуют учителя.

Проверка готовности к уроку.

1.1.

3.1.

II.Актуализация знаний.

9:27 – 9:48

Устные вычисления

-У вас на парте лежат листочки в клеточку, напишите на них сегодняшнее число, классная работа.

-Давайте немного потренируем устные вычисления.

Посмотрите на слайд. Сейчас мы потренируем примеры табличного умножения и деления.

27 : 9 =

7 * 7 =

15 : 5 =

4 * 3 =

81 : 9 =

-Молодцы. Теперь потренируем примеры внетабличного умножения и деления.

150 : 10 =

16 * 12 =

80: 40 =

50 * 16 =

300 : 15 =

Посмотрите на слайд, на нем представлен пример 23 * 4.

Представьте этот пример в виде разрядных слагаемых.

(20 + 3) * 4

Ребята, как нам будет удобнее умножать?

(сначала умножить 20 на 4, потом 3 на 4 и результаты сложить)

Верно, давайте решим этот пример.

1. 20 * 4 = 80

2. 3 * 4 = 12

3. 80 + 12 = 92

-Молодцы. Вы легко справились с моим первым заданием.

Теперь мы с вами устно повторим задачи с пропорциональными величинами.

Посмотрите на слайд, вы видите данные задачи:

15 яблок разложили на 3 тарелки поровну. Сколько яблок в каждой тарелке?

(по 5 яблок)

-Как вы это узнали?

(количество яблок разделили на количество тарелок)

Верно. У нас получилось такое выражение:

15 : 3 = 5

-Верно, давайте составим обратную задачу.

Как это сделать?

(То, что было неизвестным, становится известным)

Что нам неизвестно было в первой задаче?

(5 – количество яблок в одной тарелке)

Верно.

-Составим задачу:

Несколько яблок разложили на 3 тарелки поровну, так, что в каждой получилось по 5 яблок. Сколько всего яблок?

(15 яблок)

-Как вы это узнали?

(количество яблок на одной тарелке умножили на количество тарелок)

Верно. У нас получилось такое выражение:

3 * 5 = 15

-Молодцы. Продолжаем составлять обратные задачи.

Что было неизвестно во второй задаче?

(15 – количество всех яблок)

Верно.

-Составим задачу:

15 яблок разложили на несколько тарелок так, что в каждой получилось по 5 яблок. На сколько тарелок разложили яблоки?

(на 3)

-Как вы это узнали?

(Общее количество яблок разделили на количество яблок в 1 тарелке).

Верно, у нас получилось такое выражение:

15 : 5 = 3

Посмотрите на первое равенство.

Какое действие выполнено?

(деление)

Назовите компоненты деления соответственно нашему выражению.

(делимое - 15, делитель – 3, частное - 5)

Посмотрите на второе равенство.

Какой компонент из первого равенства мы нашли?

(делимое)

-С помощью, каких компонентов мы их нашли?

(частного и делителя)

-Как мы его нашли?

(частное умножили на делитель)

Продолжите правило, чтобы найти делимое можно…

(частное умножить на делитель)

Посмотрите на третье равенство.

Какой компонент из первого равенства мы нашли?

(делитель)

С помощью, каких компонентов?

(делимого и частного)

-Как мы его нашли?

(Делимое разделили на частное)

Продолжите правило, чтобы найти делитель можно…

(делимое разделить на частное)

-Молодцы. Откройте в своих учебниках 16 страницу.

Прочитайте правило, как найти делитель?

(Если делимое разделить на частное, то получится делитель)

Прочитайте правило, как найти делимое?

(Если делитель умножить на частное, то получится делимое)

-Найдите в своих учебниках на странице 16 задание №1.

Давайте вместе разберем первый пример.

40 : 8 = 5

(делимое 40 разделили на делитель 8 и получили частное 5)

8 * 5 =

(делитель 8 умножили на частное 5 и получили делимое 40)

40 : 5 =

(делимое 40 разделили на частное 5 и получили делитель 8)

Второй пример делаем устно, но теперь без моей помощи.

27 : 9 =

(делимое 27 разделили на делитель 9 и получили частное 3)

…..

56 : 7

(делимое 56 разделили на делитель 7 и получили частное 8)

…..

Последний пример решаем самостоятельно на листочках.

54 : _ = 9

-Что нам неизвестно?

(делитель)

Как найти делитель?

(можно делимое разделить на частное)

Приступайте.

Какой ответ у вас получился?

(делитель равен 6) 

-Откройте свои учебники на странице 16 и посмотрите на задание №2.

Прочитайте условие. Подумайте, какой вопрос можно задать к этой задаче?

(сколько всего дециметров проползет гусеница?)

-Сколько дм проползла гусеница?

(3 дм)

-В одном дм сколько см?

(10)

-А в 3?

(30)

-Можем ли мы нарисовать в тетради отрезок в 3 дм?

(нет)

Правильно. Поэтому один дм у нас будет равен одной клеточке. Следовательно 3 дц – трем.

Нарисуйте отрезок, который проползла гусеница.

  3 дм

 

-Какую часть пути мы изобразили?

(Одну четвертную)

-Сколько еще мы должны нарисовать таких отрезков, чтобы этот отрезок составлял четвертую часть?

(3)

Дорисуйте еще три таких отрезка.

Давайте составим схему:

                          3 дм

                 ?

Запишите решение сами, после чего мы вместе проверим.

( 3 * 4 = 12 дм

Ответ: гусеница проползла 12 дм)

Молодцы. Посмотрите на слайд, вы видите задачу на нахождение массы:

Масса одного пакета с мукой составляет 2 кг, узнайте массу 4-х таких пакетов.

-Какова масса одного пакета?

(2 кг)

-Сколько всего пакетов?

(4)

-Нам известна масса всех пакетов?

(нет)

-Мы можем ее найти?

(да)

-Каким действием?

(умножением 2 * 4 = 8)

-Какой ответ у вас получился?

(4 пакета весят 8 кг)

Слайд №1

Слайд №2

Опрос учащихся по поднятой руке

Опрос учащихся по поднятой руке

Слайд №3

Слайд №4

Опрос нескольких учащихся.

Слайд №5

Опрос нескольких учащихся.

Стр. 16

Стр. 16, задание 1

Опрос учащихся по цепочке.

Стр. 16, задание 2

Слайд №6

Слайд №7

2.1.

2.2.

3.1.

3.2.

Физминутка

9:56 – 9:58

Ребята, давайте немного разомнем наши пальчики.

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

9:48 – 10:03

I. Знакомство с задачей.

II. Анализ условия.

III. Анализ решения.

IV. Проверка

Откройте в своих учебниках страницу 16, найдите задачу №3.

Ее мы будем записывать на листочках, поэтому будьте внимательны.

Ребята, представьте, что мы с вами пришли на рынок за ягодами. Какие ягоды мы можем купить на рынке?

(клубника, земляника, вишня, черешня, малина и т.д)

Сейчас мы с вами решим задачу, краткая запись которой будет в таблице.

Начертите таблицу из трех колонок.

Первая самая большая, примерно 10 клеток, вторая и третья одинаковые. Примерно по 7 клеток.

Прочитайте задачу и подумайте, какими словами можно назвать колонки нашей таблицы?

(Масса 1 пакета; Кол-во; Масса)

-О каком количестве пакетов идет речь в задаче?

(в 4,3,7)

-В какую колонку мы это запишем?

(Во вторую. Кол-во)

-Какова масса одного пакета с вишней?

(неизвестно)

-Что еще нам известно о массе вишни в 1 пакете?

(она одинакова)

Поэтому ставим один «?» и пишем, что она одинакова.

-Сколько весит 4 пакета с вишней?

(28 кг)

-В какую колонку мы это запишем?

(в 3)

-Сколько весит три пакета с вишней?

(неизвестно)

-В какую колонку мы это запишем?

(в 3)

-Как мы это запишем?

(знаком вопроса)

-Сколько весит семь пакетов вишни?

(неизвестно)

-Как мы это запишем?

(знаком вопроса)

-Ребята, посмотрите на нашу таблицу, сколько знаков вопроса вы видите?

(3)

А сколько вопросов в условии задачи?

(2)

-Можем ли мы сразу ответить на вопросы задачи?

(нет)

-Почему?

(мы не знаем массу одного пакета)

-Мы можем узнать массу одного пакета?

(да)

-Из каких данных?

(зная массу 4 пакетов, и то, что масса одного пакета одинакова)

-Каким действием?

(делением)

-Если мы узнаем массу 1 пакета, сможем мы ответить на вопросы задачи?

(да)

-Каким действием?

(умножением)

-Запишите решение задачи.

-Какие пакеты оказались самыми легкими?

(3 пакета)

-Сколько они весят?

(21 кг)

-А какие пакеты оказались самыми тяжелыми?

( 7 пакетов)

-Сколько они весят?

(49 кг)

-Почему в 3 пакетах вишня весит меньше, чем в 7?

(потому что пакетов больше, а масса одного одинакова)

Слайд №7

 

V. Итог урока.

10:03 – 10:08

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что мы сегодня повторяли на уроке?

-Трудно ли тебе было?

Учащиеся отвечают учителю.

2.1.

3.1.

VI.Рефлексия.

10:08  - 10:10

Мной оценки выставлены, теперь сами себя оцените, если вы работали активно и выполняли сегодня задания, то поднимите руку.

Спасибо за урок, до свидания!

Учащиеся оценивают свою работу. 

3.3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

27 : 9 = 7 * 7 = 15 : 5 = 4 * 3 = 81 : 9 = 3 49 3 12 9

Слайд 2

150 : 10 = 16 * 12 = 80 : 40 = 50 * 16 = 300 : 15 = 15 192 2 800 20

Слайд 3

23 * 4 = ? (20 + 3) * 4 20 * 4 = 80 3 * 4 = 12 80 + 12 = 92

Слайд 4

15 яблок разложили на 3 тарелки поровну. Сколько яблок в каждой тарелке?

Слайд 5

Несколько яблок разложили на 3 тарелки поровну так, что в каждой получилось по 5 яблок. Сколько всего яблок?

Слайд 6

15 яблок разложили на несколько тарелок так , что в каждой получилось по 5 яблок. На сколько тарелок разложили яблоки?

Слайд 8

Масса 1 п акета. Кол – во. Вся Масса. 4 п. 3 п. 7 п. ? (кг) Одинаковая 28 кг ? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «ПРИЕМ ДЕЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЙ НА СВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ УМНОЖЕНИЯ»

Цель урока: познакомить с приемом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения....

Конспект урока математики «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование приёма деления, основанное на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;совершенствование вычислительных навыков и навыков решать задачи.Планируемые...

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по математикеТема: «Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с приёмом деления, ...

Конспект урока математики "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: углубление знаний о приеме деления, основанном на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; совершенствование умения находить множители на основе взаимосв...

Конспект урока математики "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование приёма деления, основанное на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;совершенствование вычислительных навыков и навыков решать задачи.Планируемые...

Рабочий лист по математике Закрепление изученного «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения».

Рабочий лист по математике Закрепление изученного «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения»....