Внеклассное занятие по наглядной геометрии 3 класс "Площадь прямоугольного треугольника"
методическая разработка по математике (3 класс)

Андреева Ирина Витальевна

Конспект занятия содержит открытие нового знания, исторический материал о возникновении геометрии, практические задания на нахождении площади, на применение знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_geometrii_no1.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по математике в 3 классе.

Геометрия

Нахождение площади разных фигур

Цели. 

  • Способствовать расширению кругозора, мышления, привитию интереса и любви к геометрии.( Личностные УУД)
  • Научить находить площади разных многоугольников (прямоугольного треугольника, четырёхугольника) (Предметные умения)
  • Развивать умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками(Коммуникативные УУД)
  • Формировать умение и желание задавать вопросы, выполнять учебные задания(Личностные умения)
  • Развивать умение ставить цели, планировать деятельность,, прогнозировать и оценивать свои действия (Регулятивные УУД)

Ход

  1. Геометрическая разминка

- Назовите, одним словом:

1. Её изображают прикосновением карандаша к бумаге.(Точка)

2. Имеет он четыре стороны, и все они равны.(Квадрат)

3.Без начала и без края линия…(прямая)

4.Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками.(Отрезок)

5.Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть нету, начало то есть(Луч)

- Что вы сейчас называли?(фигуры)

-Какой раздел математики изучает фигуры? (Геометрия)

2.Тема и цель занятия.

-Сегодня на занятии – геометрия.

- О чём вам говорят эти буквы – а,в,S?

-Как будет звучать тема занятия?

-Прочитайте «Как измерить площадь? Нет задачи проще»

-Умеем ли мы находить площадь? Каких фигур?

-Определите цели занятия. (Научиться находить площадь разных фигур, узнать новое о площади. Ответить на вопрос: Кому и для чего нужно уметь находить и измерять площадь)

3.Актуализация знаний.

- Назовите единицы измерения площади.

- Площади каких фигур мы умеем вычислять?

-Вспомните, как вычислить площадь прямоугольника. (S=а х в)

-Вычислите.

а

10см

20дм

?

в

10см

5дм

S

88м2

-Переведите величины 100см2, 10дм2 в более крупные?

4. Страничка истории.

-А давно ли люди научились измерять площадь?

-Послушаем ребят. (Подготовленные дети рассказывают об истории геометрии)

  • В истории известно, что примерно 4000 лет назад образовалось государство Египет, расположенный в долине реки Нил. Правители этого государства – фараоны установили налоги за земельные участки на земледельцев, обрабатывающих эти участки. В связи с этим надо было определять размеры площади участков четырёхугольной и треугольной формы.(1слайд)
  • Река Нил после дождей разливалась и часто меняла своё русло, смывая границы участков. Приходилось границы участков довольно часто восстанавливать, а для этого заново измерять их. (Слайд 2)
  • Выполняли эту работу лица, которые должны были измерять площади. (Слайд3) Появилась необходимость изучать приёмы измерения площадей. К этому времени и относится зарождение геометрии.
  • Слово «геометрия» состоит из двух слов: «гео», что означает в переводе на русский язык «земля», и «метрио» -«мерю». Значит, в переводе на наш язык геометрия-это землемерие.

-Что узнали из сообщения?

-Кому и для чего нужно уметь измерять и вычислять площадь?

-В наше время площади измеряют? Где? (Огороды, леса, поля, в строительстве)

5.Работа по нахождению площади.

- Попробуем и мы вычислять площади земель.

А)         У всем известного кота Матроскина есть два участка: один под огород, а другой под выпас коровы Мурки и телёнка Мурзика. Надо узнать площади этих участков.

Первый участок вот такой формы. (Прямоугольный треугольник)

-Что вы о нём скажете? (Прямоугольной формы, треугольный)

            6м

                                 12м

-Начертите в тетради такой треугольник произвольного размера.

-Можем ли мы найти площадь? Почему? (Умеем только у прямоугольника)

-Как будем решать данную задачу? Обговорите в четвёрках.

(Надо достроить до прямоугольника. Найти его площадь и разделить на 2)

_ Как доказать, что это правильное решение?(Надо доказать, что площади треугольников равны)

4 способа доказательств:

1.Измерить длину сторон;

2.Противоположные стороны равны;

3.Разрезать и наложить;

4.Свойство диагонали: диагональ делит прямоугольник на 2 равных треугольника.

Вывод. S=(a x b) : 2

Б)-А вот и  участок под выпас. Что о нём скажете? (Четырёхугольник)

6м        11м

                 18м

- Что землемеру нужно сделать, чтобы найти площадь этого участка? (Достроить фигуру до прямоугольника. Найти площади каждого. У второго площадь делим на 2)

В) –Прочитайте следующее задание.

Кот Матроскин решил построить новый сарай для своей коровы Мурки площадью 20 кв. м.Какой длины и ширины будет участок, который отведут землемеры  под строительство сарая? Начертите, выбрав масштаб.

-Сколько вариантов получилось? (2) Выберите из двух один. Обсудите выбор в паре.

- Сколько банок краски потребуется для покраски потолка сарая, если 1 банки краски хватает на покраску 5 кв.м.?

-Чему учит данная задача?(Как рассчитать количество банок краски)

- Что надо знать и на что надо смотреть при покупке краски? (Нужно знать площадь поверхности для покраски. Смотреть на расход краски, на какую площадь хватает краски в банке.)

6. Итог.

-Подведём итоги.

-Вспомним  поставленные цели. Достигли ли мы их?

-Где было трудно?

-Что понравилось?

-Оцени себя по лесенке успеха. Поставь плюс.

Найти площадь прямоугольного треугольника:

Я умею

            Я знаю как

                             Я затрудняюсь

Прилагаются рисунки к 4 части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"

 Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...

Конспект открытого факультативного занятия по наглядной геометрии на тему: "Пересечение фигур"

Это занятие я проводила для учителей района по программе УМК "Гармония" (автор Истомина Н.Б.). Его можно проводить так же  по плану работы с одарённми детьми. На занятии  у детей формируется...

Сценарий занятия «Деление окружности на равные части с помощью прямоугольных треугольников»

Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока, который можно использовать как на уроках математики, так и на занятиях трудового обучения в начальной школе. В статье наглядно показано,...

Занятие по наглядной геометрии "Взаимное расположение предметов в пространстве

Занятие по внеурочной деятельности "Взаимное расположение предметов в пространстве"....

Открытый урок по геометрии " Площадь прямоугольного треугольника"

Урок геометрии по теме «Площадь прямоугольного треугольника » в 3 –м классе               УМК «Технология развивающего обучен...

Презентация внеклассного занятия по математике "Геометрия вокруг нас"

Цель: Расширить и обобщить знания детей о геометрических понятиях: геометрические фигуры, геометрические тела развивать их, вычислять площадь и периметр. Прививать интерес к предмету, способствовать р...