Рабочая программа по математике 1 класс "Школа России"
рабочая программа по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Математики для 1 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика». |
Целью прохождения настоящего курса является:
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения; б) развивающая: развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления, развитие пространственного воображения, математической речи, формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности. в) воспитывающая: воспитание стремления к расширению математических знаний, формирование критичности мышления. г) практическая: формирование системы математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач, формирование вести поиск информации и работать с ней. |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03 2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год». 4. Распоряжения КО СПб «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» № 1826-р от 24.04.2014г. 5. Примерные программы основного начального общего образования М.И. Моро по предмету Математика (М.И. Моро «Математика» 1 класс, Москва, «Просвещение», 2012 год). 6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета № от г., утвержденный приказом директора школы № 497 № от г. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основное её содержание составляют сведения об арифметическом, геометрическом и алгебраическом материале. Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами: 1.«Числа и величины», 2.«Арифметические действия», 3.«Текстовые задачи», 4.«Пространственные отношения», 5. «Геометрические фигуры», 6.«Геометрические величины», 7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса Математика открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений, усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.И. Моро, изд-во «просвещение 2012,год. УМК состоит из: 1. Рабочая программа «Школа России» 1-4классы. М.И.Моро и др. Математика. Москва «Просвещение» 2011г. 2. Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011 3. Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011 4. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2011. 5. Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007. 6. Поурочные разработки по математике. 1 класс: к УМК М.И. Моро / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – М: ВАКО, 2011 7. Проверочные работы по математике. 1 класс /С.И. Волкова. - М. Просвещение, 2010 8. Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, 2011г., Москва, «Просвещение». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ. Обоснование. Рабочая программа входит в состав УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентиована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение Математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, 132 часа (130 часов + 2 часа резервное время) в год. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. |
Система контроля по курсу Математика включает проведение 16 самостоятельных работ, 5 контрольных работ, 1 итоговая контрольная работа. |
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
показывать:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
- числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
- число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
воспроизводить в памяти:
- результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
- результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
различать:
- число и цифру;
- знаки арифметических действий (+, -);
- многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник.
сравнивать:
- предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- предметы по форме, размерам (больше, меньше);
- два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
- выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
- выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
- решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
- выполнять табличное вычитание изученными приемами;
- измерять длину предмета с помощью линейки;
- изображать отрезок заданной длины;
- читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- · интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера:15 + 1,18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
- соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Литература и средства обучения
1. Рабочая программа «Школа России» 1-4классы. М.И.Моро и др. Математика. Москва «Просвещение» 2011г.
2. Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
3. Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
4. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2011.
5. Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007.
6. Поурочные разработки по математике. 1 класс: к УМК М.И. Моро / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – М: ВАКО, 2011
7. Проверочные работы по математике. 1 класс /С.И. Волкова. - М. Просвещение, 2010
Демонстрационные пособия.
- Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10: от 1 до 20; от 1 до 100.
- Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
- Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).
- Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): квадраты (мерки) и др.
- Демонстрационная таблица сложения.
Учебно-практическое оборудование.
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Технические средства обучение
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, 2011г., Москва, «Просвещение».
Формы контроля
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные и диагностические работы | Примечания |
М - 1 | Сравнение предметов и группы предметов. Пространственные и временные представления. | 10 | Контрольная работа №1 | |
М - 2 | Нумерация чисел в пределах 10 и число 0. | 28 | Самостоятельная работа №1,2,3,4,5 Контрольная работа №2 | |
М - 3 | Сложение и вычитание в пределах 10. | 55 | Самостоятельная работа №1,2,3,4,5,6 Контрольная работа №3 | |
М - 4 | Нумерация чисел в пределах 10. | 12 | Самостоятельная работа №1 Контрольная работа №4 | |
М - 5 | Табличное сложение и вычитание в пределах 20. | 22 | Самостоятельная работа №1,2,3, 4 Контрольная работа №5 | |
М - 6 | Систематизация учебного материала изученного в 1 классе. Повторение. | 5 | Итоговая контрольная работа | |
Всего | 132 |
Содержание
курса начального общего образования по учебному предмету.
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Подготовка к изучению чисел и действий с ними.
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления (8 ч).
- Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
- Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
- Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
- Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
- Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О.
Нумерация(28 ч).
- Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
- Число 0. Его получение и обозначение.
- Сравнение чисел.
- Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
- Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
- Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
- Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (54 ч).
- Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
- Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
- Переместительное свойство суммы.
- Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
- Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
- Сложение и вычитание с числом 0.
- Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
- Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация (12ч).
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
- Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
- Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
- Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (24 ч).
- Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
- Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
- Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 ч).
Наименование раздела и темы урока | Количество часов | Дата проведения | Основные виды деятельности | Домашнее задание | |||
1 четверть | |||||||
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | |||||||
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | Роль математики в жизни людей и общества. | ||||
2 | Счет предметов. | 1 | Счёт предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.) | ||||
3 | Пространственные представления. | 1 | Установление пространственных представлений. Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо . | ||||
4 | Временные представления. | 1 | Установление временных представлений раньше, позже, сначала. потом . | ||||
5 | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. | ||||
6 | На сколько больше (меньше)? | 1 | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на...», «меньше на...». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. | ||||
7 | На сколько больше (меньше)? | 1 | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на...», «меньше на...». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Установление пространственных отношений. | ||||
8 | Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел». | 1 | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | ||||
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | |||||||
9 | Много. Один. Письмо цифры 1. | 1 | Название и запись цифры натурального числа 1 . | ||||
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | 1 | Название и запись цифры натурального числа 2 . | ||||
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 | Название и запись цифры натуральных чисел от 1 до 3. | ||||
12 | Знаки +, - , =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | 1 | Знаки: + (плюс), –(минус), = (равно). | ||||
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 | Название и запись цифры натуральных чисел от 1 до 4 . | ||||
14 | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | 1 | Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче) . | ||||
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | Название и запись цифры натуральных чисел от 1 до 5 . | ||||
16 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. | ||||
17 | Задания творческого характера. | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера. | ||||
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. | 1 | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, линии прямой, кривой, отрезка . | ||||
19 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка, ломаной. | ||||
20 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 5». | 1 | Составление рассказа с вопросами по схеме и записи; повторение состава чисел 3, 4. 5; закрепление знаний о прямой, отрезке, ломаной. | ||||
21 | Знаки больше, меньше, равно. | 1 | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: < (больше), > (меньше), = (равно). | ||||
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: < (больше), > (меньше), = (равно) . | ||||
23 | Многоугольник. | 1 | Распознавание геометрических фигур: многоугольники. | ||||
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | Название и запись цифры натуральных чисел 6, 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют). | ||||
25 | Закрепление. Числа 6, 7. Письмо цифры 7. | 1 | Название и запись цифры натуральных чисел от 1 до 7. | ||||
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 8,9. | ||||
27 | Закрепление. Числа 8, 9. Письмо цифры 9. | 1 | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 9. | ||||
28 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | Знакомство с первым числом второго десятка; обучение письму двузначного числа; закрепление понятий больше и меньше . | ||||
29 | Повторение и обобщение изученного по теме. Числа от 1 до 10. | 1 | Состав чисел первого десятка , выполнение арифметических действий. | ||||
30 | Наши проекты. | 1 | Использование математических знаний в жизни . | ||||
31 | Сантиметр. | 1 | Единицы измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | ||||
32 | Увеличить на. Уменьшить на. | 1 | Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. | ||||
33 | Число 0. | 1 | Сложение и вычитание с числом 0. | ||||
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | Сравнение предметов по разным признакам. | ||||
35 | Повторение и обобщение чисел первого десятка. | 1 | Счёт предметов. Запись чисел первого десятка. Выполнение заданий творческого и поискового характера . | ||||
36 | Закрепление. Проверочная работа. | 1 | Проверка понимания построения числового ряда от 1 до 10; проверка умение прибавлять и вычитать 1 и 0; проверка умения сравнивать числа. | ||||
Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание. | |||||||
37. | Защита проектов. | 1 | Защита проектов. | ||||
38. | Сложение и вычитание вида +1, - 1. Знаки +, -, =. | 1 | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. | ||||
39. | Сложение и вычитание вида - 1 -1, +1+1. | 1 | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете . | ||||
40. | Сложение и вычитание вида +2, -2. | 1 | Арифметические действия с числами. Складывание и вычитание по 2. | ||||
41. | Слагаемые. Сумма. | 1 | Название компонентов и результата сложения. | ||||
42. | Задача. Текстовые задачи. | 1 | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
43. | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
44. | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | Арифметические действия с числами. Таблица сложения и вычитания с числом 2. | ||||
45. | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание в случаях вида +2. | ||||
46. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
47. | Закрепление. Арифметические действия с числами. | 1 | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Счёт предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на». | ||||
48. | Проверка знаний приема сложения и вычитания для случаев +1, +2.. | 1 | Проверка знаний приема сложения и вычитания для случаев +1, +2. | ||||
49. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
50. | Сложение и вычитание вида +3, -3. Примеры вычислений. | 1 | Арифметические действия с числами. Приемы сложения и вычитания для случаев вида +3, -3. | ||||
51. | Прибавление и вычитание числа 3. | 1 | Арифметические действия с числами. Приемы сложения и вычитания для случаев вида +3, -3. | ||||
52. | Закрепление. Сравнение длин отрезков. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами. | ||||
53. | Таблица сложения и вычитания с числом 3. | 1 | Составление и заучивание таблицы сложения и вычитания с числом 3. | ||||
54. | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных числа 3 . Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
55. | Решение текстовых задач. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
56. | Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
57. | Выполнение заданий творческого и поискового характера. | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера. Арифметические действия с числами. | ||||
58. | Повторение и закрепление материала изученного ранее. | 1 | Повторение и закрепление материала изученного ранее. | ||||
59. | Закрепление и проверка знаний приемов сложения и вычитания для случаев + 3. | 1 | Закрепление изученного материала; проверка знаний приемов сложения и вычитания для случаев + 3, умение решать задачи. | ||||
60. | Закрепление изученного проверка знаний приемов сложения и вычитания. | 1 | Повторение материала, изученного за полугодие . | ||||
61. | Обобщение изученного материала. | 1 | Повторение, обобщение изученного материала. | ||||
62. | Проверочная работа. | 1 | Проверка знаний, умений и навыков учащихся. | ||||
63. | Повторение и закрепление приемов сложения и вычитания. | 1 | Повторение и закрепление изученного материала. | ||||
64. | Повторение и закрепление приемов сложения и вычитания в решении задач арифметическим способом. | 1 | Повторение и закрепление изученного материала. | ||||
65. | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. | 1 | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Повторение состава числа. | ||||
66. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». | ||||
67. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. «Уменьшить на». | ||||
68. | Сложение и вычитание вида +4, -4. | 1 | Приемы сложения и вычитания числа 4, закрепление состава числа. Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
69. | Закрепление состава числа первого десятка. | 1 | Решение задач изученных видов, знание состава числа первого десятка. | ||||
70. | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | Знакомство учащихся с новым видом задач; закрепление изученных приемов вычислений. | ||||
71. | Решение задач новым видом. | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | ||||
72. | Таблица сложения и вычитания с числом 4. | 1 | Составление и заучивание таблицы сложения и вычитания с числом 4, закрепление знания соответствующего состава числа. | ||||
73. | Решение задач. Закрепление знания состава чисел, приемы +1, 2, 3, 4. | 1 | Закрепление знания состава чисел, приемы +1, 2, 3, 4, решение задач изученных видов. | ||||
74. | Перестановка слагаемых. | 1 | Выведения правила о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. | ||||
75. | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида + 5, 6, 7, 8,9. | 1 | Применение правила о перестановки слагаемых при сложении вида + 5, 6, 7, 8, 9, проверка знания состава чисел. | ||||
76. | Таблица для случаев +5, 6, 7, 8, 9. | 1 | Составление таблицы сложения для случаев + 5, 6, 7, 8, 9. | ||||
77. | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | Повторение состава чисел, приемы сложения и вычитания, решение задач изученных видов. | ||||
78. | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | Повторение состава чисел, приемы сложения и вычитания, решение задач изученных видов. | ||||
79. | Повторение состава чисел, приемы сложения и вычитания. | 1 | Повторение состава чисел, приемы сложения и вычитания, решение задач изученных видов. | ||||
80. | Работа по таблице сложения. Что узнали. Чему научились. | 1 | Работа по таблице сложения; проверка умения использовать изученные приёмы сложения и вычитания; решение задач изученных типов. | ||||
81. | Закрепление знаний таблицы сложения; проверка знаний состава чисел в пределах 10. | 1 | Закрепление знаний таблицы сложения; проверка знаний состава чисел в пределах 10 . | ||||
82. | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | Взаимосвязь между сложением и вычитанием. | ||||
83. | Взаимосвязь между суммой и слагаемыми. | 1 | Взаимосвязь между сложением и вычитанием. | ||||
84. | Решение задач состава чисел в пределах 10. | 1 | Решение задач арифметическим способом. | ||||
85. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | Знакомство с названием компонентов при вычитании. | ||||
86. | Вычитание вида 6 - ; 7- | 1 | Приемы вычитания, основанных на знании состава чисел, закрепление умения решать примеры и задачи. | ||||
87. | Закрепление приёма вычислений вида 6 -; 7. | 1 | Закрепление изученного приема вычитания, проверка умения решать задачи. | ||||
88. | Вычитание вида 8 - ; 9 - | 1 | Знакомство с приемами вычитания, основанных на знании состава чисел, выполнение ранее изученных приемов сложения и вычитания. | ||||
89. | Закрепление. Решение задач изученных видов. | 1 | Решение задач изученных видов, подготовка к решению задач в два действия. | ||||
90. | Прием вычитания в случаях «вычесть из 10». | 1 | Закрепление приемов вычитания, основанных на знании состава чисел, знание таблицы сложения. | ||||
91. | Закрепление таблицы сложения, Выполнение вычитаний в пределах 10. | 1 | Закрепление знания таблицы сложения, умение выполнять вычитание в пределах 10, составлять и решать задачи . | ||||
92. | Килограмм. | 1 | Знакомство с единицей массы – килограммом, отрабатывание вычислительного навыка. Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами. | ||||
93. | Литр. | 1 | Знакомство с новой величиной – емкостью и ее единицей измерения – литром. | ||||
94. | Повторение таблицы сложения. Что узнали. Чему научились? | 1 | Повторение таблицы сложения; решение примеров и задач изученных видов. | ||||
95. | Проверка знаний. | 1 | Проверка знаний, умений и навыков учащихся. | ||||
Числа от 1 до 20. Нумерация. | |||||||
96. | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | Образование числа второго десятка, раскрытие особенности их названия и порядок следования при счете. | ||||
97. | Образование чисел второго десятка. | 1 | Повторение последовательности и образования чисел второго десятка. | ||||
98. | Запись и чтение чисел. | 1 | Знакомство с записью чисел второго десятка, проверка знаний табличных случаев сложения и вычитания. | ||||
99. | Дециметр. | 1 | Знакомство с новой единицей измерения длины – дециметром, научиться измерять длины отрезков. | ||||
100. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | 1 | Знакомство с приемами сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава чисел второго десятка. | ||||
101. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | 1 | Знакомство с приемами сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава чисел второго десятка. | ||||
102. | Странички для любознательных. | 1 | Применение полученных знаний при решении нестандартных задач. | ||||
103. | Повторение изученных приёмов сложения и вычитания. | 1 | Повторение изученных приёмов сложения и вычитания, решение задач изученных видов. | ||||
104. | Проверочная работа. | 1 | Проверка знаний, умений и навыков учащихся. | ||||
105. | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | Разбор ошибок, допущенных в контрольной работе, выявление причин ошибок, знакомство с однозначными и двузначными числами. | ||||
106. | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | Продолжение работы над задачами, повторение изученных тем. | ||||
107. | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | Продолжение работы над задачами, повторение изученных тем. | ||||
108. | Решение задач. Подготовка учеников к решению задач в два действия. | 1 | Подготовка учеников к решению задач в два действия, формирование вычислительных навыков. | ||||
109. | Составная задача Контрольная работа. | 1 | Подготовка учеников к решению задач в два действия, формирование вычислительных навыков Выполнение контрольной работы. | ||||
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. | |||||||
110. | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, знакомство с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | ||||
111. | Сложение вида +2, +3. | 1 | Случаи сложения +2, +3; решение задач. | ||||
112. | Сложение вида +4. | 1 | Решение примеров вида +4, повторение изученных приемов, решение задач. | ||||
113. | Решение примеров вида +5. | 1 | Знакомство с решением примеров нового вида, закрепление состава чисел 11, 12, 13. | ||||
114. | Прием сложения вида +6. | 1 | Приемы сложения вида +2, 3, 4, 5, 6; запоминание состава чисел 11, 12, 13. | ||||
115. | Прием сложения вида +7. | 1 | Приемы сложения вида +2, 3, 4, 5, 6,7; решение задач. | ||||
116. | Приемы сложения вида +8, +9. | 1 | Знакомство с новыми приемами сложения, решение задач, записывая решение выражением. | ||||
117. | Таблица сложения. | 1 | Запоминание таблицы сложения, состав чисел. Решение задач. | ||||
118. | Применение полученных знаний при решении нестандартных задач. | 1 | Применение полученных знаний при решении нестандартных задач. | ||||
119. | Закрепление пройденного. Проверка знаний. Тест. | 1 | Закрепление знаний таблицы сложения, вычислительных навыков и умений решать задачи. Проверка знаний по теме: «Нумерация чисел в пределах 20», «Табличное сложение». | ||||
120. | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | 1 | Знакомство с двумя приемами вычитания: прием вычитания по частям, прием, основанный на знании состава чисел второго десятка. | ||||
121. | Вычитание вида 11-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 11. | ||||
122. | Вычитание вида 12-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 12. | ||||
123. | Вычитание вида 13-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 13. | ||||
124. | Вычитание вида 14-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 14. | ||||
125. | Вычитание вида 15-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 15. | ||||
126. | Вычитание вида 16-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 16. | ||||
127. | Вычитание вида 17-*, 18-*. | 1 | Решение примеров данного вида, повторение состава числа 17, 18. | ||||
128. | Закрепление. Повторение. Проверка знаний. | 1 | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания, проверка знаний нумерации чисел второго десятка. | ||||
129. | Наши проекты. Защита проектов. | 1 | Таблица сложения; приёмов вычитания; состава чисел и нумерации в пределах 20. | ||||
130. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Выполнение контрольной работы. | ||||
131. | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания первого десятка. | 1 | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания, проверка знаний нумерации чисел второго десятка. | ||||
132. | Что узнали. Чему научились в 1 классе. Подведение итогов. | 1 | Подведение итогов изученного материала в 1 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Школа России"
Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования для 3 класса. Все материала занесены в матрицу....
рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс
Программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по математике (школа России ) 3 класс
Рабочая программа по математике 3 класс по программе школа России...
Рабочая программа по математике (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по математике (3 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по математике.Школа России.4 класс.Автор:Моро.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по математике (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по математике 1 ласс по программе "Школа России" по ФГОС....