Конспект урока "Число и цифра 6"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Число и цифра 6».
Цель:1.Учить распознавать множества, состоящие из 6 элементов;познакомить учащихся с новым числом -6 и цифрой, его обозначающей; показать способ образования числа 6.
2.Развивать логическое мышление, внимание, память, речь учащихся.
3.Воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность и самостоятельность.
4.Развивать глазодвигательную и прослеживающую функцию глаза;учить фиксировать взор, а затем расслаблять его; развивать мелкую моторику рук.
Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление об образовании числа 6, умение распознавать и писать цифру 6.
Познавательные УУД:
- формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
- формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Личностные УУД.
- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Ход урока.
I.Орг. момент.
II.Психологический настрой на урок.
Всем, всем- добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
-А теперь тихонечко сядьте на свои места.
III.Сообщение темы, цели урока.
-Ребята, внимательно посмотрите на наборное полотно и скажите, в правильном ли порядке расположены числа?
(На доске выложены числа: 0,1,2,3,4,5)
-Хором прочитаем их в прямом порядке!
-А теперь в обратном порядке!
-А сейчас поиграем в игру «День-ночь». Ночь! (Учитель меняет местами числа: 0, 1, 3,2,4,5)
-День! Какие числа поменялись местами? Кто выйдет и вернёт их на место?
_-Ночь! (1,0,2,3,4,5)
-День!(Дети восстанавливают числовой ряд)
-Ночь!День! Внимание, что появилось у нас новое?.(0, 1, 2,3,4,5, ?)
-Какой вопрос мы можем здесь задать?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Выслушиваются ответы детей, учитель корректирует и подытоживает сказанное :
-Тема нашего урока – число и цифра 6.
-А каковы же будут цели нашего урока? Помогут вам их сформулировать вот эти предложения. Давайте закончим их!
На доске лист с незаконченными предложениями:
Сегодня на уроке мы познакомимся…..
Мы научимся писать….
Но, чтобы добиться намеченных целей, нам надо подготовиться - немного посчитать устно.
IV.Устный счёт.
1.Решение примеров с окошками.
-Ребята,скажите, какое сейчас время года?
-Так вот, осенний ветер залетел в наш класс и листьями прикрыл цифры на примерах, которые я вам приготовила. Ребята, помогите их восстановить. Приготовьте свои математические веера!
3+…=5 …+1=4
2+…=3 4+0=…
(Дети выходят и открывают листочки)
-Какое число мы получаем, если к данному числу мы прибавляем единицу?
-Мы получаем следующее за ним число.
-Эти знания нам ещё пригодятся на уроке.
2. Игра «Рассели жильцов».
В руках у учителя макет домика с прорезями в окошках.
-Ребята, у меня в руках домик. Скажите, из каких геометрических фигур он состоит?
- Кто выйдет и покажет все эти фигуры?
-Как мы можем назвать их одним словом? (Многоугольники)
-А теперь обратите внимание на дверь дома. Как мы называем такие линии? (Ломаные линии)
-Что вы можете сказать об этой линии?
-Она незамкнутая.
-Посчитайте, сколько звеньев в этой ломаной.
-А сколько вершин в ломаной?
-Ребята, этот домик не обычный, а математический, и жильцы у него особенные- это знаки сравнения и цифры.
-Какие знаки сравнения вы знаете?(больше,меньше,равно)
-Итак , в данных примерах вам нужно вставить необходимый знак или цифру.
(Уч-ся выходят к доске и вставляют необходимые карточки в прорези-окошки)
3…5 4…2
1 < …
-Итак, с заданием мы справились успешно, жильцов расселили, а сейчас - пора отдохнуть!
V.Физминутка.
Точно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счёт «раз» кулак сожмём,
НА счёт «два» - в локтях согнём.
НА счёт «три» - прижмём к плечам,
На «четыре» - к небесам.
Хорошо прогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Про «пятёрку» не забудем-
Добрыми всегда мы будем.
На счёт «шесть» прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья,
Вместе дружная семья.
VI.Изучение нового материала.
1.Занимательный материал. Загадывание загадки.
-Ребята, послушайте мою загадку, а отгадку найдите в классе ( на стенах размещены иллюстрации различных насекомых и паука) .
Чёрный, а не ворон,
Рогатый, а не бык,
6 ног без копыт.
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет. (Жук)
-Кто это, ребята?
Дети ищут глазами и находят жука.
-Зафиксируйте на нём свой взгляд.
- Посмотрите на меня.
- О какой отличительной черте жука здесь идёт речь?(у него 6 ног)
-А сейчас мы узнаем, почему именно жук оказался у нас в гостях.
-Дело в том, что наши главные герои – Миша и Маша – тоже увидели жука.
2.Работа с учебником.
А)Получение числа 6 по пальцам.
-Откройте учебники на с.68 и выполним задание №1(читает учитель).
-Сколько же всего ног у жука?(6)
-Как с помощью пальцев дети узнали, что ног 6? (Пять и ещё одна)
-Давайте смодулируем этот текст.
Итак, чертим основу – отрезок.
-Сколько у нас пальцев на 1 руке?(5)
-Покажем это с помощью дужек.(Учитель чертит, а дети считают все вместе)
-А теперь вспомним: как сказала Маша про кол-во лап жука??(5 и ещё одна)
-Значит, добавляем ещё сколько дужек?(1)
-Сколько всего стало?(6)
На доске возникает схема.
--А у кого ещё по 6 ног? Как можно назвать одним словом эту группу животных?( Насекомые)
- А почему паук не является насекомым? (У паука 8 ног)
-Скажите, ребята, а как нужно относиться к насекомым? Зависит ли от нас с вами их судьба?
- А теперь вновь вернёмся к учебнику и найдём игральные кубики в правом верхнем углу.
- Сколько очков выпало на 1кубике? (5)
-На 2?(1)
-Сколько очков выпало всего?( 6)
-Каким действием узнали?
-Итак, подведём небольшой итог нашей работе: как же образуется число 6? --Кто выйдет к доске и выложит на наборном полотне пример на сложение? (5+1=6)
-Хором прочитаем его!
-Назовите 1 слагаемое.(5)
-Назовите 2 слагаемое.(1)
-Назовите значение суммы.(6)
Б) Соотнесение множества предметов с числом 6.
Работа в парах.
-А сейчас поработаем в парах.Работать надо дружно, сообща, не ссорясь.(На столах лежат листочки)
-Вам необходимо найти рисунки, где изображено 6 предметов, поставить кружок красного цвета на этот рисунок и обвести его. Рома получает кружок чёрного цвета.
-Проверим вашу работу.
А теперь выполним задание 3 в учебнике.
-Поставьте фишку на те предметы, где их шесть.
-Итак, каким же числом мы обозначаем 6 предметов?(Числом 6).
- Мы с вами уже достаточно поработали, и ваши глазки хотят отдохнуть.
VII.Коррекционная физминутка для глаз.
Мы друг другу помогали.
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами).Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо).Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге) Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
VIII.Продолжение работы по теме урока.
1.Знакомство с цифрой 6.
-Итак, мы с вами узнали новое число-6,узнали, как оно образуется,а скажите, ребята, при помощи чего мы будем обозначать число 6 на письме?(При помощи цифры 6)
( Учитель вывешивает карточку с цифрой)
-Давайте оживим нашу цифру. На что она похожа?(выслушиваются ответы детей)
-А теперь послушайте, на что ещё похожа цифра 6.
У шестёрочки лицо,
Словно круглое кольцо,
Сверху-хвостик озорной,
Важный очень и смешной.
Цифра 6 им дорожит,
Каждый миг за ним следит.
Хвостик ей нельзя терять,
Чтобы ноликом не стать.
- Узнайте цифру 6, выполнив задание 2.Сколько раз вам встретилась новая цифра? (5)
–У кого тоже 5? Поднимите руки. Молодцы, вы правильно выполнили задание!
А сейчас давайте встанем и проведём физминутку, в которой главная героиня –наше новое число.
2.Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
3.Письмо цифры 6.
-Скажите, ребята, а можем ли мы писать цифру 6? Может, догадался кто-то о нашей следующей работе?
-Но сначала мы напишем нашу цифру на стекле. Посмотрите, как же появляется новая цифра.
(учитель пишет на стекле в зеркальном отображении).
-Кто выйдет к доске и напишет вместе со мной одновременно?( 1 ученик выходит к доске)
-А теперь возьмите фоновые дощечки, лежащие у вас на столах, и тесёмки. Вам нужно,начиная с верхнего узелка, выложить цифру 6.Стараемся сделать это красиво, аккуратно!
-Молодцы! Все вытянете вперёд правую руку и в воздухе ещё раз напишите цифру 6.
-А сейчас возьмите свою правую ладошку, представьте себе, что это ваша тетрадь.Попробуйте в ней написать кончиком носа новую цифру!
-И- внимание на доску! Сейчас я покажу, как мы будем писать в тетради цифру 6.
-Сначала пишем большой левый полуовал, а затем-малый правый. Начинаю писать большой полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляю, касаясь верхней стороны клетки и веду вниз, закругляю, касаясь нижней стороны клетки и веду вверх, закругляю влево, немного выше середины клетки.
-А теперь откройте рабочие тетради на с.76., зад.1, положите их правильно,возьмитеручки,спинки прямые.
-Как называется элемент в 1 рабочей строке? Напишите его через клетку.
-Во 2 строке красиво выпишите цифру 6.
-Какая цифра самая красивая? Подчеркните её карандашом.
IX.Закрепление изученного.
-1.Нахождение суммы 2 слагаемых.
-Обратимся к заданию №2.
-Сколькоягод на 1 веточке?(5)
-На 2 веточке?(1)
Сколько всего ягод?
-Как узнали, что их 6?
-Запишите значение суммы в пустом квадратике внизу.
-Закройте тетради и отложите их в сторону.
2.Знакомство с количественным числительным: шестой.
-А теперь вспомним сказку про Козлёнка, который учился считать до 10.(задание 5 в учебнике)
-Кто шестым подошёл к Козлёнку?
-Сколько всего животных стало?
-Как получили 6?(к 5 прибавить 1- получится 6).
-А сейчас вы покажите, что тоже умеете считать.
3.Решение задач в стихах.
- На лесной опушке сидят
3 зайчихи-старушки.
Да тут же возле них
Пляшут трое молодых.
Сосчитайте поскорей,
Сколько было всех зверей?
-И задачка на внимание!
- Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, зайка-«косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
Помогите вы скорей сосчитать-ка всех зверей!
-И ещё раз поработаем вашими фишками.(з.6)
-Поставьте фишку на 6 слева доску в заборе; на 6 справа.
3.Работа с числовым рядом.
- А сейчас наступает самый важный момент. Мы поселим в наш числовой ряд новое число(вывесить карточку на доске)
-Что новое, необычное в этой карточке?
-Есть ли на ней кружочки?
-Как мы показываем, что это число 6?
X.Итог урока.
-Скажите, ребята,с каким новым числом мы познакомились сегодня на уроке?
-Как образуется это число?
-А какой цифрой обозначено число 6 на письме?
XI.Итоговая рефлексия.
На доске –изображение дерева без листьев.
-Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Если урок прошёл для вас плодотворно, и вы остались очень довольны им, прикрепите к дереву красный листок.Если урок прошёл хорошо, но вы сомневались в чём-то,то выберите зелёный лист.А если вы считаете, что недостаточно работали на уроке, то ваш листочек – жёлтого цвета.
(Дети выходят к доске и прикрепляют листья на дерево)
Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке, я верю, вы будете успешнее.Вы все хорошо потрудились на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"
Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...
Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9."
Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9." вместе с презентацией....
Конспект урока в 1 классе "Число и цифра 7"
Конспект урока математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова "Число и цифра 7"...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
УМК Школа 2100, 1 класс...
Конспект " Число и цифра 4"
Конспект...
конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,
laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...