Урок математики
план-конспект урока по математике (1 класс)
Конспект урока по математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse_po_teme.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
вид урока: Выявление недостающей информации
Информационно-поисковые действия младших школьников
(познавательное общение)
УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для получения недостающей информации.
Тема: "Решение задач".
Цели
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.
Ресурсы
Основные:
М.И. Морор, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2012.
М.И. Морор, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2012.
Дополнительные:
Алгоритм решения задачи.
Алгоритм самооценки.
Плакат с текстом задачи.
Плакат с адресом задачи в учебнике.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Дата проведения: 12 декабря.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?
- Покажите смайликом.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?
−- Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)
- С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).
- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)
Загадка (снеговик)
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – (снеговик)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт)
- Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:
Устный счёт даёт понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Игра «Снежный ком» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал ком).
- Найди сумму чисел 5 и 3 (8);
- Из 6 вычесть 1 (5);
- Прибавь 3 к 7 (10);
- Из какого числа вычли 3 и получили 2? (5);
- К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 7? (5)
- Уменьши 4 на 2 (2);
- Назови число, следующее за числом 8 (9);
- Назови число, которое стоит перед числом 3 (2).
Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).
♣ 4 вороны на ветку сели
К ним ещё 3 прилетели.
Отвечайте, быстро, смело-
Сколько всех их прилетело? (7)
♣ Шесть бельчат и мама белка.
Сосчитать ты их сумей-ка. (7)
♣ Семь волчат пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько серых под кустами
Вечерком вернулись к маме? (5)
♣ У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
• Считают девочки: 5+3.
• Считают мальчики: 10-3.
- Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)
Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:
условие (на доске)
вопрос
решение
ответ
(Задачи)
-Так что мы будем делать? (Решать задачи.)
-И, конечно, откроем ещё что-то новое.
3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
- Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми, план работы над задачей.
1. Рисунок: Смайлик читает задачу - стрелка - смайлик думает. (Читаем задачу, пока не поймём и не запомним.)
2. В одной рамке слово "условие", в другой - "вопрос". (Выделяем условие и вопрос задачи.)
3. Слово "решение", схема произвольной задачи, запись решения. (Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие, записываем решение.)
4. Слово "ответ". (Записываем ответ.)
-Итак, вот наша задача. Запись на доске:
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
-Работаем над задачей по эталону.
Шаг 1.Читаем.
- Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)
- Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)
- Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (26)
- А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.
- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.
- Возьмите листочки.
Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)
- А потом? (Запись решения и ответ).
- Решите задачу.
(Дети пытаются решить задачу)
4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
-Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)
- Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)
III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.
1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.
-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)
2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.
-Сколько чисел в этой задаче?(1)
- А в тех, которых решали раньше? (2)
-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)
- А сколько должно быть чисел? (2)
-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Обдумывание будущих учебных действий.
-Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.
- Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)
-Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.
V. Реализация построенного проекта.
- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)
-Какое число можно вставить? (не больше 4)
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?
-Работаем над задачей по эталону.
1.Читаем.
2.Выделяем условие задачи.
Сколько чисел?
Какое первое число? Второе?
Что обозначает число 4?
Число 2?
Каков вопрос задачи?
3.Решение.
-Работаем на листочках.
-К доске пойдёт Кирюша.
-С чего начнём решение задачи? (Со схемы)
-Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)
4-2=2(ел.)
Ответ: 2 ели.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),
- Возьмите планшеты. Там 2 задачи.
№1.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.
Сколько подарков стало?
____________________________________________
№2.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.
Сколько подарков стало?
Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.
- На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).
-1 пара работает у доски.
-Проверяем.
Какую задачу выбрали: №1 или №2?
- Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)
-Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)
-Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.
(Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради, с. 48.
-Читаем задачу вверху.
- Сколько чисел в задаче? Какие?
-Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.
- Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок задачи.
- Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.
- Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.
- Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.
- Сколько всего снеговиков? (5)
-Как нашли? (3+2=5)
- Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.)
- Сколько конфет осталось у Пети? (3)
- Как узнали ? (6-3=3)
- Почему выбрали вычитание? (Конфет стало на 3 меньше.)
III. Включение в систему знаний и повторение.
- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.
- Страницу и номер я написала на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь отыскать снежинку.)
- Откройте учебник и найдите нужную страницу и нужный номер. (с. 124, №25)
-Читаем задачу.
- Прочитайте условие задачи.
- Вопрос.
- Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)
- Какие? (3 и 3).
- Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)
- К доске Маша. (Маша решает задачу с объяснением.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?
(В задаче должно быть не менее 2 чисел)
- Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают один и объясняют свой выбор.)
2. Закончите предложения
Мне интересно было...
Я узнал(а)...
К сожалению, не смог(ла)...
Теперь я буду…
- Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...