РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ исследовательского практикума «МОЙ ПРОЕКТ» для обучающихся 3-4-х классов на 2020/2021 учебный год
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности | 233.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании методической Школы воспитательной работы Протокол №___ от «___»_______2020 г. Руководитель мШВР _________ Д.Э.Ибрагимова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ________Е.В.Чистякова «___»___________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, __________ В.А. Ткач |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
исследовательского практикума
«МОЙ ПРОЕКТ»
для обучающихся 3-4-х классов
на 2020/2021 учебный год
Составил: учитель внеурочной деятельности высшей квалификационной категории Катюкова Ольга Викторовна |
Содержание программы.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
3. Описание места программы внеурочной деятельности
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности в данном классе.
6. Содержание программы внеурочной деятельности
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеучебной деятельности обучающихся.
8. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
9. Описание материально-технического и учебно - методического обеспечения рабочей программы.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности
«Мой проект» для 3-4 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в школе
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Ст.12, 28; ст.12, ч.9; ст. 75, ч. 1 с изменениями и дополнениями от 01.05.2019 №85-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 №1598;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012, №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 19 июля 2018 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р» (с изменениями на 30 марта 2020 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 30 марта 2020 года);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., от 22 мая 2019 г. №8);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», от 4 июля 2014 года №41;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012 №ПР-3410;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Примерная основная образовательная программа. Основная школа. (Одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных стандартов начального общего образования), (от 08.04.2015 №1/15, от 28.10.2015 №3/15);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, общеобразовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- Инструктивно-методическое письмо от 16.03.2020 №03-28-2516/20-0-0 «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Региональный уровень:
- Закон ЯНАО от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объёмах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»;
- Протокол заседания Совета по управлению проектами при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2018 №13 «Об утверждении региональных проектов по реализации национального проекта «Образование»;
- Приказ Департамента образования ЯНАО от 05.03.2015 №383 «Об утверждении Плана основных мероприятий по формированию условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в системе образования Ямало – Ненецкого автономного округа»;
- Письмо Департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа от 13.05.2011 №801-15-01.1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Информационное письмо Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.05.2012 №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности учащихся»;
- Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций, протокол №4 от 18.12.2013 ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»;
- Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – 59 с.;
- Заседание координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни и профилактике заболеваний №87 от 30.11.2016;
- Концепция развития естественно-научного образования в Ямало - Ненецком автономном округе, утверждена приказом департаментом образования ЯНАО от 25.01.2017 №102;
- Протокол совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителями государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.05.2020 №801-09/10 (п.5.2.5);
- Письмо ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» от 21.05.2020 №852-15/2189 «О реализации программ воспитания и социализации, программ внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях на территории автономного округа с применением дистанционных образовательных технологий».
Институциональный уровень:
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым;
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым (протокол педагогического совета от 29.01.2019 №5);
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Надым (протокол педагогического совета от 29.01.2019 №5).
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мой Проект» для 3-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Данная программа способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
- Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
- Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким- либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
- Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
- Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
- Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так
как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно - ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар,творческая лаборатория;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Технологии:
В процессе осуществления внеурочной деятельности будут осваиваться, и применяться:
- технология развития критического мышления,
- проектная технология,
- здоровьесберегающие технологии.
- Описание места курса в учебном плане
Формой реализации внеурочной деятельности является исследовательский практикум
«Мой Проект»которая относится к общеинтеллектуальному направлению.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего в течение учебного года по 34 часа для каждого класса. Продолжительность занятий 40 минут.
- Описание ценностных ориентиров содержания курса
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс (офлайн)
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Узнаём | 10 ч | Совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д. | Практикум, семинар, творческая лаборатория (фронтальная,коллективная) | Вводная беседа. Беседа - размышление. Решение тестов. Викторины. Просмотр видеофрагментов. Работа с информацией. Мини-выступления. Работа в тетради на печатной основе. |
2 | Исследуем | 9 ч | Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п. | Игра, творческая лаборатория (коллективная работа, работа в малых группах, индивидуальная) | Ролевые игры. Беседа - размышление. Работа с информацией. Просмотр видеофрагментов. Эксперементирование. Планирование. Мини-выступления. Работа в тетради на печатной основе. |
3 | Творим | 10 ч | Формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты. | Практикум, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Игра «Правда или ложь». Эксперементирование Работа с компьютером. Беседа - размышление. Мини-выступления. Работа в тетради на печатной основе. |
4 | Представляем» | 5 ч | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия); формирование умения публичного выступления представления результатов работы. | Практикум, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Представление результатов деятельности. |
Итого | 34 ч |
3 класс (онлайн)
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Узнаём | 10 ч | Совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д. | «Мозговая гимнастика». Практикум, семинар, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная) | Вводная беседа. История научных открытийhttps://www.youtube.com/watch?v=amx6PDZUBeI Презентация «Развиваем память, внимание, воображение»: Игры на развитие внимания: Викторины. Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ Работа с информацией. Работа в тетради на печатной основе. |
2 | Исследуем | 9 ч | Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п. | Игра, творческая лаборатория (коллективная работа, работа в малых группах, индивидуальная) | Просмотр видеофильмов «Опытно-экспериментальная деятельность для школьников» Планирование и проведение эксперимента. Пятёрка интересных опытов для детей: https://ochepyatki.ru/view_video.php?viewkey=21e7b6b Беседа - размышление. Работа с информацией. Мини-выступления. Работа в тетради на печатной основе. |
3 | Творим | 10 ч | Формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты. | Практикум, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Игра «Правда или ложь». Эксперементирование Работа с компьютером. Презентация в PowerPoint «Виды проектов» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/24/vidy-proektov Беседа - размышление. Практикум. Мини-выступления. Работа в тетради на печатной основе. |
4 | Представляем» | 5 ч | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия); формирование умения публичного выступления представления результатов работы. | Практикум, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Представление результатов деятельности. |
Итого | 34 ч |
4 класс (офлайн)
№п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Виды проектов | 15 ч. | Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Правильная подготовка презентации к проекту. Учимся презентовать свои увлечения. Памятка выступающего. Знакомство с терминологией видов проектов Классификация проектов по видам в зависимости от темы. Заполнение таблицы. Групповая работа по созданию мини-проектов. Создание мини-анкеты. Анкетирование. Подсчёт результатов. | практикум, семинар, творческая лаборатория, (коллективная, групповая, индивидуальная) | Беседа - размышление. Работа с информацией. Презентация своих увлечений Решение тестов. Просмотр видеофрагментов. Работа с таблицами. Создание мини-проектов. |
2 | Презентация проекта | 4 ч. | Учимся составлять промежуточный отчёт о проделанной работе. Общие моменты разработки презентации. Выбор формы презентации проекта с учётом своих интересов и способностей. Правильная подготовка презентации к проекту. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. | творческая лаборатория, практикум (групповая) | Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту» Презентации проектов |
3 | Критерии оценивания проекта и его защиты | 5 ч. | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. Практическая работа «Рекомендации выступающему». Учимся делать выводы по: 1.Соответствию содержания целям, задачам и теме проекта 2.Соблюдению поэтапности исследования. 3.Логичности и последовательности изложения. 4.Стилистической и языковой Культуры изложения. 5.Умению чётко обобщать, формулировать и делать выводы. | практикум творческая лаборатория, (коллективная, групповая) | Беседа - размышление. Работа с информацией. Практическая работа «Рекомендации выступающему». |
4 | Информационные технологии | 10 ч. | Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом. | тренинг, практикум (коллективная, групповая, индивидуальная) | Программа МРР. 1 Формирование умения работать сдиаграммой.Работа пошагово по памятке. Творческая работа по теме «Моё любимое животное», используя возможности сети Интернет.Работа с текстом, настройка полей и абзацев.Оформление Листов благодарностей учителю, родителям, друзьям, мудрому Дельфину. |
Итого | 34 ч. |
4 класс (онлайн)
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Виды проектов | 15 ч. | Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Правильная подготовка презентации к проекту. | Практикум, семинар (коллективная, групповая, индивидуальная) | Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ Презентация в PowerPoint «Виды проектов» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/24/vidy-proektov Примеры детских презентаций Учимся презентовать свои увлечения. Памятка выступающего. Знакомство с терминологией видов проектов Классификация проектов по видам в зависимости от темы. Групповая работа по созданию мини-проектов. Создание мини-анкеты. Анкетирование. Подсчёт результатов. |
2 | Презентация проекта | 4 ч. | Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Правильная подготовка презентации к проекту. | Практикум (групповая) | Видеоурок «Как создать презентацию https://yandex.ru/video/preview?text=Как%20создать%20свою%20презентацию%203%20класс%20видео&path=wizard&parent-reqid=1599907563136225-1795656417810466601900278-production-app-host-man-web-yp-327&wiz_type=vital&filmId=2649690683555390990 Примеры детских презентайий Выбор формы презентации проекта с учётом своих интересов и способностей. Учимся составлять промежуточный отчёт о проделанной работе. Общие моменты разработки презентации. Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту» |
3 | Критерии оценивания проекта и его защиты | 5 ч. | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. | Практикум (коллективная, групповая) | Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. Практическая работа «Рекомендации выступающему». Учимся делать выводы по: 1.Соответствию содержания целям, задачам и теме проекта 2.Соблюдению поэтапности исследования. 3.Логичности и последовательности изложения. 4.Стилистической и языковой Культуры изложения. 5.Умению чётко обобщать, формулировать и делать выводы. |
4 | Информационные технологии | 10 ч. | Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом. | Тренинг, практикум (коллективная, групповая, индивидуальная) | Видеоурок «Изображение данных с помощью диаграмм»:https://yandex.ru/video/preview?text=Видеоурок%20Программа%20МРР.%201%20Формирование%20умения%20работать%20с%20диаграммой.%203%20класс&path=wizard&parent-reqid=1599907791580821-502875706212435775900278-production-app-host-vla-web-yp-113&wiz_type=vital&filmId=4711353274575774162 Работа с диаграммами – Яндекс видео: Видеоурок «Как создать викторину «Своя игра»: Работа пошагово по памятке. Творческая работа по теме «Моё любимое животное», используя возможности сети Интернет.Работа с текстом, настройка полей и абзацев.Оформление Листов благодарностей учителю, родителям, друзьям, мудрому Дельфину. |
Итого | 34 ч. |
- Тематическое планирование
3 класс (офлайн)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема | вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
Узнаём | 10 ч | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | 0 | Индивидуальный устный контроль | |
Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа сословарями | 1 | Контроль работы малых групп | ||||
Выбор помощников в работе над проектом | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль | |||
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство спонятием «актуальность» | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Проблема. Решение проблемы | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Выработка гипотезы- предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Цель проекта | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Задачи проекта | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Исследуем | 9 ч | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |
Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Создание продукта проекта. Твоё знакомство спонятиями «макет», поделка» | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Играем в учёных. Это интересно | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Тест. «Чему ты научился?» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Творим | 10 ч | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР- MicrosoftPowerPoint | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |
Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Совмещение текста выступления с показомпрезентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Играем в учёных. Это интересно | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Различные конкурсы проектно исследовательской деятельности | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Памятка жюри конкурса | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Представляем» | 5 ч | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||
Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Играем в учёных. Это интересно | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Благодарственныерисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Итого | 34 | 27 | 7 |
3 класс (онлайн)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема | вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
Узнаём | 10 ч | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | 0 | Индивидуальный устный контроль | |
Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | 1 | Устный фронтальный контроль Примеры проектных работ | ||||
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа сословарями | 1 | Контроль работы малых групп | ||||
Выбор помощников в работе над проектом | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль | |||
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство спонятием «актуальность» | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Проблема. Решение проблемы | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Выработка гипотезы- предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | 1 | Индивидуальный устный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | ||||
Цель проекта | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Задачи проекта | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Исследуем | 9 ч | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |
Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | 1 | Устный фронтальный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | ||||
Создание продукта проекта. Твоё знакомство спонятиями «макет», поделка» | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Играем в учёных. Это интересно | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Тест. «Чему ты научился?» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Творим | 10 ч | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР- MicrosoftPowerPoint | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |
Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Совмещение текста выступления с показомпрезентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | Индивидуальный письменный контроль Тест по проектной деятельности https://videouroki.net/tests/tiest-po-proiektnoi-dieiatiel-nosti.html | ||||
Играем в учёных. Это интересно | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Различные конкурсы проектно исследовательской деятельности | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Памятка жюри конкурса | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Представляем» | 5 ч | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||
Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Играем в учёных. Это интересно | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Благодарственныерисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Тест по проектной деятельности: | ||||
Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Итого | 34 | 27 | 7 |
4 класс (офлайн)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема занятий | Вид занятий, часов | Формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
| Виды проектов | 1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | Индивидуальный устный контроль | |
| 1 | Виды проектов | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Исследовательский творческий проект | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Творческий проект | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 2 | Ролевой игровой проект | 1 | 1 | Устный фронтальный контроль | |
| 2 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезыи последующей её проверкой. | 1 | 1 | Индивидуальный устный контроль | |
| 2 | Информационно – исследовательский проект | 1 | 1 | Индивидуальный контроль | |
| 1 | Информационно – ориентированный проект | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Практико–ориентированный проект | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 2 | Монопредметный проект | 2 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Межпредметный проект | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| Презентация проекта | 1 | Виды презентационных проектов | 1 | Индивидуальный контроль | |
| 1 | Вид презентации проекта как отчёт участников экспедиции | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Правильная подготовка презентации проекту | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| Критерии оценивания проекта и его защиты | 2 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | 1 | Устный фронтальный контроль |
| 1 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Типичные ошибки проектантов | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| Информационные технологии | 1 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать сдиаграммой. | 1 | Индивидуальный контроль | |
| 1 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать стаблицей. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Практическая работа. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Использование ресурсов интернета подготовке презентации. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Программа Word. 1 Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей иабзацев. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Пожелания будущим проектантам | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
Итого | 29 | 5 |
4 класс (онлайн)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема занятий | Вид занятий, часов | Формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
| Виды проектов | 1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | Индивидуальный устный контроль | |
| 1 | Виды проектов | 1 | Индивидуальный письменный контрольhttps://infourok.ru/test-po-predmetu-osnovy-proektnoj-deyatelnosti-4098945.html | ||
| 1 | Исследовательский творческий проект | 1 | Устный фронтальный контроль Примеры проектных работ | ||
| 1 | Творческий проект | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 2 | Ролевой игровой проект | 1 | 1 | Устный фронтальный контроль | |
| 2 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезыи последующей её проверкой. | 1 | 1 | Индивидуальный устный контроль Тест по проектной деятельности https://videouroki.net/tests/tiest-po-proiektnoi-dieiatiel-nosti.html | |
| 2 | Информационно – исследовательский проект | 1 | 1 | Индивидуальный контроль | |
| 1 | Информационно – ориентированный проект | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Практико–ориентированный проект | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 2 | Монопредметный проект | 2 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Межпредметный проект | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| Презентация проекта | 1 | Виды презентационных проектов | 1 | Индивидуальный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | |
| 1 | Вид презентации проекта как отчёт участников экспедиции | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Правильная подготовка презентации проекту | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| Критерии оценивания проекта и его защиты | 2 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | 1 | Устный фронтальный контроль |
| 1 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Типичные ошибки проектантов | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| Информационные технологии | 1 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать сдиаграммой. | 1 | Индивидуальный контроль | |
| 1 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать стаблицей. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Практическая работа. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Использование ресурсов интернета подготовке презентации. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Программа Word. 1 Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей иабзацев. | 1 | Индивидуальный контроль | ||
| 1 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | Устный фронтальный контроль https://multiurok.ru/index.php/files/proektnaia-deiatelnost-1-4-kl-itogovye-testy.html | ||
| 1 | Пожелания будущим проектантам | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
| 1 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | 1 | Индивидуальный контроль Контрольный тест по проектной деятельности: | ||
| 1 | Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||
Итого | 29 | 5 |
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся | Индивидуальный контроль |
Способы проверки результатов освоения программы:
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини - конференции по защите исследовательских проектов.
VI. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; методы исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
- Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
Дополнительная литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 -
119с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
Дополнительная литература для обучающихся:
Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кириллаи Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Приложение 1
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Название проекта | Техника исполнения | Самостоятельность | Сложность | Моё настроение | Применение |
Приложение 2
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект | |
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" по экологическому воспитанию обучающихся 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" направлена на привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии родного края, формирование чувства ответственности за окружающий мир, ...