Программа кружка Наглядная геометрия
методическая разработка по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Наглядная геометрия»
Пояснительная записка.
Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3-4 классах предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление. Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Основными положениями программы являются:
1. Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.
2. Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.
Построение блока содержательно-логических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:
1. Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.
2. Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении, практическом и прикладном использовании математических заданий.
3. Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.
Систематическое выполнений задач и заданий содержательно-логического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.
Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и приемами стимулирует и повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи логики и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный её характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Цели изучения наглядной геометрии в начальной школе:
1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с чертёжными инструментами (в частности, с использованием циркуля, линейки)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике (с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией
4) развитие у учащихся навыков решения задач на построение.
Задачи обучения наглядной геометрии в начальной школе, связанные с
1) обучением:
• развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
• познакомить школьников с основными свойствами геометрии
• научить их приемам построения геометрических фигур
• формирование общеучебных умений и навыков
• приобретение знаний, умений и навыков работы с чертежами
• формирование умения применять теоретические знания на практике
• дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;
2) развитием:
• памяти, внимания, наблюдательности
• абстрактного и логического мышления
• творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием
• настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
• бережного отношения к школьному имуществу,
• навыков здорового образа жизни.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).
Прогнозируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков учащиеся будут уметь:
• осознавать потребность в дополнительной работе;
• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
• объединять предметы по общему признаку;
• различать целое и части;
• составлять и исполнять несложные чертежи;
• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизни
• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
• выяснить роль и место геометрии в жизни человека
• получить первичное представление о геометрии
• научиться различать виды геометрических фигур
• познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур
• познакомиться с основными приемами создания геометрических объектов
• узнать правила работы с геометрическими инструментами и освоить их возможности;
• получить представление о моделировании
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности учебной методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с инструментом. Используются рабочие тетради «Наглядная геометрия» 3 класс, 4 класс (автор Н.Б.Истомина). В них учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
• фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
• индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
• групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Примерное планирование 3класс
№ занятия | Цель занятия | Задания | Дата |
1-2 | Плоские и кривые поверхности. | 1–5 | |
3 | Видимые и невидимые поверхности геометрических тел | 6 | |
4 | Видимые и невидимые элементы многогранника. | 7–8 | |
5 | Расширение представлений о многограннике и его элементах. | 9, 10 | |
6 | Формирование представления о пересечении геометрических фигур. | 11, 12 | |
7 | Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур. | 13 | |
8 | Формирование умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | 14, 18 | |
9 | Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников. | 16 | |
10 | Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба. | 15 | |
11 | Формировать умение читать графическую информацию. | 17 | |
12 | Уточнить и расширить представления о пересечении лучей. | 19 | |
13 | Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах. | 20 | |
14 | Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию. | 21 | |
15-16 | Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков. | 22, 24 | |
17 | Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов. | 23 | |
18 | Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков. | 25 | |
19 | Формирование умения разбивать многоугольник на части с помощью ломаной. | 26 | |
20 | Продолжить формирование умения читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости. | 27 | |
21-22 | Формирование умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | 28, 29 | |
23-24 | Формирование представления о шаре и о круге как сечении шара | 30–33 | |
25-26 | Формирование представления об окружности как о границе круга. | 34, 35 | |
27-28 | Формирование представления о взаимном расположении окружности и круга. | 36, 37 | |
29-30 | Формирование представления о радиусе окружности. | 38, 39 | |
31-32 | Формирование умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить). | 40, 41 | |
33 | Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям. | 42, 43 | |
34 | Отчет кружка |
Примерное планирование 4класс
№ занятия | Тема занятия | Номера заданий по учебнику | Дата |
1 | Вводный урок. | ||
2-3 | Цилинд - как тело вращения | 1 | |
4-5 | Конус - как тело вращения | 2 | |
6-7 | Шар - как тело вращения | 3 | |
8 | Усеченный конус | 7 | |
9 | Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий | 8 | |
10 | Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него | 4 | |
11 | Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра | 5 | |
12 | Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса | 6 | |
13 | Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах | 9 | |
14-15 | Знакомство с параллелепипедом и пирамидой | 11 | |
16 | Познакомить учащихся с развертками тел вращения | 10 | |
17-19 | Чтение графической информации | 12, 13 | |
20 | Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах | 14 | |
21 | Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел | 15 | |
22-23 | Формирование умения соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить | 16 | |
24 | Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости | 17 | |
25 | Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении | 18 | |
26 | Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников | 19 | |
27 | Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников | 20 | |
28 | Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел | 21 | |
29 | Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения | 22 | |
30 | Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения | 23 | |
31-32 | Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела» | 24 | |
33 | Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой | 25 | |
34 | Отчет кружка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/19/picture-1117.jpg)
Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс
В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-28542-1662304306.jpg)
Программа кружка "Наглядная геометрия"
Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наибол...
Рабочая программа по наглядной геометрии
Рабочая программа по наглядной геометрии может использоваться на данном направлении внеурочной деятельности и на факультативном курсе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-412830-1393526359.jpg)
Рабочая программа и КТП кружка"Наглядная геометрия" 1-4 классы по ФГОС
Программа включает КТП и УУД...
Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-667509-1443369998.jpg)
Программа кружка "Наглядная геометрия" 1 класс
Основной целью программы "Наглядная геометрия" является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, с...