Рабочая программа по наглядной геометрии.
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме
Наглядная геометрия, 2 класс, УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_2_klass.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса
Раздел I .Пояснительная записка
Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса является продолжением курса «Наглядная геометрия» для 1 класса. В курсе реализована методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике. Основной целью данного курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания.
По отношению к геометрической линии курса математики данная концепция находит свое выражение также в работе по развитию пространственного мышления школьников. Термином «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, в которое входят как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребенка , обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий. Пространственные характеристики объекта- это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса включает две темы: «Поверхности. Линии. Точки» и «Углы. Многоугольники. Многогранники».
Цель первой темы. Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию)представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).
Цель второй темы. Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.
Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. Во втором классе лучше ограничится общим понятием «многогранник», выделив только куб. но если у детей возникнет потребность различения в общем понятии его частных случаев – параллелепипеда, пирамиды, призмы, - рекомендуется познакомить школьников с этими названиями.
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
- Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
- Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
- Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и , в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариотивного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
.
Раздел II. Учебно – тематический план. Тематическое планирование.
Содержание | Кол – во часов | Всего | |
Теоритич. | Практич. | ||
Поверхности. Линии. Точки. | 4ч. | 4ч. | |
Углы. Многоугольник. Многогранник | 30ч. | 30ч. | |
Итого: | 34 ч. | 34 ч. |
Тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Дом.задание | Примечание |
1 | Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.) Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | № 3 | ||
2 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии | № 6 | ||
3 | Ломаная линия. Длина ломаной. | № 9 | ||
4 | Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | № 11 | ||
5 | Углы. Многоугольник. Многогранник. Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | № 14 | ||
6 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | № 17 | ||
7 | Острый, прямой и тупой углы. | № 21 | ||
8 | Острый угол. Имя острого угла. | № 23 | ||
9 | Тупой угол. Имя тупого угла | № 26 | ||
10 | Построение луча из вершины угла. | № 29 а) | ||
11 | Построение прямого и острого углов через две точки. | № 31 | ||
12 | Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | № 32 | ||
13 | Измерение углов. Транспортир. | № 34 | ||
14 | Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | № 35 | ||
15 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | № 37 | ||
16 | Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы. | № 40 | ||
17 | Многоугольники с прямыми углами. | № 41 | ||
18 | Периметр многоугольника. | № 42 | ||
19 | Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник. | № 49 | ||
20 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | № 52 | ||
21 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | № 44 | ||
22 | Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино. | № 47 | ||
23 | Многогранники. Грани. | № 50 | ||
24 | Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | № 53 а),б) | ||
25 | Плоские фигуры и объемные тела. | № 58 | ||
26 | Повторение изученного. | № 62 | ||
27 | Куб. Развертка куба. | № 65 | ||
28 | Каркасная модель куба. | № 68 | ||
29 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | № 69 | ||
30 | Куб. видимые невидимые грани. | № 73 | ||
31 | Куб. построение куба на нелинованной бумаге. | № 76 | ||
32 | Решение топологических задач. | № 79 | ||
33 | Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. | № 83 | ||
34 | Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела». | № 86 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Поверхности. Линии. Точки. 4ч.
Прямая и кривая линии. Точки пересечения кривых линий. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Ломаная линия. Длина ломаной.
Углы. Многоугольник. Многогранник. 30ч.
Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
Острый, прямой и тупой углы. Построение луча из вершины угла. Построение прямого и острого углов через две точки. Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. Измерение углов. Транспортир. Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. Многоугольники с прямыми углами. Периметр многоугольника. Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник. Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат .Взаимное расположение предметов в пространстве. Многогранники. Грани. Границы плоских поверхностей – ребра. Плоские фигуры и объемные тела. Куб. развертка куба. Видимые невидимые грани.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- уметь различать различные треугольники;
- уметь пользоваться транспортиром, находить величину угла;
- уметь анализировать геометрическую фигуру, строить фигуры с помощью полного набора чертёжных инструментов;
- моделировать из бумаги.
Учащиеся должны:
а) иметь представление:
- о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках и их классификации по числу углов;
- о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах
б) знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;
в) уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;
- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;
- находит в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
Раздел V. Учебно-методическая литература.
- Истомина Н.Б. Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., Линка-Пресс, 2009
- Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б. , Методические рекомендации к тетради « Наглядная геометрия . 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка – Пресс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс
В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...
Рабочая программа по наглядной геометрии
Рабочая программа по наглядной геометрии может использоваться на данном направлении внеурочной деятельности и на факультативном курсе....
Рабочая программа по наглядной геометрии 2 класс
Рабочая программа по наглядной геометрии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Наглядная геометрия» ...
Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала....
Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония
Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония...
Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс.
Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс....
Рабочая программа по наглядной геометрии 4 класс
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО(Приказ МО и Н № 273-ФЗ ОТ 29.12.2012), Примерной основной образовательной...