Статья "Методы и приёмы работы с детьми в группе продленного дня".
статья на тему

Нетленнова Дарья Олеговна

Статья о методах  работы воспитателя с детьми в группе продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Статья Методы и приемы работы с детьми в ГПД

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

  Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.  

В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности

     Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

   Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.  

   Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

  Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

   Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.      

Виды одаренности 

1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

2) В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

3) В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

4) В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

 5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

 Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.  

   Скрытая одаренность проявляется в   замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

 Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения.Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.  

  С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания.

  Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников.   В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.

    Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами.

   Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения, отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, я на своих уроках использую следующие методы и приемы работы: проблемный диалог, пресс- конференция и др. Так, на уроке математики в 4 классе по теме: «Задачи на проценты», мной используется проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)

Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей:  Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?

 Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки «Каша из топора»

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да-нетка», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

 Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности 

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;— формирование и развитие сети дополнительного образования;— организация научно-исследовательской деятельности;— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников 

— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей 

— Публикация в СМИ;— Стенд «Лучшие ученики школы»;— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

Работа с родителями одаренных детей 

— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня...

Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.

Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....

Организация работы с родителями в группе продленного дня

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематичес...

«Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.»

Тема: «Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.» В последнее время среди обучающихся становится все больше слабоуспевающих детей. Чтобы понять, поч...

Занятия с детьми в группе продленного дня

В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для сво...

Занятие с детьми в группе продленного дня по теме: «Животные Ленинградской области»

Ленинградская область занимает большую территорию (83 кв. км) с уникальными местами: крупнейшими озерами и реками, огромными лесными массивами и полями. Поэтому и животный мир Ленинградской области ра...

Приемы организации работы с детьми в группе продленного дня.

Данный материал предлагается воспитателям группы продлённого дня, для использования приёмов организации работы с детьми в ГПД....