Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями
статья по зож
В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ovz_muhamethanova_e.a.docx | 47.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухаметханова Елена Анатольевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»
«Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями»
В последнии годы довольно часто в школу приходят дети с речевыми нарушениями. У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее.
Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи, т.к это нарушение чаще всего первым «бросается в глаза».
Основными компонентами речевой деятельности являются, общее звучание речи, активный словарь, грамматический строй речи, слоговая структура слова, звукопроизношение, связная речь
Речевая система взаимосвязана со всеми психическими процессами: внимание, память, мышление.
Специализированную работу веду по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
-развитие артикуляционных движений, движений органов речи;
-совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
-совершенствование грамматического строя речи;
-обогащение, активизация словарного запаса речи;
-развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков; подготовка руки к письму;
-развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
-совершенствование просодической стороны речи.
Развитие артикуляционных движений
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, обеспечивающие правильное звукопроизношение.
- «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
- «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
- «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
- «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
- «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
- «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность. А также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Учёные в своих исследованиях показали тесную взаимосвязь между речью, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.
При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность. А также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Учёные в своих исследованиях показали тесную взаимосвязь между речью, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования точных движений рук и пальцев положительно воздействует на развитие речи.
Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Иными словами, если у малыша ловкие, подвижные, «послушные» пальчики, то и говорить он научится без труда.
Формирование фонематического восприятия
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и дальнейшего успешного обучения в школе.
Фонематическое восприятие характеризуется способностью определять: наличие или отсутствие определённого звука в составе слова; последовательность звуков в составе слова; позицию звука в составе слова; количество звуков в слове.
Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении, грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв) и служит причиной их неуспеваемости.
Дидактическая игра «Человек».
«Про что можно сказать у человека одна? (голова, шея). А про что у человека можно сказать два? (два уха, два глаза).
Упражняем в употреблении притяжательных местоимений: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: «брат – братик, сестра – сестренка».
Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. «Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала»
Упражняем в образовании прилагательных от существительных. «Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное».
Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У ребят лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы.
Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий.
Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!
Используемая литература:
- Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
- Развитие навыков устной речи / Л.А. Зиновьева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 239 c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Нетрадиционные логопедические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями
Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её п...
Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...
Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....
Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....
Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"
В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В данной работе автор рассматривает проблему использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ....